Экспозиции в Большом дворце «Царицыно»

Большой дворец — краткое описание

Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля — псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.

Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики

Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю

Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают ансамбль чем-то похожим на Кремлёвский дворец.

За счет протяженных фасадов (длина постройки — 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.

Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.

Первый этаж

Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).

Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.

Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.

Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца — Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.

Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра — всё это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.

В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.

Под маской Венеции

27 апреля – 29 августа 2021 Место проведения: Хлебный дом Кураторы: Д. Колпашникова, К. Скуарчина

Посвященная повседневной жизни Венеции XVIII века выставка создается в сотрудничестве с Фондом городских музеев Венеции. Благодаря этому партнерству в России впервые будут показаны предметы из собраний Дворца дожей, музеев Коррер и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов).

Организация пространства экспозиции предполагает выбор, два сценария развития отношений с городом: драма и одиночество или триумф и слава.

Период, о котором рассказывает выставка, – последние десятилетия существования независимой Венецианской республики – был полон роскоши и развлечений. Бесконечный праздник сделал Венецию центром культурного туризма XVIII столетия.

В город приезжали не только ради памятников архитектуры и искусства, музыки и театров, но и за тем, что не мог предложить ни один другой город в Европе: за роскошью и свободой. Карнавальная маска, которую можно было носить по полгода, не боясь быть раскрытым, меняла нравы и манеру поведения людей. Праздник легко смешивался с реальностью. Именно это впечатление детально воссоздадут авторы выставки в «Царицыне».

Поверхности

4 февраля — 28 февраляМесто проведения: Большой дворецКуратор: Т. Пунанс

Шестая ежегодная выставка художников-керамистов «Поверхности» открывается в Казаковском зале Большого царицынского дворца в рамках параллельной программы проекта «Керамика. Парадоксы».

В экспозиции – более ста керамических пластов, созданных 57 художниками из разных городов России.

Техника пласта предполагает работу исключительно на поверхности. В этом случае глиняная поверхность становится для художника-керамиста подобием холста, плоскостью, которая дает возможность поиграть с живописью, попробовать графику, поработать с рельефом и – «отдохнуть» от объема.

Популярные

Только вчера думала о Царицыно, как бы туда пойти и как удобнее маршрут проложить, и вот – замечательная подсказка! И как доехать, и как лучше пройти, и сколько билеты стоят, и где пирожки купить! Нравятся мне такие длинные дорожки, усыпанные желтыми листьями. Да, история Царицыно и впрямь получается похожей на российскую действительность – и сегодняшнюю и позавчерашнюю… Жалко мне старинных архитекторов, чьи труды и задумки остались не вполне оцененными, не воплощенными. Хорошо, хоть расходы Баженову возместили, а то я стала переживать за него. Да, его история тоже показательная для людей искусства и может служить своего рода успокоением для непризнанных гениев – они не одиноки! …Но неужели же в период между Павлом и Лужковым никто не “замахивался” на достройку Царицыно? …Да, в Интернете есть, конечно, информация о Царицыно, но как-то так все путано изложено, что я, честно говоря, мало чего поняла. А в этом отзыве – все по существу, и об истории и о современности.

Вдохновляющие разум фотографии и воодушевляющий экскурс в историю. Особенно понравились тихие лесные тропки, куда еще не ступала нога инопланетянина — тоже нравятся такие загадочные и немножко навевающие легкую грусть местечки. И речка очень красивая и тихая, где наверное полно рыбы съедобной и уточек аппетитных, так и просящихся на сковородку или в уху. Исторические строения тоже вызывают уважение и подобострастие задушевное. В общем отличный городок Царицыно получился у архитектора Баженова.

Не доводилось мне бывать лично в этом интересном месте, но виды на фото до боли знакомые))
По утрам много лет включаю первый канал, фоном идёт передача “Доброе утро”, новости в основном интересуют. А там какое-то время назад придумали такую фишку: часть передачи идёт из студии, а часть – из передвижной мини-студии, которая очень часто оказывается именно в Царицино. Когда погода позволяет, ведущие очень много эфиров ведут, прогуливаясь по окрестностям, позволяя зрителям любоваться местными красотами.

Царицыно мы посетили в этом сентябре. День был замечательный, солнечный, яркий. И гулять по парку было одно удовольствие. Мы бродили по аллеям, прогуливались по красивым мостикам, любовались великолепным фонтаном. А еще там, на прудах обнаружились какие-то необыкновенные утки- рыжие, на высоких лапах, тоже яркие, как раз в тон осенней листвы. Мы долго их разглядывали, а потом спросили у проходящей мимо женщины, не знает ли она, как зовут этих птиц. “Да это же огари!” – сказала она. Огари…Так вот вы какие, огари…Теперь будем знакомы:)

11 октября 2021 в 21:14

Если честно, то по сравнению с постройками царицынского комплекса загс выглядит непередаваемо убого. Так что его фотография нарушает гармонию фоторепортажа. Но явно строил не Казаков и не Баженов, так что сделаем скидку. Прекрасно, что невесты после церемонии могут сделать прекрасную фотосессию в парке. И спасибо за это Юрию Михайловичу огромное.
Что касается построек, то не увлекись архитектор Баженов масонством, глядишь и расцвело бы Царицыно еще при Екатерине, но история не знает сослагательного наклонения.

Добавить новый комментарий…

Место с историей

В этом году исполняется 10 лет с момента открытия нашего музея-заповедника для широкой публики после окончания ремонта и реставрации Большого дворца и 242 года с момента переименования усадьбы Черная Грязь в Царицыно. Екатерина II купила усадьбу в конце мая 1775 года и провела здесь шесть недель в узком кругу приближенных . Прогулки по прудам, по живописным окрестностям усадьбы и наслаждения великолепными природными ландшафтами заполняли досуг новой владелицы имения, которое по ее мнению представляло из себя «сущий рай». Императрица была очарована местом и в августе велела его переименовать.

Так как за два с половиной века своего существования Царицыно пережило и блеск, и нищету, ко дню истории музея-заповедника во дворце, Хлебном доме и других корпусах музея-заповедника сейчас готовится большая программа, которая позволит рассказать о разных эпохах в жизни Царицына, в том числе и про дачную жизнь этого места в XIX веке, и про коммуналки, находившиеся здесь в советский период.

Царицыно – место легендарное и неоднозначное, с очень разнообразной историей, в которой были и периоды расцвета и моменты запустения. Долгое время дворец стоял без крыши и альпинисты использовали его как скалодром, а в Хлебном доме находились коммуналки, жители держали скот. И в исторической литературе и в обычных разговорах, которые можно услышать и сегодня, кто-то говорит про «величественную руину», кто-то – про «дворец с трагической судьбой». Но для нас, для команды, которая работает сейчас в музее-заповеднике, это место, которым мы все очарованы. Мы влюблены в Царицыно, и надеемся передать эту страсть нашим посетителям. Каждое из исторических зданий на территории не похоже на остальные и имеет свою уникальную судьбу.

Большой дворец

Большой дворец – единственная постройка М.Ф. Казакова в Царицыне. Его появление на месте снесенных по воле Екатерины относительно скромных по размерам дворцов Баженова, предназначенных для нее самой и для семьи наследника Павла Петровича, остается величайшей интригой в истории Царицына. Строительство нового громадного дворца происходило также не без трудностей. Он был уменьшен по высоте, кровли не были украшены ажурным декором. Их покрасили в мрачный черный цвет. Заброшенное после смерти императрицы здание разрушалось, его сравнивали с гробом, окруженным плакальщиками. К 1880-м годам с дворца были сняты последние остатки крыш. Так появилась знаменитая руина, своего рода Московский колизей, хорошо памятный еще нашим старшим современникам . В 1960-х годах на ее стенах альпинисты тренировались, как на скалодроме.

Искусство быть рядом

15 марта 2021 – 10 мая 2021 Место проведения: Большой дворец, Оперный дом, оранжерейный комплекс Куратор: Л. Гринберг

Инклюзивная выставка «Искусство быть рядом» — продолжение проекта «Искусство быть», инициированного в 2018 году ГЦСИ совместно с благотворительным фондом «Гольфстрим» в рамках программы «Современное искусство и особое восприятие».

Проект строится на пересечении различных дисциплин: современного искусства и психологии, социальной реабилитации, педагогики, арт-терапии. Выставка объединяет в себе инсталляции, интерактивные объекты, коммьюнити-артпроекты, отобранные по результатам открытого конкурса.

При отборе учитывается открытость и доступность для восприятия любой аудиторией, в том числе людьми с особенностями в моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, ментальной сферах. Выставки проекта ориентированы на широкую аудиторию, включая людей с ОВЗ, и задуманы как платформа, объединяющая посетителей с разными потребностями.

В основе проекта заложен принцип партиципации, который подразумевает активное и деятельное вовлечение публики в диалог с произведением искусства и друг с другом.

На выставке в Царицыне будет показано 12 художественных проектов.

Прогулка по парку. Флора Царицына в произведениях искусства и фотографиях

март — май 2021 Место проведения: Второй оранжерейный корпус Куратор: С. Поликарпова

В основу выставки легло исследование, проведенное Институтом экологического проектирования и изысканий в 2019 году. Одновременно естественно-научный и художественный проект будет знакомить с царицынской флорой (деревьями, кустарниками, цветами, травами и мхами) и ее географией. Особенно интересно сопоставление современных наблюдений с историческими. Благодаря фотографиям из гербария Главного ботанического сада РАН им. Н.В. Цицина и гербария Московского университета можно составить представление об исчезнувших растениях парка.

Художественную часть выставки составят произведения художника Гусевского хрустального завода Светланы Березиной, авторские цветочные букеты из керамики и снимки фотографов музея-заповедника «Царицыно».

История

История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте — в так называемой пустоши Чёрная грязь.

В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.

Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.

Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.

Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.

Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.

Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».

В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.

В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.

Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий