Что, где, когда: краткий курс по архитектуре Барнаула

«Импортный» след

Интересной деталью служит городская легенда,связанная с «Книжным миром».

Дело в том,что новаторский подход к строительству натолкнул горожан на мысль,что здание было спроектировано и построено крупной европейской компанией. На протяжении нескольких лет Александр Деринг с улыбкой слушал рассказы об «импортном» происхождении «Книжного мира».

При этом,барнаульцы были не совсем далеки от истины. Архитектор уверен,что до сих пор здание остается хорошим примером именно европейских стандартов качества. С этим связан интересный случай.

Вид на проспект Социалистический,слева располагался Лесопильный завод

городской архив

Для фасада Книжного мира использовались немецкие витражи. Изначально они были тоньше. Однако,когда прибыла часть заказа и начался монтаж остекления,выяснилось,что стекла выгибаются от перепадов температуры и давления. Они не давали должного эффекта ровного зеркального отражения.

В ответ на вопрос о том,почему так произошло,производитель порекомендовал выбрать более толстые стекла,которые соответствуют европейским стандартам. Заказчик согласился. В итоге,в Барнауле появилось первое и,возможно,пока единственное здание,витражное остекление которого выполнено по всем заложенным стандартам.

Таким образом,кто бы ни заехал в модерновое барнаульское здание,оно вряд ли потеряет свой неповторимый внешний вид. «Книжный мир» будет оставаться вне времени и пространства.

Это был масштаб

Уже после подведения итогов конкурса на третьей площадке под Барнаулом,арендуемой неким Жуковым,началась демонстрация в работе орудий — плугов и борон. Дисковые и пружинные бороны завода «Осборн» посетители(а их снова было очень много) вообще увидели впервые.

Наверное,наш первый День поля,которому сибирские газеты уделили по маленькому абзацу,заслонила сельскохозяйственная выставка,прошедшая в 1911 году вблизи Омска.

Десятки павильонов,паровые и нефтяные трактора,театр в мавританском стиле,«эйфелева башня» из ведер,музыкальная беседка,водопровод,электроосвещение,фонтаны,газоны,клумбы,гроты — вот это был масштаб!

Омскую выставку называют первой в Западной Сибири. Но все же усилия алтайских штольцев на этом фонде не становятся менее значимыми.

Сталинский ампир

1
Что такое сталинский ампир?

Относится к периоду 1930−1950 годов. Здания правильной пропорции(симметричны). Для декора использует символические мотивы: например,герб страны,георгиевские ленты,звезды,флаги. Чаще всего они поданы в белом гипсе на фоне стен,окрашенных в насыщенный цвет. Это яркие акценты фасадов. Признак стиля — укрупненные композиции портиков и колонны различных ордеров.

2
Что такое ордер?

Стиль архитектурной композиции,известный в древнегреческой архитектуре. Состоит из нескольких колонн,объединенных сверху горизонтальной балкой(антаблемент). Различают пять классических ордеров(дорический,ионический,коринфский,тосканский и композитный), отличающихся декором. Тосканский,например,самый консервативный,а коринфский — самый пышный. Верхняя часть его колонн(капители) оформлена цветочными композициями.

3
Что такое портик?

Крытая галерея из колон. Одна сторона портика может быть глухой частью здания,к которому примыкает конструкция. Портики возводят в различных стилях — ордерах.

Сталинский ампир.

altapress.ru

В конце 1950 годов градостроители Советского Союза получили разнарядку: избавиться от всех архитектурных излишек,чтобы строить быстро и дешево. Потому если идти от площади Октября в сторону Нового рынка,то вы увидите,что здания становятся менее нарядными.

Гулять,совершать променад и даже мини-путешествия барнаульцы предпочитают в сторону речного вокзала. Тем более что часть города от Дома под шпилем до(примерно) гостиницы «Алтай» представлена пышным сталинским ампиром.

В начале и второй половине XX века сталинский ампир сменил модерн и другие стили архитектуры,которые не справились с новыми запросами общества: горожанам нужны были большие,монументальные и при этом пышно оформленные здания. На помощь пришли старые решения классицизма,ампира и даже барокко. Естественно,что уровень технологий и функции зданий позволили и заставили подать их по-новому.

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

В Барнауле стиль представляют не разрозненные здания,перемежающиеся с представителями других стилей. Речь идет об архитектурных ансамблях,градостроительных акцентах,которые сейчас демонстрируют современное лицо «старого нового» города. Это здания на площади Советов,площади Октября,кинотеатр «Россия» и другие.

Отдельно в перечне представителей стиля всегда называют символ города — Дом под шпилем на пр. Ленина,82 архитектора Якова Додицы. Это величественное здание,украшенное шпилем,с особым оформлением окон,балконами и другими архитектурными акцентами,до сих пор солирует в ансамбле площади Октября.

Представители стиля:

Дома на пр. Ленина,80,ансамбль — пр. Ленина,69,71,73,а также на пр. Ленина,82,Ленина,40(медуниверситет), Ленина,68(архитектурно-строительный колледж), Ленина,59(правительство Алтайского края), Ленина,67(АлтГУ).

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Сталинский ампир.

Анна Зайкова

Что не получилось

Опрошенные строители рассказали altapress.ru,что время работы Боброва в первую очередь запомнится проектом по подготовке нового генплана Барнаула. Предшествующий документ был легитимен до 2025 года,однако комитет по строительству настоял на том,что его нужно было привести в соответствие с новым законодательством,а также исправить грубые ошибки. Самую главную — цель на квартальное строительство,под которое отводились масштабные территории вдоль и рядом с Павловским трактом.

Двигал идею и занимался ей «архитектурный» заместитель Боброва — Сергей Боженко. Впрочем,избавление от аварийного жилья — это одно из направлений государства в целом,под которое выделяется серьезное финансирование.

Например,чиновники Новосибирска смогли наладить сотрудничество со строителями,разделяя с ними работу по расселению территории и подготовке площадки. «Там всегда отрыты двери в администрацию. Попасть на прием к нужному специалисту можно в день обращения и это существенно упрощает работу», — рассказывает замдиректора «Регионстроя» Вячеслав Виноградов,который строит в Новосибирске очередную многоэтажку.

Стройка. Новостройки. Недвижимость.

Анна Зайкова.

Новый генплан получился откровенно плохим. В 2017 году горожане возмутились строительством полигона ТБО на Змеиногорском тракте и выступили с протестом на публичных слушаниях.

Также его критиковали профессионалы. Они назвали массу недочетов,кроме размещения полигона в недопустимом месте. Например,строительство жилья преимущественно на месте аварийного притом,что системно не решен вопрос с выкупом недвижимости у собственников. Также задавались вопросы о сокращении зеленых зон в городе,об отказе от строительства на правом берегу Оби и множество других.

Представленный осенью 2018 года доработанный документ вызвал удивление: в нем не исправили большую часть существенных ошибок,говорил главный архитектор края Виктор Четошников. В том числе остались «мелкие» промахи. Например,документ не выделяет участки под строительство медучреждений в районе новостроек,и это беспокоит краевой Минздрав.

Также на градосовете в Минстрое эксперты указали на то,что предложенный генплан не намечает точек роста для города,развития,которое поможет остановить миграцию перспективных специалистов и привлечет кадры из других регионов.

Хорошая логистика

Сначала сереброплавильных заводов было два — Колыванский и Барнаульский. Оба они были основаны еще Акинфием Демидовым,но 1 мая 1747 года взяты в казну по приказу императрицы Елизаветы Петровны.

Алтайское серебро,как и все драгоценные металлы,производимые в империи,поступало на Санкт-Петербургский монетный двор. Первенец алтайской металлургии Колыванский завод производил только штейны — полуфабрикаты серебряной плавки. Их доставляли на Барнаульский завод,где и получалось серебро.

В окрестностях Колыванского завода находились все рудники. Но Барнаульский завод стоял на крупной реке,да еще и поблизости от Московского тракта,соединявшего Сибирь с Европейской Россией. Выгодное с точки зрения производственной логистики географическое положение предопределило будущее Барнаула как административного центра. Но не только это.

Дореволюционный Барнаул.

Конструктивизм

1
Что такое конструктивизм?

Конструктивизм зародился в 1920—1930 годах. Он стал противоположностью классическим стилям,отказавшись от их декоративных приемов. Главное было подчеркнуть функцию здания. Конструктивисты искали выразительность не в декоре,а в динамике простых конструкций,вертикалей и горизонталей строения,свободе плана здания. Строгость,геометризм,лаконичность и мощность внешнего облика — это все конструктивизм.

Конструктивизм.

altapress.ru

Весной 1917 года на фоне политических потрясений в стране в Барнауле произошел мощный пожар. Сгорело множество зданий,и долгое время горожанам было не до новых архитектурных открытий: стояла задача наладить быт,вернуться в прежний ритм жизни.

По существовавшему на тот момент генеральному плану развития города Барнаул должен был стать городом-садом. От основной площади Октября задумывались лучи проспектов.

Часть плана удалось реализовать: после 1930 годов появилась Октябрьская площадь,школа(сейчас художественный музей) и проспект Калинина с его промышленной зоной.

В городе возникло два ядра застройки: северное и южное. На северном возводили меланжевый комбинат и жилье для его сотрудников(место называли Бомбеем или Жилплощадкой).

Александр Деринг,архитектор,
руководитель мастерской «Классика»:

— Конструктивизм — это уникальный стиль,который мы,русские,подарили мировому сообществу. Он лаконичный,строгий,без декора. Он рациональный и функциональный. Но в нем есть и своя экспрессия,которая нашла выражение через чистые геометрические формы: круги,острые детали,ленточное остекление. Эта архитектура лежит в основе современной модернистской архитектуры.

Представители стиля в Барнауле

Когда рассказывают о конструктивизме в Барнауле,в первую очередь приводят здание на углу пр. Комсомольского и ул. Сизова,35. Совсем недолго здесь размещалась школа,а потом устроили госпиталь,противотуберкулезный диспансер. В наши времена в здании работает поликлиника. Еще совсем недавно у него была повышенная часть с эффектными вырезами — кругами,но в процессе реконструкции его «зашили» керамогранитом,и сейчас его просто не узнать.

В этой же части города стоят здания в стиле ар-деко(например,квартал на ул. 9 Мая), который еще называют декоративным конструктивизмом. Ему присущи сложный рельеф,колонны,арки.

Конструктивизм.

barnaul. fm,Данил Чурилов.

Конструктивизм.

Анна Зайкова

Конструктивизм.

barnaul. fm,Данил Чурилов.

Конструктивизм.

barneapol.ru

Кандидаты на столичность: Сузун и Павловск

Мог ли стать столицей Сузун? Очевидно,нет. Сузунский завод плавил медь. А главными заводскими работами считалась именно выплавка серебра,на разливе которого в изложницы был обязан присутствовать главный заводской командир. Именно поэтому Сузунское предприятие не могло стать главным.

Между тем,столицей региона мог стать и Павловск.

Архивные документы свидетельствуют: канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства в составе главного заводского командира и двух его заместителей летом 1764 года непрерывно курсировала между Барнаулом,Павловском и Сузуном. Производственных вопросов возникало более чем достаточно в связи со строительством заводских плотин,корпусов плавильных фабрик,возведением печей и т. д.

Однако Порошин полагал: из-за истощения бора Барнаульский завод рано или поздно будет закрыт по примеру Колыванского. Поэтому он даже хотел перенести главные заводские работы на Павловский завод и вообще сделать его главным предприятием. Так что у Павловска появился исторический шанс стать столицей Алтайского края. Но вмешалась Екатерина II.

Дореволюционный Барнаул.

Как мы знаем,Екатерина II так и не уступила престол Павлу I до самой своей смерти. Она вряд ли была бы против превращения Павловского завода в главный. Но на Алтае никто не решился бы на перенос столицы,поскольку между императрицей и наследником престола существовали натянутые отношения,которые со временем только ухудшались.

Впрочем,вряд ли эти перипетии престолонаследия в далекой столице окончательно решили судьбу будущей столицы Алтая. В спор Барнаула и Павловска вмешалась Обь: Барнаульский завод стоял на крупной судоходной реке,а Павловск — нет.

Екатерина II. Ф. Рокотов. wikipedia.org

Барнаул,ул. Ползунова,41. Здесь располагалась канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства.

altapress.ru

Выбор места для завода

Постройки Колыванского завода к тому времени сильно обветшали,Барнаульский завод был недавно переоборудован под «умножительную» выплавку серебра,а плотина Павловского завода показалась Порошину маловодной.

Тогда он решил строить медеплавильный завод на новом месте. Поскольку после строительства Павловского предприятия на левобережье Оби уже не было удобных мест,было отыскано несколько участков на реках Ине и Каракане.

Но Порошин все же предпочел реку Нижний Сузун. Там-то с 1764 году одновременно с Павловским заводам началось строительство Сузунского медеплавильного завода. А при нем монетного двора,который выпустил в 1766 году первую монету — ее называли «колыванской».

Эклектика

1
Что такое эклектика?

Термин «эклектика» основан на греческом слове eklego — «выбираю». Стиль пришел в архитектуру в 1830-х годах. Он сочетает архитектурные решения разных эпох,но подают их по-новому. Тот же ордер становится лишь частью украшения здания,а не его главной доминантой. Строения в стиле эклектики четко отвечают своей функции: жилой дом,магазин или общественное здание.

2
Что такое фронтон и барельеф?

Фронтон — завершение(обычно треугольное,реже — полуциркульное) фасада здания,портика,колоннады,ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Барельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа,в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема

Эклектика.

altapress.ru

В эклектике спроектировано Барнаульское горное училище на Демидовской площади(ул. Пушкина,82,сейчас в составе корпусов АГАУ,но не эксплуатируется). Архитекторам поставили задачу удешевить строительство,поэтому учебное заведение выглядит скромнее,чем соседний Горный госпиталь — яркий представитель стиля классицизма(пр. Красноармейский,19) с его колоннами. Архитектурной изюминкой училища стал фронтон,выделяющий центральную часть фасада. Ордер строить не стали,но при этом здание остается достойно-величавым за счет декоративного обрамления окон и пояска,отделяющего один этаж от другого.

Расцвет стиля эклектики в Барнауле пришелся на рубеж XIX-XX веков,когда в его окрестностях стали развивать производство красного кирпича. Из него строили здания Московского проспекта(сейчас пр. Ленинский), среди них одно из самых ярких,дошедших до наших дней, — комплекс магазина «Красный» купца Полякова(пр. Ленина,14).

О принадлежности к эклектике говорит сочетание нескольких стилей. От екатерининского классицизма — симметрия и акцент центрального входа,который в интерьере продолжен роскошной лестницей на второй этаж. От готики — фасад с башенками,огороженными кронштейнами,которые передают образы замков. Но главное — это использование разных техник кирпичной кладки. Мастерам удалось воплотить в камне образы родной деревянной резьбы. Прием оказался настолько ярким и растиражированным,что стиль получил еще одно название — а-ля рус.

Эклектика.

Анна Зайкова

Полюбоваться его разнообразием можно на ул. Ползунова,35. На этом месте должна была находиться классическая постройка заводской гауптвахты,но она сгорела. Выдающийся общественный деятель Василий Штильке в 1898 году построил здесь на пожертвования земляков Народный дом по эскизу известного русского зодчего Ивана Ропета. Сейчас это филармония. Эклектика или а-ля рус выражены каменным «кокошником», венчающим здание.

В эклектике выстроен дом на пр. Ленина,18 для начальника Колывано-Воскресенских заводов Петра Фролова. Здание начинало свою жизнь в стиле позднего классицизма: здесь колонны и ритмичное оформление окон. Но после пожара 1917 года его восстановили,добавив элементы эклектики,например барельеф на главном фасаде.

К стилю с элементами русского модерна Деринг относит и первый в городе небоскреб — дом на ул. Гоголя,76: «Здесь мы видим приемы северной ветви. Это,например,применение необработанного камня для отделки цоколя и первого этажа. Плавные линии,присущие растительному орнаменту модерна. Это художественный стиль,более фантазийный и декоративный,чем классика».

Представители стиля

Здания на ул. Пушкина,82,Народный дом(филармония,Ползунова,35), пр. Ленина,18,пр. Ленина,14,Ползунова,25/ Ленина,6(бывшая гордума), Гоголя,46(Дворец бракосочетания), Гоголя,76,Ленина,17(Духовное училище), Пушкина,78(здание детского Мариинского приюта).

Эклектика.

Анна Зайкова

Эклектика.

Анна Зайкова

Эклектика.

Анна Зайкова

Эклектика.

Анна Зайкова

Эклектика.

Анна Зайкова

Эклектика.

Анна Зайкова

Конкурс в два акта

Каждому поставщику машины по жребию досталось поле в десятину площадью(около 1 га). Сенокосилки отправляются в путь под наблюдением двух экспертов — те фиксируют все остановки и случайности,делают измерения,осматривают результаты.

Местность ровная,но для работы трудная — сырая. Трава на покосе заилена и отчасти полегшая,внизу густой войлок старых стеблей. Да еще и с погодой не повезло: дождь.

Второй акт начинается 13-го — уже на площадке в районе Власихи. Здесь на поля выходят три сноповязалки,а после них четыре самосбрасывающиеся жнейки. Снова идет дождь,и все же в предвкушении зрелища сюда съезжается большое количество почтенной публики из Барнаула и близлежащих сел.

Жнейка — жатвенная машина.

Классицизм и ампир

1
Что такое классицизм?

Классицизм — эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX веков. Его главная черта — обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии,простоты,строгости,логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер в пропорциях и формах,близких к античности. Классицизму свойственны симметрично-осевые композиции,сдержанность декоративного убранства,регулярная система планировки городов.

Классицизм.

altapress.ru

Барнаул не застал расцвета пышного барокко в архитектуре с его размахом,изобилием скульптур на фасадах и других декоративных элементов. Лишь одно здание могло подарить горожанам XXI века пример этого стиля — каменный Петропавловский собор на Соборной(площади Свободы). В 1770-х годах его построили по проекту московского архитектора Дмитрия Макулова. Но в 1935 году собор закрыли,а потом разрушили.

Начинался «каменный» Барнаул с классицизма и его более позднего направления ампир. Стили представлены не отдельными зданиями,а ансамблем,в который входят строения,улицы,парки или скверы. Самый яркий пример — Барнаульский медеплавильный,а позже сереброплавильный завод(ул. Ползунова,37), с которого и возник Барнаул в 1739 году.

Историки утверждают,что каменные строения,со временем сменившие деревянные,спроектировал архитектор Андрей Молчанов,сын солдата,обучавшийся в Санкт-Петербурге,а потом служивший заводским архитектором в Барнауле.

Он и его последователи были учениками знаменитого мастера классицизма Карла Росси,автора Дворцовой,Сенатской площадей и еще множества ансамблей в Санкт-Петербурге. Здания завода — это академический пример стиля,которому присущи строгость греческой и римской архитектуры,идеальные пропорции,лаконичный,но при этом величавый и монументальный декор. Яркие детали — ордены.

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Александр Деринг,
архитектор,руководитель мастерской «Классика»:

— Русское направление стиля ампир отличается использованием белого и желтого цветов. Фасад кирпичных зданий сереброплавильного завода покрывали густым известковым раствором,чтобы защитить стены от атмосферных осадков. При этом рельеф кирпичей оставался на поверхности,и это тоже было характерным признаком нашего(местного) стиля.

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Принадлежность к классицизму подчеркивает само расположение зданий: они стоят по периметру участка завода и главными фасадами обращены во внутрь. Архитекторы «разрезали» ансамбль надвое главной улицей: с одной стороны — производство с плавильными фабриками и плотиной,с другой — административные корпусы,в том числе Дом офицера. Эта улица сама по себе важнейшая составляющая завода. Она открывалась на церковь Дмитрия Ростовского — яркий архитектурный акцент того времени.

В том же стиле и по тем же принципам построены здания на ул. Ползунова,а также ансамбль Демидовской площади,кроме одного «участника».

Представители стиля

Здания Барнаульского сереброплавильного завода,Демидовской площади,Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов(Ползунова,41), ул. Ползунова,39 — здание магазина и заводской казны,Ползунова,46 — бывшая горная лаборатория(Алтайский краеведческий музей), Ползунова,42 — Горная аптека,Главная чертежная Алтайского горного округа — Ползунова,48.

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Классицизм и ампир.

Анна Зайкова

Редакция благодарит архитектора Александра Деринга за помощь в подготовке материала.

Кирпичное пристанище бомжей

Дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21.

Анна Зайкова.

И,наконец,дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21. Он заброшен уже более 20 лет. Здание построили в 1910 году. Владельцем был купец Василий Поскотинов.

Спустя почти век,в 2002 году,здание сгорело. Следы пожарища видны до сих пор. Если заглянуть внутрь красивой коробки из кирпичных стен можно увидеть обвалившиеся перекрытия,обуглившиеся доски,остатки кровли. А еще — мусор и лежбище людей,оставшихся без постоянного места жительства.

Дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21.

Анна Зайкова.

Дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21.

Анна Зайкова.

Дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21.

Анна Зайкова.

В то же время здесь встречаются старые кованые гвозди,торчащие из еще прочных остатков досок,и уникальная кирпичная кладка — характерные приметы градостроительных технологий прошлого. Да и само здание до сих пор выглядит внушительно и вызывает уважение.

Объект тоже находится в собственности. Известно,что оно принадлежит Росимуществу. Алтайохранкультура подавала в суд на ведомство,требуя восстановления памятника,но воз и ныне там.

Дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21.

Анна Зайкова.

Дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21.

Анна Зайкова.

Дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21.

Анна Зайкова.

В Алтайохранкультуре отмечают,что всеми силами стараются повлиять на собственников памятников архитектуры,но это не всегда получается. Каждый год краевое ведомство проводит сотни проверок(в текущем их было не менее 900), постоянно держит связь с собственниками и в случае необходимости оказывает посильную помощь. Но без ответственного отношения к историческому наследию со стороны владельцев,добиться кардинальных изменений сложно. Ответ всегда один: денег нет.

Дом купца Поскотинова на ул. Мало-Олонской,21.

Анна Зайкова.

Так было и с «Русским чаем». Его успели законсервировать,но до реконструкции дело так и не дошло. Прежний собственник Дома купца Шадрина на пр. Красноармейском,8 — семья Олейник — не справился с взятыми обязательствами. Теперь особняк перешел к другому владельцу. Его реконструкцией займется строительная компания «Селф».

Повезло и памятнику культурного наследия на ул. Интернациональная,150. Его реконструкцией занимается строительная компания «Стройпоток».

Вера в машины

Вообще,сельхозобщества — интересная штука той эпохи. Эти многочисленные негосударственные организации получали от власти поддержку. И можно понять,почему. Они пытались сделать жизнь крестьян лучше,но без политики.

Как? Обучая крестьян лучшим технологиям,давая им лучшие семена,удобрения и машины по сниженным ценам и в рассрочку. А в могущество техники в начале XX века верили,как,может быть,никогда после.

Между тем,1900−1901 годы на Алтае — неурожайные и голодные. В 1902 году с урожаем было получше,но многие волости пострадали от саранчи. Хорошо в тот год уродились только травы,но к весне 1903-го сена осталось так много,что продавали его за бесценок.

Видимо,эти обстоятельства тоже сподвигли сельхозобщество провести пробу пера — первый в истории Алтая смотр-конкурс земледельческих машин.

О чем еще рассказал архитектор

Об особой планировке центра Барнаула

— У старого города совершенно другая структура: с мелкими ячейками-кварталами,которые разрезаны частой сеткой улиц. Не вполне понятно,как на эту структуру накладывать традиционный принцип проектирования микрорайона(объект комплексной застройки со школой и детсадом с 500-метровой доступностью), которые описан в нормах. Возникают логичные сложности. Эту структуру необходимо переосмыслить. Например,выделять отдельные ячейки под жилые группы,под образовательные или другие социальных учреждения.

О плотности застройки

Крупная наука застройки больших территорий появилась в начале XX века в ответ на промышленную революцию. Я изучал данное направление и пытался выяснить источник цифр. Еще на заре XX века было определено,что если плотность населения превышает 500−600 человек на 1 га,то это со временем ведет к деградации,превращению этого места в трущобы. А тогда еще и к повышению заболеваемости населения. В Европе и Америке в 80-е год были целиком снесены целы районы жилой высокоплотной застройки,потому что городская среда в них быстро деградировала. Поэтому градостроители остановились на отметке в 450 человек на га при комплексном освоении.

О кадровой проблеме

В среде архитекторов нарушена преемственность поколений. В Барнауле практически нет 35−40-летних специалистов. Те,кому сейчас 50−60 лет,сформировались как специалисты еще при СССР и смогли как-то выжить в 1990-е. Но вот появиться новым специалистам в 1990-е было нереально. Кому они были нужны? Мое поколение пришло уже в 2000-х годах,да и то многие уехали или ушли в другую отрасль или в дизайн,прикладные творческие специальности.

О профессии

— Мой отец художник-скульптор. Я все детство рисовал,лепил,ездил с ним в мастерские. Выбирая профессию архитектора,просто хотел продолжить заниматься творчеством. Но я не знал,во что ввязываюсь. Было наивное представление об архитектуре. Как у отца,наверное. Ведь все художники — наивные люди. Потому что нельзя быть прагматиком и творить.

Далеко после вуза пришло осознание,что все по-другому. Архитектором же становишься,когда сам спроектируешь первый дом. И вот тогда наступает шок. Ты думаешь о вещах возвышенных,о том,как сделать проект для людей по-настоящему качественно,а тот,кто заказывает проект, — он не романтик,а прагматик. Исключение составляет индивидуальная частная архитектура и интерьеры.

Алексей Квасов.

Анна Зайкова,altapress.ru

Сады и парки Барнаула

Лучшие парки для прогулок и отдыха на свежем воздухе в черте города.

Парк культуры и отдыха «Центральный»

Самый старый парк Барнаула, который основан еще в XVIII веке в качестве аптекарского сада. Сейчас это большая зеленая зона, на большей части которой высажены дубы, лиственницы, ели, яблони, березы, клены. Несколько прогулочных тропинок приводят к берегу реки Барнаулка. В центре парка расположен фонтан. Работают аттракционы, есть кафе, детские и спортивные площадки. Зимой аллеи парка превращаются в каток.

Парк «Изумрудный»

Находится в Октябрьском районе. Зона с зелеными насаждениями занимает 80% парковой территории. В нем произрастают десятки видов деревьев, в том числе и ценные породы – калина, сосна, ель, боярышник, черемуха. В парке есть искусственный водоем, по которому можно прокатиться на катамаране. Дети оценят зону аттракционов, игровые площадки и детский автогородок. Зимой прокладывают лыжню, летом устраивают концерты и фестивали.

Барнаульский дендрарий

Природный комплекс на Змеиногорском тракте. Ботанический сад занимает живописную территорию площадью 10,5 га на берегу реки Обь, входящую в состав НИИ садоводства Сибири. Дендрарий окружен Барнаульским ленточным бором. Здесь собраны деревья и кустарники со всего Северного земного полушария. Гордость ботсада – цветник, в котором растет 15 видов сирени, а также 100-летние дубы из Северной Америки.

Парк развлечений «Солнечный ветер»

Частный парк в Октябрьском районе. Разделен парк на две тематические зоны: «Солнечный ветер» и «Экстрим». Посетителей парк привлекает ухоженной и благоустроенной территорией, большим количеством аттракционов. Среди большой зеленой зоны с аллеями для прогулок установлено около 30 аттракционов для всей семьи, фигуры героев мультфильмов, разбиты цветники, есть кафе. В зоне «экстрим» работают веревочный парк, скалодром, аренда велобайков.

Барнаульский ленточный бор

Уникальный реликтовый светлохвойный лес протяженностью 550 км. Территория парка расположена по левому берегу Оби. Пользу светлой коры сосен Барнаульского бора сложно переоценить – она используется в лечении бронхита, повышает иммунитет, имеет противовоспалительное свойство. На территории бора построены санатории, детские лагери, базы отдыха, есть места для кемпинга. Для туристов проложены экологические тропы.

Архитектурные достопримечательности Барнаула

В Барнауле сохранилось много красивых исторических зданий и сооружений. Эти памятники архитектуры можно увидеть во время экскурсий по улицам города.

Дом под шпилем

Главный архитектурный символ города, расположенный на Октябрьской площади. Высота дома вместе со шпилем составляет 46 метров. Название здание получило из-за остроконечного шпиля с флюгером, венчающего башню с часами. Жилой дом построен в стиле сталинского классицизма в 1950-ые годы по проекту Якова Додица. В 2015 году кондитеры изготовили Дом под шпилем в виде огромного пряника, который попал в книгу рекордов России.

Дом купцов Яковлева и Полякова

Архитектурный памятник начала XX века. Находится на перекрестке улиц Горького и Короленко. Двухэтажное угловое здание построено в стиле модерна со сложной формой крыши. Интересен фасад здания в красно-белом оформлении с арочными окнами, эркерами, изящными балконами и башней со шпилем в стиле барокко. В 1977 году у здания появилась четырехэтажная постройка, которая несколько испортила общее впечатление от купеческого дома.

Дом купцов Шадриных

Также построен в начале XX века. Расположен на Красноармейском проспекте. Купеческий особняк Шадриных – прекрасный образец местного деревянного зодчества в эклектическом стиле. Второй этаж здания оригинально оформлен глубокой лоджией, башенкой с арочными окнами и шпилем. Выразительности оформлению фасадов придают резные наличники окон, парадный вход, выполненный в стиле модерна.

Доходный дом Аверина

Построен в 1915 году. Четырехэтажное здание для Барнаула тех времен было явлением необычным и дом называли «небоскребом». Эклектичный стиль здания с фасадами в стиле «ренессанса» больше характерен для архитектуры Санкт-Петербурга. Купец Аверин до 1920 года сдавал помещения здания разным организациям, в том числе компании Зингер. В 1920 году доходный дом национализировали, в нем размещались отделы государственных учреждений.

Дом начальника Алтайского горного округа

Построен в 1827 году на проспекте Ленина. Проект здания в стиле русского классицизма выполнил архитектор Попов. Возводилось здание для проживания в нем П.К. Фролова – организатора горнозаводского производства в Алтайском крае и начальника краевого горного округа. Более богатый фасад здание получило в 1920-ых годах. На стенах появились статуи рабочего и крестьянина. Сейчас в доме работают администрация и дума Барнаула.

Барнаульский инструментальный магазин

Памятник архитектуры 1820-ых годов. Позднее появилась ограда с портиками. Находится на улице Ползунова. Ранее входил в состав ансамбля Барнаульского сереброплавильного завода. В то время в нем хранились заводские инструменты, отсюда и появилось название здания. Представляет собой двухэтажное симметричное здание из кирпича, первый этаж которого украшен рустом и окнами в виде арок. Стиль постройки – классицизм.

Канцелярия Колывано-Воскресенского завода

Также находится на улице Ползунова. Каменное двухэтажное здание, в котором в 1762-1766 году работал изобретатель Ползунов, создавший первую в России паровую машину. В здании размещалось управление Главного горного правления. В XIX веке здание перестроили, соединив его портиком со стоящим рядом Инструментальным магазином. В начале 2000-ых годов здание отреставрировали, вернув башню с колоколом.

Дом Носовича

Деревянный особняк, памятник деревянного зодчества. Построен архитектором Носовичем в 1907-1908 годах. С 1920-ых годов использовался как медицинское учреждение. Сначала в нем размещалась лаборатория, потом туберкулезный санаторий для детей. В 2000-ых годах на улице Чернышевского, где находился дом, начали строить новый микрорайон. Дом разобрали и заново собрали на улице Анатолия по первоначальным чертежам.

Торговый дом купца И. И. Полякова

Построен купцом Поляковым в 1913 году. В то время магазин назывался «Красный», по цвету кирпича, из которого был построен. Магазин являлся частью крупного комплекса из складских, торговых и жилых помещений. Фасад торгового дома выполнен в традициях национального русского стиля. Расположен на пересечении проспекта Ленина и улицы Гоголя. Спустя век сохранилось назначение здания – в нем по-прежнему находятся магазины.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий