18 укреплений Калининграда-Кёнигсберга: бастионы, форты, ворота

Астрономический бастион, Калининград (Кёнигсбергская обсерватория)

  • Обновлено: 19.03.2019
  • Юлия Клаос

Редюит бастиона «Астрономический» или Астрономический бастион — исторический памятник, расположенный в центре Калининграда на пересечении проспекта Гвардейского и улицы Генерал-фельдмаршала Румянцева.

Бастион Астрономический (бастион Штернварте — бастион Обсерватория) был фортификационным сооружением, построенным в ходе обустройства Второго вального кольца Кенигсберга в 1856 — 1860 годах.

Столь необычное название «Астрономический Бастион», которое утвердилось в советский период, редюит бастиона получил от некогда расположенной напротив (ныне не существующей) Кёнигсбергской обсерватории Бесселя, возведенной в 1813 году прусским математиком и астрономом Фридрихом Бесселем.

Кёнигсбергская обсерватория Кёнигсбергского университета Альбертина (Sternwarte Königsberg) — прусская астрономическая обсерватория, существовавшая с 1813 по 1944 годы, в которой работали такие известные астрономы как, Фридрих Вильгельм Бессель, Фридрих Вильгельм Аргеландер и Артур Ауверс. В те годы Кенигсберг стал одним из ведущих исследовательских центров астрономии в Европе. В 1851 году в Кенигсбергской обсерватории была сделана первая фотография полного солнечного затмения в виде дагерротипа.

Развитие военного дела в 19 веке привело к тому, что уже к концу века Второе вальное укрепление не выполняло свои функции. В 1910 году земляной вал бастиона вместе с капонирами был снесен, а вместо уже тогда бывшего водяного крепостного рва была проложена железная дорога.

От бастиона остался (и до настоящего времени существует) только редюит (внутренняя часть) — полукруглое двухэтажное сооружение, имеющее мощный кирпичный свод. При выполнении своих военно-оборонительных функций редюит бастиона предназначался для обстрела рва с фланговой стороны и имел наибольшее число архитектурных элементов среди подобных сооружений в Кёнигсберге. Среди существовавших элементов можно выделись: квадратные башенки, оконные арки стрельчатого очертания, крестовые своды и многочисленные амбразуры.

Во время Кенигсбергской битвы в Бастионной обсерватории находился командный пункт вермахта. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года редюит практически не участвовал в боевых действиях.

В настоящее время Редюит «Обсерватория» является памятником архитектуры регионального значения. Имеет внутренний двор. Его помещения используются в коммерческих целях.

Фото внешних стен редюита

Фото внутреннего двора редюита

Возле редюита находятся:

— небольшой сквер с монументальным памятником героям Первой мировой войны, установленным Российским военно-историческим обществом в год столетия с начала Первой мировой войны. Открытие памятника состоялось в 2014 году.

Памятник героям Первой мировой войны представляет собой четыре бронзовые скульптуры, расположенные на высоком постаменте, олицетворяющие собой представителей разных сословий, участвовавших в Первой мировой войне: дворянина-офицера, студента-разночинца, прапорщика и крестьянина-солдата. По словам авторов монумента Салавата Щербакова, памятник символизирует единение всех сословий в начале той войны;

— памятный камень Генерал-фельдмаршалу П.А. Румянцеву;

— Аусфальские ворота — одни из семи сохранившихся городских ворот Кёнигсберга. В 1993-95 годах на верхней, предназначенной для боя, платформе Аусфальских ворот была построена православная часовня Святого Георгия Победоносца;

— парк Победы, который был заложен ветеранами Великой Отечественной войны 8 мая 2000 года, в честь 55-летия Победы. На территории парка находятся: стена славы, братская могила советских воинов, памятник-мемориал «Воинам-разведчикам», памятник пограничникам всех поколений, Аллея памяти пограничников;

Недалеко от редюита бастиона «Астрономический» расположена площадь Победы — центральная площадь Калининграда.

Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем Hotellook , который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →

Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →

Башни

Внутреннее фортификационное кольцо вокруг Кенигсберга включало строительство мощных оборонительных башен, соединенных с воротами и бастионами насыпным валом.

К башням относятся: «Врангель», «Дона» и казарма «Кронпринц» («Герцогская башня»). Их строили в середине 19 века в качестве оборонительных сооружений. Однако, когда в начале 20 века границы города значительно расширились, башни, как и ворота, утратили свои военные функции.

Башня «Дона»

Адрес: пл. Маршала Василевского, 1Что находится: музей янтаряРежим работы: октябрь-апрель – 10:00-18:00, пн – выходной; май-сентябрь – 10:00-19:00, без выходныхСтоимость: взрослые – 30-400 руб.; студенты – 20-310 руб.; школьники – 10-220 руб.Телефон: +7 (4012) 538-219

Башня «Дона» красуется почти на всех открытках и магнитах о Калининграде. Свое название она получила по имени одного из авторов проекта оборонительного кольца Фридриха Карла цу Дона.

Мощь укрепительного сооружения реализовывалась через многоярусные ниши для артиллерии, стену толщиной в 1-2 метра, использование специального кирпича. Башня напрямую связана с Росгартенскими воротами и образует единую архитектурную композицию.

В апреле 45-го гарнизон, размещавшийся в башне «Дона», был взят самым последним. Это ознаменовало окончания штурма Кенигсберга.

В настоящее время в башне находится музей янтаря. В небольших сводчатых залах показаны постоянные и временные экспозиции изделий из солнечного камня.

Башня «Врангель»

Адрес: ул. Проф. Баранова, 2АРежим работы: временно закрыта

«Врангель» называют башней-близнецом «Дона». Их форма и планировка идентичные. Названа в честь прусского генерал-фельдмаршала фон Врангеля.

Поучаствовать в военных действиях башне не удалось. Только во время Второй Мировой войны по ее стенам несколько раз попали снаряды, но не принесли значительного урона.

После войны состоянием башни особо не интересовались – там разместили овощной склад. Только в середине 90-х частный инвестор взял башню в аренду и привел ее в порядок. Собственник восстановил даже инженерную систему и снова запустил старинные камины.

До 2014 года здесь были рок-клуб, ресторан и антикварная лавка. Проводились фестивали тяжелой музыки.

Правда, в 2014 году договор аренды расторгли местные власти, а башню отобрали, якобы под музей оружия. Сооружение не используется до сих пор. Башню можно осмотреть снаружи, увидеть надпись Der Wrangel, а еще можно аккуратно пройти во внутренний дворик.

Казарма «Кронпринц» («Герцогская башня»)

Адрес: ул. Литовский вал, 38Что находится: Балтийский информационный техникум, бар «Кронпринц», клуб «Амстердам»

Представляет собой мощное пятиугольное сооружение с башнями на каждом углу. Подземелье казармы соединялось потайными ходами с бастионом «Грольман». В «Кронпринце» постоянно размещались подразделения различных войск и полиции.

При штурме Кенигсберга казарма не пострадала, хотя бои шли прямо под ее стенами. Гарнизон сдался без сопротивления.

В настоящие дни казарма сохранена в прекрасном состоянии. Ее можно осмотреть как снаружи, так и внутренний двор и помещения. Очень красивые фотографии получаются здесь осенью, когда краснеют листья винограда, покрывающего стены огромного сооружения.

По договоренности посетителей пускают в коридоры расположенного там техникума. Можно посмотреть внутреннее убранство, заказав столик в баре «Кронпринц». А вот через клуб «Амстердам» знакомиться с казармой не стоит – это единственный ЛГБТ-клуб в регионе, и к появлению новичков там могут отнестись неоднозначно.

Форты

На расстоянии 5 км от стен города размещалось кольцо фортов – 12 больших и 3 малых. Протяженность кольца составляла боле 40 км, а диаметр – 13 км. Между оборонительными объектами было расстояние в 2-4 км, что позволяло держать зрительно и огневое сообщение. Форты по обе стороны реки Прегель  прикрывали дороги, реку и открытые площадки.

Сами форты являют собой вытянутый по фронту 6-угольник, окруженный рвом с водой. Стандартный гарнизонный состав: 200-300 солдат и 30-40 орудий. Площадь самого крупного 350/ 180 м, глубина 3-5 м. Толщина кирпичных стен казематов, капониров и казарм была не меньше 1 м, а земляной слой над ними был толщиной около 3 метров.

Практически все форты имеют названия в честь выдающихся немецких полководцев или кайзеров.

Форт №1 «Штайн»

Форт №1 «Штайн» 1875-1879 года – это первый форт, с которого нужно начинать осмотр, поскольку один из самых больших и доступных (пос. Большое Исаково). Кроме того, во время штурма Кёнигсберга форт «отделался» очень легко, избежав сильных ударов. На его территории можно посетить музей, да и весь форт доступен для осмотра. Именно здесь вы увидите своими глазами, как устроен этот вид оборонительных укреплений изнутри.

Форт №3 «Король Фридрих III»

Форт №3 «Король Фридрих III» 1879 года (Кведнау) – самый большой форт Кенигсберга (ул. Александра Невского, 232). Его площадь составляет 350/180 м, глубина – 3-5 м. Этот форт расположился на возвышенности, которая называлась Кведнау (нынешняя Северная Гора). Сухой ров дал возможность выполнить двухэтажные казармы для военных.

Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III»

Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III» 1978 года был получил сильнейшие повреждения во время военных действий, поскольку находился на первой полосе огня во время Второй Мировой войны. На праздник Победы 9 мая здесь проходят интереснейшие военные реконструкции взятия 5-го форта и других сражений.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота построены в 60-х годах XIX века. Они имеют два пролета-свода со стрельчатыми вершинами. По бокам от них находятся казематированные помещения с амбразурами, а на внешней стороне — караульное помещение.

Примечательно то, что сегодня над этими воротами находится проезжая часть, а сами они выполняют функцию входа в парк. Железнодорожные ворота больше напоминают короткий тоннель, через который раньше были проложены железнодорожные пути, ведущий в современный Балтийск. Движение давно прекращено, а рельсы убрали.

Железнодорожные ворота с 2007 года являются частью городского историко-художественного комплекса. Планируется восстановление постройки и размещение в ней музейных экспозиций. Железнодорожные ворота находятся в 240 метрах от Аусфальских ворот.

Сегодня

Сейчас в Железнодорожных воротах находится Калининградский Планетарий им. Бесселя.

История фортов Калининграда

Первый фортификационный пояс построили в Кёнигсберге в первой половине XVII века, окружив замок и общины вне его вальным оборонительным кольцом диаметром 1,8 км.

Не прошло и двух десятков лет, как появилась нарезная артиллерия, снаряды которой имели большое разрушающее действие и позволяли держать под обстрелом всю площадь крепостей старого типа. В результате пришли к решению о необходимости строительства новых, фортовых крепостей. Что же такое форты? Это замкнутое долговременное укрепление в составе оборонных сооружений, мощной конструкции, способное защитить находящийся там личный состав гарнизона, арсеналы, запасы продуктов, топлива и воды, а также все необходимое для автономной жизнедеятельности форта.

Таким образом, во второй половине XIX века для защиты города на дальних подступах вокруг Кёнигсберга было построено третье защитное кольцо из фортов, которое называли «Ночной периной Кёнигсберга». Это кольцо было удалено от городских стен примерно на 5 километров, чтобы избежать разрушения города огнем вражеской артиллерии, и состояло из 12 больших и 5 малых фортов. Диаметр кольца около 13 километров, а протяженность более 40 километров.

Все форты Калининграда по конструкции похожи один на другой и отличались между собой незначительно, в зависимости от условий местности и времени строительства, — в плане это окруженный рвом шестиугольник. Сооружения фортов построены из кирпича с перекрытиями толщиной не менее метра, присыпанными сверху слоем земли до 3 метров. Гарнизон большого форта состоял из 200–250 солдат и 30–35 орудий, малые вмещали небольшой гарнизон численностью до роты и несколько пушек.

При строительстве форты носили имена по расположенным рядом населенным пунктам, а затем переименованы в честь немецких королей, известных военачальников и политических деятелей.

Строительство фортов третьего оборонительного кольца завершилось к 1875 году. Но не успели достроить, как форты стали стремительно устаревать и к концу XIX века уже не отвечали современным требованиям, — артиллерия развивалась гораздо быстрее. В 1890-е годы была выполнена частичная реконструкция и усиление фортов, но уже в начале XX века пришли к выводу, что они себя изжили.

Первая мировая война обошла форты стороной, сражения проходили далеко от Кёнигсберга, свое основное предназначение они выполнили в 1945 году, на заключительном этапе Второй мировой войны.

Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года форты подвергались массированным артобстрелам, многие получили значительные повреждения. После окончания военных действий большинство из них использовалось военными для различных целей, некоторые были заброшены.

Бастионы

Бастионы были обязательной частью внутреннего вального кольца. Они соединялись земляными насыпями с воротами и башнями. Часть бастионов сохранилась в хорошем состоянии и используется калининградцами под разные нужды.

Наиболее интересная часть для туристов – бастионы Грольманского верхнего фронта. Достаточно прогуляться по улице Литовский вал, чтобы увидеть неплохо сохранившиеся остатки мощного укрепительного сооружения.

Астрономический бастион

Адрес: Гвардейский проспект, 22Что находится: клуб лазертага «Лазервар»Телефон: +7 (4012) 90–50–06; +7–909–777–24–41

Бастион назван Астрономическим, так как еще до войны неподалеку находилась обсерватория, в которой работал знаменитый астроном Фридрих Бессель.

Пока в Кенигсберге строили вальное укрепление, военное дело развилось слишком быстро, поэтому выполнить свое назначение бастиону так и не удалось. Большую часть бастиона снесли еще до Первой Мировой войны, оставив редюит.

Эта часть – полукруглое двухэтажное строение – сохранилась хорошо. В годы Второй Мировой войны в обсерватории базировался командный пункт вермахта, а сам редюит в военных действиях не участвовал.

Побывать внутри бастиона можно, посетив клуб лазерного пейнтбола.

Бастион «Грольман»

Адрес: ул. Литовский вал, 21Что находится: пустуетВход: свободный в некоторые части

Это прекрасно сохранившийся образец фортификационной архитектуры. Бастион представляет собой редюит, выполненный в виде подковы, насыпной вал, казематы, полукапониры, ворота. Он соединялся подземным ходом с казармами «Кронпринц».

Открыт свободный доступ к редюиту. Примерно до 2010 года в его помещениях располагались различные фирмы. Теперь можно увидеть их следы – кучи различного мусора.

Рядом с редюитом расположены автомастерские и склады. Иногда их работники могут не пустить внутрь, хотя официально сооружение не принадлежит частным лицам.

Перед бастионом течет ручей Крепостной – он связан с Верхним озером, на берегу которого стоит башня «Дона», и когда-то был рвом у стен города-крепости. Бывший ров продолжает соединять три главных бастиона Грольманского верхнего фронта: «Обертайх», «Грольман», «Купфертайх».

Бастион «Обертайх»

Адрес: ул. Литовский вал, 5Что находится: автосервисы

«Обертайх» строился в середине 19 века. Поскольку в войне пострадал незначительно, до настоящего времени хорошо сохранились редюит, траверсы, полукапонир и каземат.

Бастион можно свободно осмотреть снаружи. Внутри – по договоренности с владельцами находящихся здесь фирм. Обычно пропускают без проблем.

Бастион «Купфертайх»

Адрес: ул. Литовский вал, 27Что находится: кафе-ресторан «Редюит»Телефон: + 7 (4012) 46-94-01​Режим работы: вс-чт — 12:00-00:00; пт-сб: 12:00-01:00

Глядя на внешний вид редюита, оставшегося от бастиона, сложно понять, что это – часть оборонительного сооружения. Архитектура значительно отличается от традиционной для таких строений.

Этот бастион был разобран и перестроен раньше остальных. Поэтому от него остался только «гражданского вида» редюит. В настоящее время в нем находится одноименный ресторан, владельцы которого сохранили исторический антураж.

В «Редюите» подают неплохое, сваренное по немецким рецептам, пиво. Правда, средний чек на кухню высоковат – до 2 тысяч рублей за обед со стаканом пенного напитка.

Бастион «Прегель»

Адрес: ул. Дзержинского, 31Что находится: мотоклуб «Ночные волки», рок-барВход: по договоренности с арендаторамиТелефон: +7 (962) 254-72-55

Был построен для прикрытия реки Прегель (Преголя), однако никакой важной роли в войнах не сыграл. Редюит остался в хорошем состоянии, используется как филиал известного мотосообщества «Ночные волки»

Здесь же расположен небольшой рок-бар, побывать в котором можно три дня в неделю по вечерам: в четверг, пятницу и субботу

Редюит остался в хорошем состоянии, используется как филиал известного мотосообщества «Ночные волки». Здесь же расположен небольшой рок-бар, побывать в котором можно три дня в неделю по вечерам: в четверг, пятницу и субботу.

Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании – советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых – сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

Форты Калининграда

Форты Калининграда представляют собой цепь оборонительных сооружений вокруг города. Они были возведены в 70-х годах XIX века и смыкались вокруг Кенигсберга плотным кольцом, которое блокировало все пути подступа неприятеля и защищало городских жителей.

Это третье кольцо обороны города, вторым кольцом являлся Второй вальный оборонительный обвод, включающий в себя городские ворота Кенигсберга, башни Врангеля и Дона, бастионы, редуты и казарму «Кронпринц».

Кольцо было расположено на расстоянии 5 км от городской крепостной стены и включало в себя 12 больших фортов и 5 малых — это так называемая Ночная перина Кенигсберга. Общая протяженность кольца — более 50 км. Каждый форт сначала был назван по имени месторасположения, позже были переименованы в честь именитых военачальников Пруссии.

Между фортами расстояние 2-4 км, для обеспечения огневой и зрительной связи. Там где расстояние между фортами было больше, были построены промежуточные малые форты:  № 1а “Грёбен”, № 2a “Барнеков” и № 5a «Лендорф». Все форты Калининграда схожи по строению и представляют собой пятиугольник, окруженный рвом. Малые форты сразу были названы в честь генералов, за исключением малых фортов VIIa и VIIb, упраздненные впоследствии.

Возводить форты Кенигсберга начали в 1872 году после Франко-Прусской войны. Форты — это оборонительные сооружения для самостоятельной долговременной осады, имеющие мощные стены и перекрытия. В фортах размещался личный состав гарнизона, арсенал, продуктовый склад, топливо, вода и автономная система жизнеобеспечения.

Форты в том виде и состоянии, в каком они находились перед штурмом Кенигсберга в начале апреля 1945 года — это итог многолетней модернизации и многочисленных перестроек. Форты Кенигсберга начали перестраивать сразу после постройки — это связано со стремительным развитием артиллерии. Несмотря на все усилия использование фортовых крепостей безнадежно устарело — к концу XIX века время фортов прошло.

Форты не участвовали в Первой мировой войне, свою роль они сыграли только в 1945 году, когда Вторая мировая война перешла в финальную стадию. Коменданту Кенигсберга генералу Отто Ляшу было приказано не сдаваться до конца. Форты в ожидание противника были укреплены пулеметными и стрелковыми гнездами, проволочными заграждениями и минами. Между фортами протянулись противотанковые рвы, дороги были заминированы и оборудованы противотанковыми сооружениями. Фортовое кольцо являлось передним краем обороны Кенигсберга.

Штурм Кенигсберга произошел 6-9 апреля 1945 года. Форты подверглись массированному арт-обстрелу. Часть гарнизонов сдались в плен, кто-то пытался покинуть форт и присоединиться к защитникам города.

После войны форты использовались военными как склады и военные овощебазы, на некоторых из них уничтожались боеприпасы. Часть фортов из-за больших разрушений сразу были заброшены.

Форты Калининграда давно утратили свою основную функцию, сегодня они являются памятниками истории и фортификации. Из всех фортов Кенигсберга только в двух находятся полноценные музеи:

  • это форт №5 Король Фридрих Вильгельм III — филиал Калининградского областного историко-художественного музея.
  • и форт №11 Денхофф — передан областью в аренду на 49 лет архитектурной фирме Артура Сарница.

Некоторые форты Калининграда имеют неопределенные статус и собственников. Но большинство фортов заброшены и подвергаются дальнейшим разрушениям от времени и вандалов, так же, как и морские форты Кронштадта.

Бранденбургские (Берлинские)

Бранденбургские (Берлинские) ворота (нем. Brandenburger Tor) расположены на пересечении улицы Багратиона (Alter Garten) и переулка Южный. 
Первые городские врата на этом месте были построены в 1657 году. Предназначались для защиты города на юго-западном участке, и дороги ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).

Из-за скудного финансирования, были построены деревянные ворота с крышей, которая упиралась в земляной вал. Для надежности перед ними был вырыт ров и заполнен водой.

18 веке, по распоряжению прусского короля Фридриха 2, Бранденбургские ворота были снесены, а на их месте, для прикрытия города с юга (ныне улица Суворова), была построена массивная постройка из кирпича. 

Они имели два просторных проезда, помещения гарнизона караульных, служебные, подсобные и складские помещения.

В 1843 году были проведены реставрационные работы, здание ворот почти полностью было перестроено.

Фронтоны стали остроконечными, с крестообразными цветами из песчаника и стилизованными листьями.

На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии, и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней Кенигсбергских городских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение Бранденбургских ворот отреставрировано и охраняется государством как памятник архитектуры.

С внешней стороныСо стороны города

Цены на билеты форта №3

Достоверно известны цены на билеты для входа в несколько фортов Калининграда. Самый известный и ухоженный из всех сооружений, который работает стабильно регулярно – это пятый форт, который назван по имени короля «Фридриха Вильгельма III».

Расценки по одиночным посещениям для следующих категорий лиц:

  • взрослым – 100 руб.;
  • детям, учащимся школ – 30 руб.;
  • детям дошкольного возраста – бесплатно;
  • пенсионерам – 30 руб. (каждый месяц последняя суббота);
  • инвалиды, военнослужащие и прочие льготные категории – бесплатно.

Групповые посещения:

  • 1-10 чел. – 500 руб.;
  • более 10 чел. – 50 руб. с каждого человека.

Если заказывать экскурсию с аудиогидом, тогда цены существенно повысятся:

  • оплата осуществляется за вход – 100 руб.;
  • за аренду аудиоприбора -150 руб.;
  • оставляется залог – паспорт, либо 2000 руб. (при выходе залог возвращается в полном объеме);
  • за порчу аудиоприбора ущерб компенсируется в сумме – 5000 руб.

Даже просматривая карту города, можно увидеть фортификационные места, узнавая по их очертаниям. Какие-то из объектов сейчас недоступны для посещения в виду своей обветшалости, аварийности, частного или государственного владения. В некоторых могут вестись реконструкционные работы, поэтому временно форт может быть закрыт. Другие же можно посетить самостоятельно или вместе с экскурсионной группой за плату. Посетить Калининград стоит уже даже того, чтобы увидеть эти оригинальные сооружения. 

Популярные экскурсии с посещением фортов:

  • Калининград. Обзорная экскурсия
  • Подземный Кёнигсберг: легенды старого города
  • Кенигсберг — город-крепость, город-музей
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий