Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша

Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша

Описание Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом – на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа» (ПСРЛ. 24:77).

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов – вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке – «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых – покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого – князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше – наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском – наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.

Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли

В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из т. н

«ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля – в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) – с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах – т. н. «поребрик». Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под зелёй) – простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров – такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.

Церковь Бориса и Глеба – одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 года – Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.

Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV-XV века) Кидекша не значится.

В XVI-начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен – до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Паломнические поездки к Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

  • Поездка из Москвы в Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша
  • Поездка из Москвы в Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша

Режим посещения и время работы храма

Являясь одним из посещаемых православных церквей Бескудниковского района столицы, Храм Бориса и Глеба в Дегунино имеет традиционные правила поведения при его посещении, а также имеет определенные требования к внешнему виду для посетителей.

  1. Женщины всегда должны быть с покрытой головой, им не разрешаются мини-юбки или брюки.
  2. Мужчины должны избегать посещения в шортах, спортивной одежде или пляжной. При необходимости позаботьтесь об этом и возьмите одежду с собой.

К тому же, каждому посетителю храма запрещается:

  • приходить на службу в нетрезвом состоянии или распивать алкоголь на территории;
  • выражаться нецензурными словами;
  • общаться или просто говорить слишком громко;
  • вести себя достаточно шумно и бегать.

Храм очень рад принимать паломников и обычных гостей и туристов города ежедневно с 8:00 до 19:00, в субботу и воскресенье – с 7:00 до 19:00. Позже, к сожалению, побывать внутри храма не удастся.

История возведения строения

Строительные работы по возведению храма святых Бориса и Глеба в Зюзино начались в 1688 году. Они происходили на протяжении чуть больше двадцати лет. Во времена, когда заложили первый камень церкви само Зюзино еще не было районном столицы. В те времена это была небольшая деревня, которая принадлежала знатному роду.

Б.Перекопским было принято решение о том, чтобы начать строительство каменного храма вместо старой, которая был сделана из дерева. Нужно отметить, что нижняя часть строения была поставлена очень быстро, всего за один год. Спустя некоторое время к ней пристроили колокольню, но из-за того, что ее долгое время не использовали она разрушилась.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Пресвятой Богородицы в Петровском парке

В 193 году храм был закрыт и в нем не проходили службы на протяжении 50 лет. Он пережил даже эпоху советского атеизма без особых потерь. Очень долгий период времени храм пустовал и только в конце 70-х годов начались проводить работы по реставрации храма. Спустя десять лет в нем начали проводить первые исповеди. Реставрационные работы проводили по такой же очередности, как и само строительство.

Сначала отреставрировали нижнюю часть, а потом – верхнюю. И только в 1990 году он начал свою полноценную работу и его могли посещать прихожане.

Немного истории

Во времена Юрия Долгорукого Кидекша являлась укрепленным княжеским городком, стоящим отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь при этом на берегу Нерли кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль и являлась стратегически важным форпостом княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля с другими землями.

В конце 12 — начале 13 веков село уже было достаточно большим, о чем свидетельствуют обнаруженные в наше время остатки валов.

Лучший вид на Кидекшу открывается с берега Нерли или с моста через реку.

В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монгольскими племенами и вскоре потеряла свой статус. С 14 века кидекшской церкви располагался мужской монастырь, а с 18 века — сельский приход.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий