Его история началась еще в пещерном монастыре!..

Свято-Никольский женский Венев-монастырь

Уникален Венев-Никольский монастырь, старейший из монастырей на Тульской земле. Весьма возможно, что первоначально он возник по образцу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. И хотя первое письменное упоминание о нем относится к началу XV в., монастырь существовал и до этого времени.

По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежит монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.

В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо-Успенского храма, построенного в 1696-1701 г.г. Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм.

Но все остальное — стены, 6 башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки — на его расширение в начале XIX века.

Были отобраны и обширнейшие угодья монастыря, селения Анишино, Волынцево, Бортники — ныне Богоявленка, Бурдуково, Хавки, Медведки, Сливки и другие села и деревни, а также тысячи крепостных крестьян. В конце XVIII в. храм был передан приходу с. Богоявленского. В XX в. с 30-х до 50-х г.г. он был закрыт, а в начале 50-х г.г. вновь открыт.

Недалеко от монастыря находятся скальники. По рассказам местных жителей, от монастыря к пещерам в скальниках шел подземный ход. В пещерах находились монашеские кельи. В советское время, во избежание несчастных случаев, пещеры были взорваны — остался один вход, которым пользуются только опытные спелеологи.

Обнажения представлены высокими (до 12 м.) и протяженными (до 300 м.) почти вертикальными стенками заброшенного каменного карьера. Находятся они на самом живописном участке верхнего течения р. Осетра, пересекающего здесь полосу лесов «Тульские засеки». Обнажения выделяются на фоне крутых покрытых лесом склонов речной долины и придают ландшафту вид скалисто-гористого. В обнажениях виден и доступен для изучения разрез тарусского и веневского горизонтов нижнего карбона, сложенный органогенными известняками с остатками фауны и флоры.

Веневский район, Обнажения расположены в 2 км к северо-востоку от д. Венев-Монастырь, в 1 км к юго-западу от пос. лесничества Осетровского. Подъезд по шоссе Тула-Венев до остановки Дедиловские выселки, далее 1 км по шоссе на лесничество Осетровское до д. Венев-Монастырь. Затем 2 км по грунтовой дороге вдоль посадки по направлению к реке Осетр.

История монастыря

Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.

За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.

Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.

Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.

Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.

В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.

С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.

В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.

Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.

Возрождение

Холки не раз закрывались. Например, при секуляризации церковного имущества в 1764 году при Екатерине II. Но люди всегда про них помнили – и простые верующие, и затем археологи.

Кстати, в XIX веке на территории нынешних Белгородской и Воронежской областей сложилась особенная религиозная активность жителей. Подражая древним подвижникам, в меловых горах Подонья монахи и миряне создали несколько пещерных комплексов. Среди них – пещерный скит Игнатия Богоносца недалеко от Валуек, пещерный комплекс на холме рядом с райцентром Алексеевка.

В начале 1970-х годов за исследование холковских пещер взялись энтузиасты во главе с главным архитектором Чернянского района В. Евдокимовым и инженером отдела архитектуры В. Стофато. Они хотели создать в Холках этнографический музей. Но власти их не поддержали.

Возрождение пещер началось стараниями В. Пономарёва, уроженца села Холки, и ещё нескольких энтузиастов. Они выложили кирпичный вход в пещеры, которые 14 октября 1990 года открыли как музей.

Датой начала возрождения ныне существующего монастыря можно считать 11 мая 1997 года. В тот день епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил три закладных камня на месте постройки монастырских храмов. Тогда же начали строить комплекс ныне существующих монастырских зданий. Этому делу отдал свою жизнь московский архитектор Андрей Родыгин (1955–1998), его могила находится вблизи Донского храма.

Монастырь был торжественно открыт 12 декабря 1999 года. Настоятелем стал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Легенды об основании монастыря

Доподлинные сведения о том, как и когда была заложена обитель, неизвестны. Вокруг истории возведения святыни ходит немало легенд. Одна из них рассказывает о пастухе Михаиле, который каждый день выпасал в горах отару овец. Однажды он увидел странное свечение, исходившее из пещеры неподалеку пастбища. Заглянув внутрь, парень обнаружил образ Богородицы, окутанным ярким светом. Пастух принес икону домой, однако наутро та исчезла. Каково же было его удивление, когда он вновь увидел ее в той же пещере. Мальчик снова забрал святыню с собой и история повторилась. Прознавшие об этом жители поселка, где жил Михаил, истолковали необычное происшествие, как божественный знак, а вскоре совместными усилиями устроили на месте обретения святого Лика пещерный храм.

Свято-Успенский пещерный монастырь вблизи Бахчисарая

Еще один миф, связанный со Свято-Успенским монастырем, гласит о злом драконе, повадившемся уничтожать молодых парней и девушек. Отчаявшиеся односельчане воззвали к Пресвятой Богородице, моля Ее об избавлении от кровожадного змия. Спустя некоторое время трагические смерти прекратились. Осмелевшие жители деревни поднялись на гору, где и нашли поверженного гада, над которым парил сияющий образ Богоматери. Чтобы почтить Заступницу Небесную, они обустроили церковь в скале, куда стали приходить для вознесения благодарственных молитв.

Самой правдоподобной является легенда о греческих иноках, которые во время христианских гонений перебрались на Крымский полуостров. Ища новое пристанище, они были покорены красотой ущелья Марьям-дере, столь похожего на их родные места. Там они и возвели храм, а вскоре обосновали небольшое поселение. Позже археологи обнаружили на территории обители древние захоронения, датированные VI веком, что придало этой версии еще большую правдоподобность.

Гробницы Синедры

Сам Алексей Михайлович тоже бывал в Холках. Главными святынями монастыря были Казанская икона Пресвятой Богородицы и образ святого Алексия, человека Божия, подаренный монастырю царём в память об этом посещении. Но с точки зрения достопримечательностей, конечно, любопытны знаменитые пещеры.

«К сожалению, о самих пещерах до нас не дошло никаких документальных сведений, – пишет в книге Илья Каунников. – Вполне возможно, что они создавались монахами как укрытие от нападений врагов и не были постоянно обитаемы».

Происхождение пещер некоторые исследователи-археологи склонны датировать примерно VII–IX веками, когда эти края относились к Готской митрополии, управляемой из византийской столицы Константинополя.

Планиметрия подземной Холковской церкви с колоннами построена по образцу прямоугольно спланированных ближневосточных пещерных святынь типа израильских «Гробниц Синедры». Имеется вырубленная обводная галерея для кругового обхода престола. Похожая галерея устроена в Мирликийской базилике святого Николая в турецком городе Демре (Мирах Ликийских), который многие российские туристы посещают с экскурсиями.

Прототипом Холковской пещерной церкви могла быть ещё функционировавшая тогда подземная церковь в Херсонесе, тоже построенная, как следует из её планиметрии, по образцу «Гробниц Синедры».

Легенды о храме

Успенский монастырь окружен разными легендами. По одной из них когда-то молодой пастух Михаил по дороге домой гнал стадо рядом с пещерами и увидел в одной из них свет. Парень зашел туда и обнаружил парящую икону Богородицы. Перед ней горела свеча. Это произошло 15 августа, как раз на День Успения. Молодой человек взял икону и унес ее домой, а на утро обнаружил пропажу святыни.

Когда опять проходил мимо удивительной пещеры, то вновь увидел свет и образ. Пастух снова принес ее домой, но на утро история повторилась. Икона вновь оказалась в пещере. Тогда Михаил рассказал об этих случаях односельчанам. Люди решили, что так Дева Мария выражает свое желание о строительстве храма в ее честь именно в этом месте.

По другому преданию в древности в подземельях обитал дракон. Он постоянно требовал дань с окрестных деревень – утаскивал в логово молодых людей и девушек. В конце концов, в селах остались только старики. Тогда они обратились к Богородице, прося у нее защиты от дракона. Она услышала мольбы и через день пастухи увидели в пещерах свет. Люди зашли внутрь и обнаружили парящую икону над поверженным драконом. Тогда и был возведен храм в честь заступницы.

Согласно третьей легенде, когда устраивалось гонение на христиан, пара монахов из Афин обосновались на полуострове в горных пещерах. Монахи решили основать храм в Марьям-Дере из-за источника воды, протекающего рядом. Святые братья выбили в толще скал помещение под монастырь и кельи.

Затем монахи освятили это место, установили иконостас и образ Богородицы, который привезли из древнего Сумельского скита (византийского города Трапезунды). После этого вблизи иконы произошло много удивительных событий и увеличилось число паломников. Все это убедило окрестных жителей, что место действительно святое и Матерь Божья встала на защиту края.

Причем эта легенда косвенно подтверждается археологическими находками и захоронениями. После радиоуглеродного анализа оказалось, что они датируются шестым веком.

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

Схема обители

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Звонница Никольского храма,  Алексей Бучанов

От всей души

В апреле 2001 года спонсоры пожертвовали монастырю первый набор колоколов для звонницы Донского храма. В июле 2002-го первый заместитель полпреда президента РФ в ЦФО А. Фёдоров пожертвовал монастырю ещё один, 40-пудовый колокол, отлитый уральскими мастерами. Колокольню Владимирского храма украшает стопудовый колокол, отлитый в Тутаеве Ярославской области.

В двух храмах: Свято-Троицком пещерном и надвратном в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских – появились уникальные керамические иконостасы, сделанные московскими мастерами Зотовыми.

С 2004-го по 2008-й на народные пожертвования курские мастера создали для Донского храма резной иконостас с писаными иконами. Также в 2008 году белгородские иконописцы под управлением Александра Работнова расписали Донской и Владимирский храмы.

Постепенно расширился Свято-Троицкий пещерный храм. На меловых стенах появились резные иконы, ещё одна пара колонн и дополнительное пространство для молящихся в западной части храма.

Сегодня Свято-Троицкий Холковский монастырь – известное место паломничества верующих из Белгородской области, со всей России, даже из‑за границы. В среднем ежегодно монастырь посещают около 30 тыс. человек.

А резные меловые иконы служат также окном в духовный мир для незрячих. Они могут прикоснуться к резным образам, «увидеть» их наощупь. Первую из таких экскурсий монастырь провёл в 2015 году вместе с Белгородской государственной специальной библиотекой для слепых им. Ерошенко.

Олег Гончаренко

Информация для посетителей

Вход в монастырь бесплатный, но можно внести любую сумму пожертвования в кассу, расположенную у ворот. Рекомендуемая сумма – не менее 150 руб. Также на входе, по монастырю можно нанять экскурсовода (из числа духовных лиц монастыря). Экскурсии проводятся ежедневно, группами до 5 чел., с 8.00 до 18.00., длятся они 20-30 мин. Стоимость на всех составит 500 руб.

Прежде, чем взять экскурсию по монастырю необходимо уточнить, не ведется ли в это время служба. Поскольку во время богослужений в храмы заходить нельзя, и они проходят на улице.

Внутри запрещено вести фото- и видеосъемку. Для людей, одетых несоответствующим образом, предлагаются фартуки (вместо юбки) и платки на голову. На территории расположены церковные лавки, где можно заказать нехитрый обед, купить свечи. В одной из них можно приобрести монастырский травяной чай и религиозную литературу.

Монастырь в качестве пожертвований примет:

  • теплую обувь и одежду для мужчин;
  • цветочные вазы, ковровые дорожки или ковры для благоустройства монастыря;
  • «Кагор»;
  • черный материал для изготовления облачений.

«Хаживал с кинжалы» вместе с Разиным

В 1659 году Холковский монастырь полностью разорили татары. И повелел его восстановить не кто иной, как государь Пётр I вместе с соправительствующим братом Иоанном.

С Холками связано даже имя Стеньки Разина. В 1670–1671 годах строителем монастыря числился чёрной поп Феодосий, в миру Фёдор Андреев. Он был духовным наставником знаменитого мятежника. И даже соучастником в его делах.

«У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живёт в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях… И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал… и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы», – значится в документах разрядного приказа из Российского госархива древних актов.

Степан Разин прислал Феодосию золотой крест с мощами и обложенный золотом образ чудотворца Николая. Феодосий передал всё это в Белгород местному митрополиту.

Тем не менее за прежние заслуги царь Алексей Михайлович повелел взять Феодосия, «сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». 14 декабря 1671 года чёрный поп Феодосий был расстрижен «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор». Там он сгинул в пучинах истории.

История

Основание

Монастырь основан в 1796 году Марией Шерстюковой, первой настоятельницей обители. Дочь украинского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей.

В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. В случае положительного исхода дела предполагалось оказать Марии необходимую помощь. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.

При жизни Марии протяжённость пещер достигла более 299 аршин (около 212 метров). Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии.

Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

С 1819 по 1856 годы Белогорская община выслала более 20 тысяч рублей в Воронежское попечительство о бедных.

Постепенно Белогорской общиной были выстроены несколько храмов, каменная колокольня и корпуса для подвизающихся.

Второй половина XIX — начале XX веков

В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит.

К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году.

Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие.

Упразднение монастыря

После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток.

Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров.

Исторические факты

Вплоть до XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта завесой тайны. Историкам доподлинно удалось установить, что на протяжении ста лет обитель бездействовала, однако в XIV веке при княжеском финансировании вновь открыла свои двери.

Примечательно, что во время монголо-татарских набегов бахчисарайская святыня смогла не только устоять, но даже стать резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Кроме того, представители ханских династий регулярно помогали монастырю, обеспечивая его свечами.

Когда же Крым захватили османы, завоеватели обложили обитель огромной податью, в результате чего та резко обнищала и пришла в упадок. От турок она была освобождена только спустя три столетия усилиями русской армии. Однако населявшие святыню иноки, вынуждены были покинуть родные стены. По приказу властей они отправились в Приазовье, где основали город Мариуполь.

До XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта тайной

Позже в Марьям-дере приехал Константин Спиранди, греческий священник, который возобновил богослужения на территории обители.

В 1850 году возрождением святыни занялся архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Собрав необходимую сумму пожертвований, он начал реставрационные работы, к которым с удовольствием присоединялся обычный народ. Вскоре монастырь обрел вторую жизнь, а паломники прозвали его Крымским Афоном. Побывали здесь и несколько русских императоров, в том числе Николай II вместе с супругой Александрой Федоровной.

Во времена Крымской войны на территории обители был обустроен военный госпиталь, а умерших воинов хоронили на местном кладбище. Здесь же можно найти могилы солдат, погибших во Второй мировой войне.

До прихода к власти большевиков мужской монастырь значительно расширил свои владения и обзавелся многочисленными постройками. Однако после революции его закрыли, служащих там иноков расстреляли, а святыни уничтожили. Когда началась война, в стенах бывшей обители вновь устроили госпиталь, а позже на его месте открыли психоневрологическую клинику.

Только после перехода Крыма Украине Свято-Успенская обитель опять начала восстанавливаться. Под руководством иеромонаха Силуана вместе с простыми мирянами монастырь за короткий срок удалось вернуть к жизни. Несмотря на то что реставрационные работы идут до сих пор, святыня открыта для посетителей круглый год.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий