Эрмитаж — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Главный ансамбль Эрмитажа

Анфилады Зимнего дворца, творения великого Растрелли, отданы под постоянные экспозиции живописи, графики, скульптуры разных стран и эпох. В одной из галерей воссоздана коллекция портретов династии Романовых: всех царствовавших родственников, начиная с родоначальника Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Голландская живопись 17 века выставлена в Шатровом зале, отдельное помещение выделено для картин Рембрандта. Испанская художественная школа представлена работами Сурбарана, Веласкеса, Мурильо, Эль Греко. Не менее прекрасны собрания произведений искусства из Германии, Италии, Фландрии, Англии. Великолепны коллекции древнеримских и древнегреческих статуй, барельефов, саркофагов и мозаик. Исторические артефакты с просторов Евразии рассказывают об эволюции и взаимосвязи искусств разных народов.

Русский музей, Санкт-Петербург


Логотип Государственного Русского музея. Изображение: Государственный Русский музей
Знак Государственного Русского музея, использовавшийся до 2016 года. Изображение: Государственный Русский музей

В этом году Государственный Русский музей вошёл в десятку самых посещаемых мировых музеев, заняв шестое место. Это крупнейшее собрание русской живописи, основанное в 1895 году императором Николаем II, сейчас располагается в пяти зданиях, главное из которых — Михайловский дворец на Инженерной улице в Петербурге.

Согласно распространённой музейной практике, именно это здание в стиле позднего классицизма долгое время служило графическим символом музея. В 2016 году произошёл масштабный ребрендинг — был запущен новый сайт, создана система цветового кодирования, а логотип обрёл иное шрифтовое решение. Новую айдентику разработало агентство Art Sugar.

Логотип рассчитан не только на русскоязычного, но и на зарубежного посетителя: начертание одинаково хорошо образует лигатуры «РМ» (Русский музей) и RM (Russian Museum). Главным цветом для нового логотипа был выбран красный. Как объясняет администрация музея, им хотелось сохранить связь знака и с русским авангардом, главным цветом которого был красный, и с народным творчеством, в котором слово «красный» также означало «красивый».

Эрмитаж сегодня

Современный Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) – это крупнейший культурный, исследовательский и музейный комплекс страны. Эрмитаж сегодня активно растет, уже открыты представительства музея в 4 городах, готовится новое открытие в Екатеринбурге. Сотрудниками Эрмитажа ведется огромная просветительская и научная работа, осуществляется сотрудничество со всеми крупнейшими музеями мира, проходят выставки в разных странах. Продолжается большая деятельность по пополнению собрания, специалисты ищут достойные экспонаты, ведут переговоры с коллекционерами. Музей сегодня – это крупный комплекс, здесь ведутся реставрационные работы, проводятся экспертизы, осуществляется огромная программа по привлечению посетителей. Сюда ежегодно приходит не менее 5 млн человек.

Отель Эрмитаж

Гостиница имеет 5 звезд и находится в историческом особняке 1830-х годов постройки, в тихой части исторического центра Петербурга, по адресу: улица Правды, 10.

В отеле воссоздана «атмосфера Эрмитажа» в духе императорской России с присущими изыском и богатством. Всему этому способствуют как внешняя отделка здания, так и внутренние интерьеры общих помещений и номеров, и даже меню ресторанов отеля и униформа швейцара.

В гостинице, среди удобств: бутик-ресторан с традиционными блюдами итальянской кухни и изысканными десертами, панорамный ресторан на крыше, лобби-бар с легкими закусками традиционной русской кухни, фитнес-центр, оздоровительный спа-центр, бесплатный Wi-Fi, бесплатная парковка и залы для конференций.

В гостинице есть несколько категорий номеров: премиум, делюксы, полулюксы и люксы, а также Императорский люкс, Президентский люкс и люкс Эрмитаж.

Все номера и люксы обставлены элегантной мебелью, изготовленной по эскизам флорентийских мастеров по дереву. В каждом номере есть телевизор с плоским экраном, мини-бар, сейф, кондиционер и собственная ванная комната, отделанная итальянским и греческим мрамором.

Гости могут воспользоваться халатами и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями.

В стоимость номеров может быть включен завтрак «шведский стол».

Коллекция

Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня – это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории – коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.

Здания Эрмитажа

Огромный комплекс под названием Государственный Эрмитаж сегодня включает 5 основных сооружений, не считая отдельных помещений в других зданиях, например, в Главном штабе. Самое старое помещение музея – Малый Эрмитаж. Оно было построено в 1764-1766 году архитектором Ю. Фельтеном. В комплекс Малого Эрмитажа входят также знаменитые Висячие сады и Северный и Южный павильоны. Комплекс выполнен в строгом стиле классицизма. В 1777 году тот же Ю. Фельтен возводит Большой Эрмитаж, он гармонично сочетается с ранее построенными сооружениями комплекса. Позже Д. Кварнеги пристроил к этому дому корпус, в котором находятся лоджии Рафаэля.

В конце 19 века Лео фон Кленце проектирует специальное здание для публичного посещения музея, получившее название Новый Эрмитаж. Эффектное сооружение в стиле историзм гармонично вписалось в ранее созданный комплекс. Самым знаменитым элементом этого здания является входной портик с атлантами. Еще одно помещение, входящее в комплекс, – это Эрмитажный театр. Построен он был еще при Екатерине Второй. Сегодня здесь даются спектакли и концерты, демонстрируются выставки. Государственный Эрмитаж, залы которого поражают великолепием и размахом, является настоящим символом Петербурга. А комплекс зданий музея – одной из главных архитектурных доминант города.

Третьяковская галерея, Москва


Логотип Государственной Третьяковской галереи. Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Логотип Государственной Третьяковской галереи с фрагментом картины «Девочка с персиками» Валентина Серова. Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Знак Государственной Третьяковской галереи, использовавшийся до редизайна. Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — один из главных российских музеев изобразительного искусства. Она была открыта в Москве в 1856 году купцом Павлом Третьяковым, который собирал коллекцию русской живописи и поддерживал российских художников.

По мере роста коллекции здание постоянно достраивалось, а в 1904 году помещения были объединены общим фасадом в виде древнерусского терема по проекту Виктора Васнецова. Именно этот «терем» служил символом и логотипом Третьяковской галереи вплоть до 2017 года.

Новый логотип, выпущенный к 150-летию музея, разработан студией ONY и представляет собой стилизованную букву «Т». Знак состоит из простых геометрических форм — два треугольника отсылают к русскому авангарду, а в широкий основной штрих можно вписывать разные произведения живописи, тем самым объединяя знак с текущими выставками.

Задача перед дизайнерами стояла непростая — с одной стороны, новый знак должен отражать глубокие традиции музея, с другой — быть современным, а также понятным зарубежному посетителю.

Victoria & Albert Museum, Лондон


Логотип Victoria and Albert Museum. Изображение: Victoria and Albert Museum
Фрагмент постера музея 1977 года, в верхней части расположена версия логотипа со шрифтом ITC Baskerville Italic. Изображение: Victoria and Albert Museum
Фрагмент постера музея 1975 года, в верхней части расположена версия логотипа с портретами основателей музея. Изображение: Victoria and Albert Museum

Музей Виктории и Альберта — первый в мире музей декоративно-прикладного искусства, открытый в 1852 году в Лондоне. Его основатели — королева Виктория и её муж, принц-консорт Альберт. Сегодня коллекция музея включает более миллиона экспонатов и представляет многовековую историю нашей цивилизации — от первых керамических поделок, изготовленных около пяти тысяч лет назад, до современных образцов дизайна и графики.

Только за последние полвека предпринималось несколько попыток разработать логотип музея. Так, в 1970-е он был создан на основе шрифта Baskerville Italic с витиеватым амперсандом, а в 1975 году бюро HMSO Graphic Design добавило к логотипу портреты основателей.

Оба варианта не прижились, и в 1989 году музей обратился в студию Pentagram к знаменитому Алану Флетчеру. Требования в задании были очень конкретными — логотип должен состоять только из трёх символов V, & , A и быть функциональным, вневременным и запоминающимся.

Алан Флетчер выбрал шрифт с высоким контрастом — элегантную антикву «нового стиля» Bodoni, разработанную более двухсот лет назад. После долгих попыток соединить буквы в единую композицию, решение пришло как озарение — дизайнер удалил один из штрихов буквы «А», заменив её амперсандом. Получилась лаконичная и в то же время динамичная композиция, в которой все три знака образуют неделимое целое.

Маршруты по Эрмитажу

Для посетителей открыты все залы и выставки, но посещение музея возможно только по специально разработанным маршрутам.

Выбрать маршрут вы можете при входе в музей.

В Главному музейном комплексе доступны 2 маршрута, в здании Главного штаба – один маршрут.

Маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход в сторону Иорданской лестницы).

При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.

Маршрут № 2 по Главному музейному комплексу (вход в сторону Церковной лестницы).

При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.

Маршрут №3 проходит в здании Главного штаба.

Выбрав этот маршрут, вы увидите одну из лучших в мире коллекций живописи импрессионистов и постимпрессионистов: знаменитую галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены шедевры кисти Матисса, Пикассо, Мориса Дени и многих других. В маршрут входят залы памяти Карла Фаберже, Музей Гвардии и экспозиция “Министерство иностранных дел России”, вы также сможете познакомиться с искусством XX-XXI веков и посмотреть временную выставку «Студия 44. Анфилада».

Руководство музея

Государственный Эрмитаж на стадии своего создания лично курировался императрицей Екатериной Второй. За свою долгую историю музей сменил 17 руководителей. Сегодня директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. В 1992 году он пришел на место, которое когда-то занимал его отец – выдающийся археолог, востоковед. Он возглавлял главный музей страны почти 30 лет. Михаил Борисович сегодня стремится продолжать устоявшиеся традиции Эрмитажа, многое делает для его развития. Так как музей – это огромный, разноплановый комплекс, директору приходится больше заниматься административными вопросами, чем изучением произведений искусства. Однако директор музея является признанным ученым с мировым авторитетом.

Филиалы Эрмитажа

Дворец Меншикова

Одним из первых каменных зданий новой столицы был дворец ее первого губернатора Александра Меншикова. Роскошь интерьеров поражала современников и иностранных гостей. Ныне здесь располагается экспозиция «Культура России начала 18 века».

Главный штаб

В восточном крыле огромного здания Генерального штаба находится коллекция французской живописи 19-20 веков. Это одно из богатейших собраний импрессионизма, насчитывающее около 3000 картин. Произведения Клода Моне, Ренуара, Дега, Сезанна, Сислея полностью раскрывают эволюцию этого художественного течения. 8 работ Ван Гога — главная цель посетителей экспозиции.

Музей Императорского фарфорового завода

Все заказы императорской семьи на первом российском фарфоровом заводе изготавливались в двух экземплярах, второй оставался в фабричном музее. За долгие годы скопилось 30 тыс. изделий, ставших основой для экспозиции, представляющей полную ретроспективу развития фарфорового искусства 18-20 веков.

Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня»

Исторические и художественные ценности, редкие книги, кареты, коллекции мебели из фондов Эрмитажа ранее были недоступны для обозрения. Ныне хранилище и реставрационные мастерские открыты посетителям. Здесь им предоставляется возможность заглянуть за кулисы музейной деятельности, увидеть редкие артефакты, которые готовятся к размещению в залах Эрмитажа.

История создания

Начало будущей коллекции музея было положено императрицей Екатериной Второй. Она покупала для себя произведения искусства, самым значительным ее приобретением было собрание купца Гоцковского. Сначала коллекция размещалась во дворцах, но она быстро росла, и вскоре императрица поняла, что необходимо строить специальное здание.

Настоящая история Государственного Эрмитажа начинается в 1764 году, когда был заложен Малый Эрмитаж. Но очень быстро и это сооружение было заполнено произведениями искусств, и в 1775 году появляется здание Большого Эрмитажа. К концу 18 века в Эрмитаже хранилась одна из лучших и крупных коллекций произведений искусства в Европе. На музей работала целая команда закупщиков, которые по всей Европе искали выдающиеся экспонаты. В середине 19 века комплекс музея пополнился еще одним зданием и приобрел сегодняшний вид. До 1917 года музей не был широко доступным, билет можно было получить только в дворцовой кассе и всем их не раздавали. После революции музей стал народным достоянием, часть коллекции была распределена между разными музеями государства, но собрание также пополнялось за счет привоза ценностей из частных коллекций. Часть произведений советская власть продала за границу, стремясь пополнить золотовалютные резервы молодого государства. Во время Второй мировой войны ценности Эрмитажа были эвакуированы на Урал, но уже с 1945 года музей вновь открылся для посетителей.

Представительства Эрмитажа в других городах

Эрмитаж создал особую форму своего присутствия в регионах России и за рубежом – это постоянно действующие культурные и выставочные центры.

Так центры есть в Казани (центр «Эрмитаж-Казань»), Выборге (центр «Эрмитаж-Выборг»), Омске (центра «Эрмитаж-Сибирь»), Екатеринбурге (центр «Эрмитаж-Урал»), Амстердаме (выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» / Hermitage Amsterdam).

Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре, с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.

Главные шедевры

Государственный Эрмитаж, произведения и здания которого являются уникальными, – музей огромный. Чтобы осмотреть всю экспозицию, нужно потратить немало дней. Но, как и в любом музее мира, здесь есть шедевры, которые нельзя пропустить и которые составляют предмет особой гордости. К ним относятся:

– «Даная» и «Блудный сын» Рембрандта;

– «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;

– уникальные часы «Павлин»;

– «Дама в голубом» Гейнсборо;

– «Танец» А. Матисса;

– фрески из буддийских храмов;

– предметы Пазырыкской культуры;

– скульптура «Вечная весна» Родена;

– парадная лестница Зимнего дворца;

– коллекция предметов русского интерьера 19 – начала 20 веков.

Это, конечно, только самое-самое, в музее так много ценных произведений на разный вкус, что выбрать главные шедевры очень непросто.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий