Памятник Ивану Сусанину в Костроме

На колени: памятник Сусанину и Михаилу Романову поставят в центре Костромы

В Костроме решили восстановить памятник Ивану Сусанину и царю Михаилу – его снесли после революции. KOSTROMA.TODAY узнал подробности.

Что за памятник?

Памятник в память о подвиге Ивана Сусанина, который спас Михаила Романова, поставили в Костроме в 1851 году, его снесли после революции. Уже в 90-е годы начались разговоры о восстановлении, а в 2000-е даже планировалось открыть его к 2013 году. Тогда даже восстановили часть фундамента, однако на проект не хватило денег. Тогда стоимость проекта оценили в 80 млн рублей.

Больше всего идею восстановления отстаивал экс-мэр Костромы Борис Коробов. На этот раз в совет при главе Костромы обратился известный историк Алексей Зябликов. В пятницу, 20 ноября, тему обсудили на общественном совете по вопросам историко-архитектурного облика Костромы при главе города.

Сохранилось множество сведений о старом памятнике, Борис Коробов несколько лет назад сделал большую выставку своего собрания материалов.

Колонна от памятника долго лежала в центре Костромы.

В начале 2010-х годов делались даже отливки. А колонна от памятника сохранилась, и многие костромичи помнят, как она лежала в центре. В общем, все позволяет быстро поставить монумент.

Откуда деньги?

Главный вопрос – это деньги, так как с самого начала было ясно, что бюджет на это средства тратить не будет. Сейчас обсуждается, что часть средств, возможно, может дать богатое российское военно-историческое общество (РВИО), которое активно занимается установкой памятников по всей стране.

Правда, в Костроме самый яркий пример его деятельности – несколько дискуссионный. В прошлом году далеко не только восхищенные отзывы вызвала сделанная на деньги РВИО так называемая аллея полководцев – бюсты героев войны, которые почему-то установили не в парке Победы, а у здания областной администрации на Муравьевке. В результате некоторые костромичи говорят, что Муравьевка стала напоминать военное кладбище.

Не все костромичи считают, что бюсты полководев смотрятся на Муравьевке уместно.

Кроме того, никакого обсуждения проекта в Костроме тогда не было, общественность фактически поставили перед фактом.

Что будет с нынешним памятником?

В начале 2010-х годов обсуждалось, что нынешний, сделанный в 1960-е годы, памятник Сусанину уберут – перевезут в Сусанинский район. Сейчас, видимо, понимая, что это может вызвать протест костромичей, этот момент стараются обойти. Историк Алексей Зябликов, например, считает, что соседство двух монументов – нынешнего, и того, который хотят поставить, вполне нормально. Есть и мнение, что если восстановить старый памятник, костромичи сами придут к выводу, что старый надо убрать.

Что будет с транспортом?

Хотя прямо этого не говорят, но, судя по тому, как располагался монумент до революции, он потребует изменения транспортной схемы – вероятно, придется передвигать остановки или, как можно предположить, сдвинуть самого Сусанина с царем.

Кроме того, хотя власти, кажется, считают, что вся общественность поддерживает восстановление памятника – это вопрос, видимо, спорный. Во-первых, значительная часть костромичей, скорее всего, считает, что ансамбль Сусанинской площади полностью сложился, и лучшее, что можно сделать – ничего там не трогать.

Многие костромичи считают, что «сковородка» и так выглядит прекрасно.

Во-вторых, сам город с 1917 года все-таки «подрос», и памятник, который планировался как важная вертикальная доминанта, может восприниматься сейчас по-другому. В-третьих, наверняка вопросы вызовет идеологическая «начинка»: ведь Иван Сусанин (читай – народ) стоит на коленях перед Михаилом Романовым (читай – властью).

Сейчас власти планируют изучить общественное мнение, однако, по информации KOSTROMA.TODAY, есть решимость найти финансирование уже в следующем году и запустить этот проект.

  • алексейзябликов
  • борискоробов
  • ивансусанин
  • памятник

По теме:

Стала известна судьба памятника Ленину после реконструкции паркаБывший мэр Костромы: памятник Ленину в парке может рухнуть в любой момент

Фото и описание

Памятник Ивану Сусанину был установлен в 1867 г. в Костроме. Автором его является скульптор Н.А. Лавинский. Раньше в Костроме уже был установлен памятник в ознаменование знаменитого подвига эпохи Смутного времени – памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, выполненный по проекту В.И. Демут-Малиновского. Памятник стоял в центре Сусанинской площади в центре города. Но в 1918-1928 гг. он был разрушен.

Высочайшее соизволение на его сооружение последовало в 1835 г. при посещении Костромы Николаем I. Памятник был открыт в марте 1851 г. В 1900 г. вокруг него разбили сквер.

Сразу после революции над монументом нависла угроза разрушения. Его уничтожение было начато в 1918 г., когда с колонны и постамента сбросили бюст царя и скульптуру Сусанина.

На протяжении целого десятилетия колонну закрывал деревянный обелиск, увенчанный красным флагом. Пьедестал использовали как трибуну во время различных революционных торжеств. В 1928 г. обелиск обветшал, и было решено сбросить с постамента колонну и закопать ее в сквере. Окончательно памятник был снесен в 1934 г.

Сегодня на месте этого памятника на Сусанинской площади стоит временный памятный знак. К 2013 г. памятник запланировано восстановить и вернуть на место. Памятник являл собой колонну, выполненную из красного гранита, стоящую на четырехугольном пьедестале, которую венчал бюстом царя Михаила Федоровича с позолоченным крестом на груди, бармах и шапке Мономаха. Под бюстом размещался двуглавый орёл, посредине колонныё был укреплён герб Костромской губернии . У основания колонны стояла коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от него лежали две жалованные грамоты его потомкам.

Композиция была повернута в сторону Торговых рядов и Волги. На передней стороне постамента был прикреплен барельеф, на котором была изображена сцена убийства Сусанина.

Работа над созданием современного памятника Ивану Сусанину была начата в 1959 г. Проект памятника создал молодой скульптор Н.А. Лавинский. Это была его выпускная работа в 1952 г. Работы по возведению памятника были начаты на краю Сусанинской площади, на месте разрушенной в 1920-е гг. часовни Александра Невского.

Но вскоре после начала строительные работы были приостановлены. Только в 1965 г. руководству области удалось переломить ситуацию, и строительство было возобновлено. Памятник был торжественно открыт 28 сентября 1967 г. На открытии присутствовали авторы памятника: скульптор Н.А. Лавинский, архитекторы М.Ф. Марковский и М.П. Бубнов.

Сейчас в связи с тем, что планируется воссоздать старый памятник Сусанину, рассматривается возможность перенести современный памятника народному герою на место его подвига в село Домнино Костромской области Сусанинского района. Современный монумент – это фигура крестьянина в длинной одежде, которая стоит на массивном постаменте цилиндрической формы. Фигура и облицовка постамента выполнены из белого известняка. Фигура лицом развернута к реке и спиной обращена к Сусанинской площади.

Лавинский ещё до принятия решения о возведении памятника работал над образом Ивана Сусанина. Он творил его долго, упорно и влюбленно. В итоге им был создан художественно достоверный образ русского патриота. Сусанин Лавинского – это не только фигура, выражающая героизм человека, но и личность человека, которая наполнена большим жизненным содержанием и любовью к родине и своей земле.

История

Кострома является колыбелью династии Романовых, именно здесь 14 марта 1613 года при огромном стечении народа состоялось наречение молодого боярина Михаила на царство (в ту пору будущему царю было 16 лет). Через три века, в мае 1913 года, в Костроме состоялись торжества в честь 300-летия правления династии Романовых. Во время праздничной церемонии прошла закладка монумента, посвященного этой дате. В торжествах приняли участие Николай II и его супруга Александра Федоровна, цесаревич Алексей и царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Строительство памятника велось на народные деньги и продолжалось даже с началом Второй Мировой войны. Автором композиции является скульптор Амандус Адамсон. В 1916 году основание монумента было завершено, к тому времени из 28 бронзовых скульптур 20 были привезены в Кострому и две уже установили. К большому сожалению, полностью памятник так и не был возведен, этому помешали революционные события 1917 года. Вскоре скульптор Адамсон уехал на свою родину, в эстонский город Палдиски, а в середине 20-х годов XX века бронзовые скульптуры отправили на переплавку.

Так и стоит памятник Ленину в Костроме на чужом постаменте. Фигура Ильича явно не соответствует масштабности основания монумента, предназначенного совсем для другой исторической композиции. А ниши памятника все также, как и сто лет назад, зияют пустотой.

Памятник Сусанину на коленях в Костроме поразил 99% гидов и туроператоров

Мы продолжаем собирать мнения экспертов об идее поставить в центре Костромы памятник Ивану Сусанину и царю Михаилу. KOSTROMA.TODAY – единственное костромское СМИ, в котором публикуются не только восторженные комментарии о новом проекте, который уже начал раскалывать общественность города.

Прокомментировать идею установки памятника мы попросили авторитетного представителя туристической сферы – директора туристической Ларису ПУХАЧЕВУ.

— Когда вновь зашел разговор о памятнике, я опросила тех, кому доверяю — экскурсоводов из других городов Золотого кольца, тех, кто по 30-40 лет работает в туризме.

И отношение к этой идее, скажу прямо, очень неоднозначное. 99 процентов экскурсоводов, которые работают с туристами со всего мира, услышав о памятнике царю и коленопреклоненному Сусанину, сказали «нет».

Меня, как человека, который профессионально занимается внутренним туризмом, удивила сама идея о том, что памятник «создаст новый туристический маршрут». А что – у нас какая-то группа туристов когда-то миновала Сусанинскую площадь? Если речь о новом туристическом маршруте, то логично поставить памятник в Домнино, в Сусанинском районе. Маршрут тоже не новый, но там, возможно, он будет привлекать туристов.

Сейчас, в центре сложился ансамбль – площадь выглядит очень гармонично. И доминанта есть — великолепная пожарная каланча. Памятник перекроет вид на саму эту ось, на проспект Мира. К тому же, чтобы разместить группы туристов, очевидно, что его надо будет разворачивать лицом к центру, к Сусанинской площади. А что будет с остановкой транспорта?

Кроме того, я думаю, многие понимают, что за этим последует – захотят убрать существующий памятник Ивану Сусанину, который находится в плохом состоянии. Но если это так, давайте его приведем в порядок. Этот Иван Сусанин – узнаваем, растиражирован на всех книгах, фотографиях, открытках о Костроме.

Любое воссоздание должно быть гармоничным, уместным. Например, мне нравится, что у нас воссоздаётся соборный ансамбль костромского Кремля. Это будет правильно даже с той точки зрения, что можно подняться наверх, для туристов это будет и своеобразная видовая площадка.

Историческая справедливость – это важно, но надо понимать, что жизнь меняется и надо уметь вовремя остановиться. Иначе можно дойти до воссоздания деревянных тротуаров

Нельзя памятники громоздить на каждом шагу.

Это будет, как мне кажется, компромисс и возможность показать всем памятники Костромы. Такой макет можно было бы поставить на том месте, где когда-то лежала колонна памятника. Вернуть туда колонну, а рядом соорудить макет. И для туристов хорошо, и горожанам, ожидающим транспорт на остановке, познавательно.

Мне кажется важным сказать еще одно. Мало кто понимает, что именно гидам, а не чиновникам приходится выслушивать мнения людей о Костроме. Краснеть, оправдываться, объяснять, что город бедный. Самый прекрасный рассказ гида не может прикрыть то, что у нас проблемы с дорогами, с крышами, с тротуарами, с туалетами в центральной части.

А мы вместо сохранения наследия ставим памятник. Сейчас это просто неуместно. Удивляет и то, что никого не спрашивают. Я слышала, что будто бы «представители туристической отрасли» высказались «за» — интересно, кого опрашивали, если все мои уважаемые коллеги высказались против.

Самое, на мой взгляд, печальное мнение высказал один из экскурсоводов. Он сказал, что если власть решила установить этот памятник, то наше мнение не имеет значения, все бесполезно.

Также своим мнение о «Сусанине на коленях» с нами поделилась доктор культурологи Ирина Едошина и урбанист Вячеслав Правдзинский.

  • ивансусанин
  • ларисапухачева
  • памятник

По теме:

Костромичи заявили о желании покинуть регион из-за памятника Сусанину на коленяхСусанин на коленях заставил костромских чиновников оправдаться«Лучше бы город убрали»: экс-мэра Костромы поразил памятник Сусанину на коленяхМнение костромичей о памятнике Сусанину на коленях решили даже не спрашивать

Пожарная каланча

Пожарная каланча (1825 г) является своеобразным талисманом

города, ибо не раз спасала его от многочисленных пожаров. Пожарно-сторожевые башни возводились во многих городах России, но чтобы они еще и так украшали город! Это самый настоящий античный храм с парадным портиком стройных колон.

А как легка и ажурна дозорная башня

со смотровой беседкой, поддерживаемой декоративными кронштейнами. Архитектор добился такого художественного оформления и нашел такую органичную соразмерность ее частей – что каланча стала основнойдоминантой и главнымукрашением всего архитектурного комплекса площади, устремляясь ввысь на35 метров . Даже император Николай Первый переживал, что у него нет такой красивой башни. Сейчас Пожарная каланча охраняется государством.

Как произошло разрушение памятника?

Этот культурный объект некоторое время был центральной достопримечательностью города. Многие люди приезжали сюда специально, зная, что в городе Кострома есть памятник Ивану Сусанину. Однако он просуществовал недолго. После революции он попал под угрозу сноса, поскольку был издан специальный документ. Он предусматривал уничтожение объектов, которые были когда-либо воздвигнуты в честь царей и их слуг. Таким образом, памятник не удалось спасти, он был снесен в 1918 году.

Существует даже несколько версий о том, какая судьба постигла фигуры этого монумента. По одной из них, фигуры были сброшены в Волгу, по другой – закопаны в неизвестном месте. Существует и другая версия, что их отправили на переплавку для более нужных целей. Тогда на месте памятника осталась только одна колонна.

Неудивительно, что тогда же произошло переименование площади в площадь Революции. После описанных событий на этом месте долгое время находился небольшой обелиск, который прикрывал оставшуюся колонну. На нем был повешен красный флаг. Через некоторое время колонну также решили ликвидировать, в 1934 году памятник был окончательно снесен, его облицовка была разбита и использована в качестве крошки для мощения дороги.

«Я не за и не против»

Экс-мэр Костромы Ирина Переверзева рассказала о реконструкции Сусанинской площади в 2007 году, когда она возглавляла городскую администрацию. Тогда для будущего памятника заложили основание, а Переверзева выступала за его восстановление к 2013 году. Сейчас она признала, что рассматривать эту идею нужно в комплексе, ведь если будут восстанавливать монумент, то понадобятся деньги на благоустройство прилегающей территории.

— Да, я размышляю как прагматик, с точки зрения выгоды. Я не за и не против. Восстановить памятник можно, другой вопрос, что за этим последует реконструкция всей площади, — сказала она.

Памятник Ивану Сусанину

Самый первый памятник спасителю русского государя Михаила Федоровича был поставлен в городе по заказу российского государя Николая I. В 1851 году его создал талантливый скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Величественный монумент, расположенный на высокой колонне, изображал молодого царя. А у подножья памятника коленопреклоненно стоял крестьянин, который не пожалел своей жизни за государя. В самом начале XX века костромские власти разбили перед этим памятником красивый сквер.

В 1918 году молодое советское государство утверждало собственную идеологию и приняло декрет о сносе памятников, связанных с царем и его слугами. Документ этот стал основанием для решения костромских властей, и старый памятник демонтировали.

Тот монумент, который можно увидеть на площади сегодня, был установлен в 1967 году. Высокую 12 м фигуру Сусанина, обращенную в сторону Волги, выполнил московский скульптор-монументалист Никита Антонович Лавинский.

Нулевой меридиан на Сусанинской площади

Чайный дом Общества трезвости

Уже на рубеже XIX-XX веков по соседству с часовней-ротондой выстраивается двухэтажное краснокирпичное здание, которое ну никак не вписывается в белый ансамбль Молочной Горы. Более того, здание кирпичное только по фасаду, а со двора — деревянное.

Это была коммерческая биржа, в которой торговцы заключали крупные сделки. Место было выбрано удачно. Вот костромской пирс с таможенной заставой, вот торговые ряды, где всё это можно было продать.

Здесь же находилась чайная-столовая Общества трезвости. И, понятное дело, что в ней и «обмывали» сделки, только спиртное приносилось не в бутылях, а в чайниках. Костромичи называли этот кабак «Колпаки», потому что половые (официанты) ходили в белых колпаках.

Сейчас в здании находится Музей природы Костромской области.

Отель «Московская Застава», отзыв

Отель «Московская застава»

Отель так называется, потому что размещается в историческом здании Московской Заставы. Отсюда следует её главное достоинство — она располагается на самой набережной. Вечером можно выйти на улицу и полюбоваться на Волгу и особенно на её противоположный берег.  И любоваться, поверьте, там действительно есть чем! В непосредственной близости от отеля на дебаркадере находится ресторан «Старая гавань», но особых шумов от неё не было. Правда, мы были зимой. Летом, подозреваю, ситуация в корне меняется.

Номера в отеле бывают двух типов: с видом на Волгу и, соответственно, на дорогу. Мы взяли с видом на Волгу. И вот какой недостаток обнаружился. К набережной приезжают на машине, стоят часами и газят. Выхлопные газы чувствуются при открытой форточке. Зачем приезжают? Мне кажется, что люди просто приезжают отдохнуть, полюбоваться видами, перевести дух, разобраться с мыслями.

Но это всё лирика! Теперь по делу!

Номер оказался хорошим. Широкое просторное окно даёт хорошее освещение. Матрасы удобные. Правда, прикроватные половички были грязноватыми, и их не помешало бы пропылесосить, но в номере есть одноразовые тапочки. Номер отапливается очень хорошо, так что раз за вечер приходилось проветривать. При заселении на рецепции нам подробно объяснили, что платно, а что нет. В самом номере на бумажках всё продублировано. Это хорошо.

Можно взять завтраки за 360 рублей с человека в день по типу шведского стола. Но мы не стали запариваться. С вечера купленные йогурты и хлеб решали проблему. В коридоре есть кулер с водой. В номере есть минибар, и два йогурта туда с лёгкостью помещаются.

P.S. Отель в течение 2018 года проводит акцию по снижению цен на 30%, но она действует не каждый день, а потому имеет смысл поиграться с датами. Мы так и сделали и сэкономили неплохую сумму. Единственное, что нужно помнить, что этот тариф невозвратный.

  • Номер в отеле “Московская застава”
  • Стол и телевизор в номере отеля
  • Двуспальная кровать в номере – на самом деле две кровати, соединенные в одну
  • Окна номера в отеле выходят на ресторан на дебаркадере
  • Ворота Московской заставы (вид от реки), одноименный отель находится слева
  • Комната в отеле. Вид из коридора.
  • Ванная комната. Номер в отеле “Московская застава”

«Это будет новодел!»

С Алексеем Зябликовым не согласна его коллега по госуниверситету — доктор культурологии, профессор кафедры истории Ирина Едошина. По ее словам, памятник Демут-Малиновского был установлен вовсе не в честь Ивана Сусанина, а в честь посещения Костромы Николаем I в 1834 году.

— Памятник уже стоит — у Бориса Коробова во дворе дома на улице Горной. Если кому-то хочется увидеть, это можно сделать.

Едошина процитировала отзыв о памятнике историка и искусствоведа Георгия Лукомского, который усмотрел в монументе «ложный пафос» и «грубоватые барельефы».

Ирина Едошина зачитала мнение искусствоведа, реставратора Светланы Катковой и художника-реставратора Людмилы Матросовой:

«В городе в плачевном состоянии уже сейчас находятся множество памятников истории и архитектуры, расположенных в границах трех первых полуколец городской застройки. Восстановление памятника не является актуальной и первоочередной задачей, оно преждевременно и не соотносится с планировкой центральной площади. Памятник лишь добавит показухи и помпезности, чем и так грешат большинство небольших провинциальных городов».

Гранитная колонна от снесенного памятника

Уменьшенная копия памятника во дворе дома на улице Горной. Фото Алексея Молоторенко

Дворянское собрание

Рядом расположено здание бывшего Дворянского собрания (проспект Мира 7). В конце 30-х годов 19 века костромское дворянское общество выкупило этот дом у разорившегося купеческого рода и перестроило его под свои нужды.

Особенно красиво это здание внутри. Все его южное крыло занимает «Белый зал»

, украшенный колоннами коринфского ордера в два яруса. С другой стороны находитсяМалый зал , с красными стенами, покрытыми шелковым штофом. Великолепный потолок с кессонами в золоченых розетках, пилястры и колонны в белом искусственном мраморе.

Подняться туда можно по чугунным ступеням ажурной парадной лестницы, держась за перила, украшенные золоченой бронзой.

img_5476.jpg

В советские годы было решено создать новый памятник Ивану Сусанину. Над проектом в 1930 — 40 гг. работали советские скульпторы Н.Томский, Г.Молотилов, П.Дзюбанов. В 1952 году выпускник Московского института им. В.И. Сурикова Никита Лавинский успешно защитил дипломную работу — проект памятника Сусанина для Костромы. Его научным руководителем был народный художник СССР Н.В. Томский. Государственная экзаменационная комиссия рекомендовала Лавинскому продолжить работу над монументом и установить его в старинном волжском городе. Многолетняя упорная работа молодого скульптура, серьезное изучение исторических документов, поездка в Домнино, на родину Ивана Сусанина — все это положительно сказалось на совершенствовании окончательного проекта. Отказавшись от привычных, устойчивых представлений о Сусанине, навеянных оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя», он создает обобщающий скульптурный образ крестьянина, сознательно шедшего на смерть ради спасения Родины.

В Костроме обсуждение модели памятника, выполненного Лавинским, проходило в ноябре 1965 года. На месте, отведённом под будущий памятник, установили фанерный макет в натуральную величину. Для участия в обсуждении, народу собралось не так уж много – около сорока человек, хотя информация о том, когда и где оно состоится, прошла по областному радио. В основном это были представители костромской общественности, в том числе ветераны. Присутствовал и автор проекта – скульптор Никита Лавинский. Большинство высказавшихся находили модель памятника неудачной, статичной. Прозвучали высказывания и такого рода, что всё, дескать, проверяется временем, привыкнем…В конце концов, обсуждение свелось к вопросу, в какую сторону будет смотреть Сусанин – на Волгу или на город. Склонились к первому варианту.

Позднее, когда открылся санаторий им. Ивана Сусанина, на его территории был установлен ещё один памятник народному герою – копия (не совсем точная) памятника, выполненного Лавинским, изготовленная костромским скульптором Алиной Усовой.

История подвига

После взятия народным ополчением Москвы в 1612 году, молодой Михаил Романов с матерью поселился в родовой вотчине Романовых в Костромском уезде в Домнино. Земский собор в феврале (марте) 1613 года избрал его царём.

Согласно истории об Иване Сусанине, польские интервенты, видя в Михаиле конкурента польскому королевичу Владиславу, который претендовал на русский трон, планировали схватить первого царя в его родовом имении. Подходя к вотчине Романовых, польские солдаты встретили крестьянина, вотчинного старосту из села Деревеньки Ивана Сусанина, который согласился помочь им и выступить проводником, однако, повел их в другую сторону, а сам велел своему зятю Богдану Сабинину предупредить Романовых.

В результате семья Романовых спаслась, укрывшись в Ипатьевском монастыре, а крестьянин Иван Сусанин поплатился жизнью за свой поступок. Документальным подтверждением подвига костромского крестьянина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича от 1619 года, которой, он даровал зятю героя, Богдану Сабинину половину деревни Деревище за поступок Ивана Сусанина.

Часовня Николая Чудотворца

Церковь-ротонда Николая Чудотворца, улица Молочная Гора, Кострома

Так называемую часовню-ротонду построили в 1830-х года в стиле позднего классицизма, хотя по изгибам крыши на ум приходит рококо. До того на её месте был Хлебный корпус старых торговых рядов.

Строил её, предположительно, всё тот же Фурсов, автор каланчи и гауптвахты на Сусанинской площади и половины Торговых рядов. Церковь в плане представляет собой ротонду, но перекрывается она не ожидаемым куполом, а изящной суздальской главной на восьмигранной шейке.

О рококо наводит лаконичное украшение часовни Николая Чудотворца. Двери обрамлены строгими колоннами, а окна без наличников и украшены лишь ажурными решётками.

В 1919 году эту главку с неё сбили и передали под жильё. В 1931 году в ней устроили детский сад при типографии имени М. Горького. В 1979 году по проекту А.П. Чернова её частично отреставрировали, то есть вернули главку и шейку, но без креста. Часовню освятили и вернули Русской Православной Церкви в 1996 году.

Квасные Ряды и часовня Николая Чудотворца, улица Молочная Гора, Кострома

Московская застава

Сама Московская застава, отель располагается слева

В самом низу Молочная Гора упиралась в Московскую Заставу. Вообще же тут всегда был перевоз через реку. Как она возникла? В 1823 году костромичи узнали, что император Александр I путешествует по городам России и вполне может посетить и их город. Власти поручили Петру Ивановичу Фурсову благоустроить въезд в город. Создать парадные ворота в древний купеческий город на Волге. Фурсов обрамил конец Молочной Горы двумя обелисками с позолоченными орлами. Обелиски соединили с оградой арками. Однако император в Кострому так и не заехал.

К 300-летию дома Романовых Московскую Заставу обновили. Архитектор Н.И. Горлицын к аркам пристроил кирпичные одноэтажные здания, как бы кордегардии.

Романовский музей

В начале Павловской улицы (сейчас проспект Мира, 5) ваше внимание привлечет здание Романовского музея выполненное в неорусском стиле

в начале 20 века (архитектор Н. И. Горлицын).

Этот древнерусский терем

с элементами архитектуры 17 века сразу же планировался как музейное сооружение. Этому полностью соответствует его внутреннее оформление: просторные залы, широкая парадная лестница, вместительный вестибюль.

Новому музею из Эрмитажа и Академии художеств был подарен ряд скульптур и живописных полотен, а основным наполнением экспозиций музея стал Костромской музей древностей, который являлся первым музейным учреждением края. Открытие музея состоялось в присутствии Николая Второго и его семьи в 1913 году.

«Если памятник и нужен, то только не на площади»

Руководитель турфирмы «Водолей» историк Лариса Пухачева рассказала, что, по информации областных СМИ, представители костромской туриндустрии якобы дружно поддерживают проект восстановления памятника, потому что он привлечет в Кострому туристов.

— Я общалась со многими коллегами, нас никто ни о чем не спрашивал. И никакого увеличения турпотока в связи с появлением нового памятника не будет. Я считаю, что площадь органична, ансамбль сложился и воздвижение памятника в том виде, в каком он был, является нецелесообразным и несвоевременным. Мнение экскурсоводов едино: если памятник и нужен, то только не на площади. Может, в Домнине или в районе Ипатьевского монастыря, где он, кстати, изначально планировался, — сказала Пухачева.

«Мужик не должен стоять на коленях ни перед кем!»

Против установки памятника высказалась блогер Ирина Назарова, по мнению которой Сусанинская площадь уже сформирована: «Это не плац, посреди которого стоял памятник».

Ветеран правоохранительных органов Павел Шкалов обратил внимание на то, что Сусанинская площадь — это место проведения мероприятий общественно-политического характера, а для того, чтобы обеспечить охрану общественного порядка, нужно, чтобы площадь просматривалась. — Если у кого-то деньги жгут ляжку, то пусть уплатит за памятник «Родительское благословение», который был установлен за Волгой, а потом увезен

Там не Иван Сусанин на коленях стоит перед царем-батюшкой, а сам царь стоит на коленях перед своей матерью

— Если у кого-то деньги жгут ляжку, то пусть уплатит за памятник «Родительское благословение», который был установлен за Волгой, а потом увезен. Там не Иван Сусанин на коленях стоит перед царем-батюшкой, а сам царь стоит на коленях перед своей матерью.

Коммунист Сергей Шпотин считает, что нынешней власти не нужна настоящая история.

Первый секретарь обкома КПРФ Валерий Ижицкий выступил против памятника и против избирательности по отношению к историческим событиям и деятелям.

— Не понимаю и не приемлю понятия «историческая справедливость». В чем она? На Привокзальной площади стоял памятник Иосифу Виссарионовичу . Это историческая справедливость или не историческая справедливость?

Памятник Ивану Сусанину скульптора Никиты Лавинского. Фото Алексея Молоторенко

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий