Музеи Антона Павловича Чехова в России и мире. Справка

Здание, экспозиция и коллекция

Первый музей А. П. Чехова (1860 — 1904) в Москве был создан по инициативе семьи писателя: 25 апреля 1912 года при библиотеке Румянцевского музея открылась Чеховская комната. В 1921 году музей получил обособленный статус, но отдельного здания, где могла бы разместиться полноценная экспозиция, выделено не было. При этом продолжалась собирательская, экспозиционная и научная работа. В 1934 году значительная часть чеховской коллекции была передана Государственному литературному музею, а в 1954 году одним из его отделов стал «Дом-музей А. П. Чехова» на Садовой-Кудринской улице.

На сегодняшний день Гослитмузей обладает вторым по величине и значимости чеховским собранием в мире после Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.

В этом каменном двухэтажном флигеле, построенном в 1874 году, который Чеховы арендовали у известного врача Я. А. Корнеева, писатель жил с 27 августа 1886 года до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890 года.

Именно здесь были написаны пьесы «Иванов», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Трагик поневоле», «Татьяна Репина»; повести «Степь», «Огни», «Скучная история», многие рассказы.

В «доме-комоде», как называл его сам Чехов, бывали литераторы, художники, артисты, музыканты: В. Г. Короленко, В. А. Гиляровский, А. С. Суворин, Д. В. Григорович, А. Н. Плещеев, И. И. Левитан, Ф. О. Шехтель, П. И. Чайковский, А. И. Сумбатов-Южин, В. И. Немирович-Данченко.

В мемориальном пространстве дома, восстановленном по рисункам и воспоминаниям брата и сестры писателя, несложно представить уклад небогатой семьи, основным доходом которой была литературная работа Антона. В залах литературной экспозиции можно понять, как постепенно из автора «малой прессы» появился писатель «большой» литературы.

В кабинете особый интерес представляют предметы — свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных — в строго отведённое время с 12-ти до 3-х. Остальное же время, как он отмечал, было отдано литературно-артистической молодёжи.

Театральный фестиваль «Мелиховская весна»

Фестиваль «Мелиховская весна»

Впервые на такую «дерзость» отважился липецкий драматический театр. Главный режиссер и актеры, очарованные чеховской усадьбой, решили сыграть здесь недавно поставленную «Чайку».

В пасмурный июньский день 1982 случилось чудо: поместье, «колдовская» атмосфера Мелихова просочились в спектакль. Артисты стали частью чеховского мира. Они не играли, а жили в нем, объясняясь и ссорясь, мучаясь своими проблемами. А зрители, словно подсматривали за чужим, давно прошедшим временем. Следующий спектакль липчане сыграли в мае. Так началась история «Мелиховской весны».

В конце минувшего столетия популярность театрального Мелихова увеличилась настолько, что назрела необходимость кардинальных изменений. В 2000 сольные гастроли липецких артистов переросли в полновесный международный фестиваль «Мелиховская весна».

Однако «Мелиховская весна» при всей своей свободе сформировала собственные традиции: постановку только драматических, прозаических творений Чехова и спектаклей о великом мастере. Неизменно на каждом фестивале присутствовала «Чайка», как символ чеховского театра.

Начиная с 2007, Международный фестиваль «Мелиховская весна» проходит в новом, более серьезном формате. Из присланных заявок строго отбираются лучшие работы только профессиональных театров. Причем, предпочтение отдается премьерным постановкам. Каждый год у фестиваля – своя уникальная концепция.

В настоящее время «Мелиховская весна» – это культурное событие мирового масштаба.

Ялтинский период

Теперь Чехов обустраивается в Крыму, покупает там участок и начинает строить дом. Ялтинский климат наиболее благоприятен для писателя, поэтому он остается жить на юге. В Крыму популярный автор, пьесы которого ставят на сценах Москвы и Петербурга, ведет активную общественную жизнь, занимается благотворительностью и продолжает творить. В ялтинский домик Чехова приезжают именитые гости: Бунин, Горький, Куприн.

Для самого писателя знаковой фигурой становится Ольга Книппер. Ольга – ведущая артистка театра МХТ, труппа которого выступала в Ялте, через некоторое время вновь приезжает к писателю. Проведя вместе время, они начинают испытывать друг к другу сильную симпатию, которая приводит к свадьбе. Стоить заметить, что Ольга Книппер стала единственной возлюбленной Чехова, на которой он женился. А было их у знаменитого писателя немало.

Антон Павлович Чехов с женой Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, 1900 год

Чехов вновь увлекся драматургией и пишет новую пьесу «Три сестры» для театра жены. Но болезнь писателя усиливается, он очень слабеет, жена часто и надолго отлучается в Москву, чтобы играть в театре, поэтому не может ухаживать за мужем.

Последним произведением Чехова стала пьеса «Вишневый сад», написанная также для МХТ. Обострившаяся болезнь заставляет ехать в Баденвейлер – знаменитый германский курорт. Жена сопровождает Антона Павловича. Всё это время она была рядом, отказываясь от гастролей.

Навечно уснул гений рассказа в июле 1904 года, находясь на курорте в Германии. По воспоминаниям жены, Антон Павлович проснулся ночью, ему было очень плохо, сам попросил вызвать врача. Перед самой смертью он попросил шампанского, выпил бокал и скончался. Умер Чехов от мучавшего его с 24-х лет туберкулеза, который он сам себе диагностировал и пытался лечить. К сожалению, медицина XIX века могла предложить лишь поддерживающую терапию.

Антон Павлович Чехов, Алексей Максимович Горький и Лев Николаевич Толстой в Гаспре, 1901 год

Писатель Антон Павлович Чехов изображал действительность в своих произведениях с точки зрения и восприятия её самим героем. Например, в повести «Дуэль» каждая глава написана в том тоне, которого придерживался герой, которому посвящена глава. Юмор его рассказов был самобытным, интересным, герои яркие. Чехов почетно и достойно занимает место в ряду лучших российских классиков.

На обложке: Фрагмент картины Валерия Лаура «Портрет Чехова А.П.», 1985 год. Местонахождение: ЦГБ имени Н.С. Клестова-Ангарского, Усть-Илимск, Россия

Семья, жизнь, начало творческого пути

В январе 1860 года появился маленький Антон на свет в большой таганрогской семье. Детей не баловали, с раннего детства всем прививалось трудолюбие, ежедневно они пели в церковном хоре и помогали отцу в бакалейной лавке. Уважительное отношение к природе привила маленькому Чехову мать, она учила детей отзывчивости, доброте и бережному отношение к окружающему миру.

Начальное гимназистское образование будущий писатель получил в родном городе Таганроге. Уже там он начал писать свои первые произведения под псевдонимом Чехонте. Так назвал его один из преподавателей гимназии. Драматургия полюбилась юному Антону после посещения театра. С тех пор театр стал для него одним из любимых мест для времяпрепровождения.

Антон Чехов – гимназист, 1874 год

В 19 лет писатель отправился в Москву, чтобы начать обучение в университете имени И. М. Сеченова, поступил он на медицинский факультет. Чехов писал и параллельно принимал больных. Окончив университет, Антон Павлович стал работать уездным врачом, при этом публиковал свои литературные произведения под псевдонимом Антоша Чехонте. В это время он пишет такие произведения, как «Врач без пациентов», «Человек без селезенки» и многие другие, печатается в юмористических журналах.

На первые пьесы, вышедшие из-под пера Чехова и поставленные на сцене театра, реакция публики была неоднозначна. Тем не менее, пьесы продолжали ставить, и со временем они стали иметь успех. Писатель любит путешествовать, это дает ему больше материала для творчества. Одним из больших путешествий Антона Павловича стал переезд в Ялту. Но пребывание в Крыму не было продолжительным, писатель возвращается в Москву.

Несмотря на растущий успех и признание, автор чувствует, что хочет большей созидательности, а не гремящей славы. Чехов решает отправится на Сахалин через Сибирь. Стоит отметить, что остров в ту пору был местом ссылки, в особенности политзаключенных. Писатель проезжает всю Сибирь, преодолев четыре тысячи верст на лошадях. На Сахалине ему запрещают общаться с арестантами, отправленными в тюрьму за политическую деятельность, но он этому запрету не следует.

В 1879 году юный Чехов закончил учёбу в гимназии

Чехов единолично проводит перепись населения всего Сахалина в течение трех месяцев. Он заполняет за это время более восьми тысяч карточек на людей. Эта поездка дала писателю обширный материал для творчества, он сделал множество путевых заметок, из которых потом родилась книга «Остров Сахалин». В Москву возвращается Чехов, побывав ещё в Японии, Гонконге, Сингапуре, на острове Цейлон и в Константинополе.

После такого обилия полученных впечатлений московская жизнь кажется писателю скучной и однообразной. Чехов решает побывать в Европе и направляется туда из Петербурга. По возвращении Антон Павлович поселяется в усадьбе Богимово, где работает, любуясь живописными пейзажами. Там выходит его повесть «Дуэль». В 1891 году среднюю полосу России накрыла волна неурожая, из-за чего случился голод. Чехов активно помогает голодающим, покупает на гонорары от произведений скотину и участвует в сборе пожертвований для неимущих.

Здание гимназии, в которой учился Антон Чехов / Александр Тихонов / foto-planeta.com

Гостиная и комната матери

Украшен дом Чехова в Ялте своей гостиной, одним из светлых и наибольшей по площади комнатой. Вся ее меблировка предназначена для создания уюта в месте общего сбора хозяев и гостей. Отсюда есть выход на веранду, во времена Чехова можно было видеть морское побережье. Шикарное пианино немецкого производства – не только заметная вещь, памятна прикосновениями величайших пианистов. Дорога была хозяину дома привезенная с Цейлона крупная раковина, приобретенная при кружном возвращении с Сахалина.

Над музыкальным инструментом – крупная репродукция картины Семирадского, Цирк времен Нерона. Ее купил в Гурзуфе Немирович-Данченко и подарил супруге Чехова, Ольге Книппер. Рамка для фотопортрета писателя самодельная, украшена ракушками и морскими камнями. Часы в простенке у двери на веранду остановлены в момент, когда дом Чехова в Ялте лишился хозяина. Вместительный стол с массивными ножками позволял иногда, при наплыве гостей, устраивать здесь обеды и ужины. Хватало мебели для отдыха, мягкие диван и кресла дополняли меблировку.

Комната матери

Мать Антона Павловича купеческого происхождения, рано осиротела, рано вышла замуж, жила своими детьми. Четверых из семерых похоронила, сама прожила более 80 лет, упокоилась в Ялте в 1919 году. Крупный портрет матери, без лести и приукрашивания, выполнила Мария Павловна Чехова. Обстановка комнаты незамысловата, мебель простая, много фотографий детей, икона в красном углу. Над изголовьем кровати репродукция Мадонны с младенцем Рафаэля, то ли как классика живописи, то ли как святой образ.

Накидка на диване и наволочки подушек сшиты из простенькой ткани, выглядят по-домашнему трогательно. Видимо, шила их сама Евгения Яковлевна, это доказывает швейная машинка в чехле, стоящая под столиком. На втором этаже это последняя комната, единственное жилище мезонина занимала Мария Павловна. Туда экскурсии не водят из-за аварийного состояния лестницы, к визиту наших читателей, возможно, дом Чехова в Ялте отремонтируют. Сестра писателя хранила Белую дачу до 1957 года, заслужив орден Трудовое Красное Знамя.

Театр «Чеховская студия»

Еще одно уникальное явление в усадьбе Мелихово – «Чеховская студия», образовавшаяся в 2006 как профессиональный театральный коллектив, который с самого начала стал дарить посетителям музея полноценное погружение в чеховское творчество.

Театр активно осваивает пространство поместья, делая сценическими площадками его различные уголки, наполняя театральную атмосферу жизненными реалиями, настроениями, чувствами, мыслями.

Основа репертуара «Чеховской студии», конечно же, – постановки по произведениям великого мастера художественного слова. Доныне каждую субботу зрители в Театральном дворе усадьбы могут увидеть инсценированные знаменитые рассказы: «Злоумышленник», «Пересолил», «Жених и папенька», «Длинный язык» и другие чеховские шедевры.

В последние годы театр экспериментирует с постановками по произведениям А. Пушкина, Г. Х. Андерсена, А. Вампилова, С. Довлатова.

Музей-усадьба Мелихово живет полноценной театральной жизнью, даря своим посетителям счастье общения с гениальной драматургией и прозой А. П. Чехова.

Каким получился дом Чехова в Ялте

Земельный участок под строительство Чехов приобрел на месте заброшенного хозяйства с виноградником. Склон к горной речушке позволял разбить парковую зону, чем Антон Павлович занялся, чередуя с писательством. Строительство жилища заняло менее года, еще при возведении появилось название – Белая дача. Даже знатоки зодчества затрудняются определить, к какому архитектурному стилю относится дом Чехова в Ялте. Белокаменное строение с включением деревянных элементов изящно и неповторимо.

Обосновавшись в полутора километрах от морского берега, Чехов надеялся на благотворное воздействие климата. При этом исключались сильные ветры, несущие риск простудиться. Даже растительность для озеленения подбиралась с учетом лечебного воздействия. Деревья на парковой территории, окружающие дом Чехова в Ялте, — самых разных пород. Крымские климатические условия выносят и уроженцы средней полосы, и южная экзотика. Для отдыха при прогулках на дорожках расставлены скамьи, где любил отдыхать писатель.

Парк и Белая дача, как одно целое

Планировку парковой территории Чехов выполнил с учетом неровного рельефа, который предоставляет дополнительные возможности. Здесь был бы неуместен регулярный партер, из его элементов использованы только живые изгороди. Дорожки, газоны и цветники извилистых очертаний удобны для прогулок и размышлений творческого плана. Писательская кухня полна загадочного для окружающих, но окружающая обстановка на нее наверняка влияет. Дом Чехова в Ялте видел последние годы писателя, помнит его прогулки.

Он и сам здесь присутствует, в мраморном обличье скромного бюста неизвестного авторства. Не вылечил Чехова климат Крымского полуострова, застарелая болезнь оказалась сильнее. Можно только догадываться, насколько он осознавал губительный диагноз, как это знание отразилось на мироощущении. Из все мест жительства писателя только дом Чехова в Ялте не имел таблички доктора. Видимо, собственное самочувствие уже не позволяло оказывать помощь окружающим, чем он раньше занимался с удовольствием.

Застекленная веранда в два яруса и открытый балкон позволяли наблюдать окрестности в любую погоду. Силами нынешних хранителей музейная усадьба сохраняет свою живописность и своеобразие. Много лет на углу здания растет длиннющая лиана, взбирающаяся по водосточной трубе под самую крышу. Дом Чехова в Ялте стал музеем фактически одновременно с его кончиной, когда Мария Павловна остановила настенные часы в скорбную минуту. Ее усилиями и стараниями сохранена обстановка и подлинные экспонаты жилища писателя.

Флигель

Чеховы были очень гостеприимными людьми, в доме постоянно кто-то гостил, приезжал и уезжал и места для всех не хватало. Для гостей был построен флигель в 1894 г. — небольшое двухэтажное здание из двух комнат и с балконом. Чехов стал работать здесь летом, именно в флигеле он написал свою знаменитую пьесу «Чайка». В 1897 году он окончательно перебрался сюда.

На крыше флигеля был установлен флагшток. Если на нем был поднят красный флажок, это означало, что врач дома и местные крестьяне могут идти на прием. В летнее время Чехов принимал больных в холодных сенях флигеля.

Интересна история с обоями флигеля. Во время его ремонта музейщиками были найдены обрывки обоев, что позволило восстановить рисунок чеховских обоев. Были заказаны обои по воссозданному рисунку.

Главный дом


Главный дом со стороны террасы

В главном, не таком уж большом, доме усадьбы обитало все семейство Чеховых. Сейчас в нем действует музей. Обстановка в комнатах каждого члена семьи сохранена в первозданном виде. Чехов писал в одном своем письме:

Кабинет


Кабинет Чехова

Зайдя в дом, посетители попадали в прихожую, а потом в кабинет Чехова. Здесь писатель работал, принимал посетителей и пациентов. В кабинете висят картины друга Чехова — Исаака Левитана, в Мелихово состоялось их примирение. Художник часто приезжал сюда.

Гостиная


Гостиная

Из кабинета попадаешь в маленькую гостиную с роялем. У Чеховых всегда было очень много гостей: врачи, учителя, актеры и актрисы, художники, писатели, земские деятели. Как говорил Чехов, каждый проезжающий мимо интеллигент считает своим долгом заехать в гости. Здесь пели романсы, играли на рояле и скрипке, играли в лото.

На стенах гостиной работы брата Николая: «Девица в голубом», незаконченная «Бедность» и другие. Николай Павлович Чехов дружил с И.Левитаном и Ф.Шехтелем, их работы тоже можно увидеть в гостиной.

Комната сестры


Комната сестры писателя

Из гостиной ведет дверь в комнату сестры писателя Марии Петровны Чеховой, «Ма-Па» называл сестру Чехов. Она вела уроки истории и географии в московской гимназии, попутно занималась живописью. Мария Петровна посещала вечерние классы Строгановского училища. На стенах комнаты висят ее работы.

Комната Чехова


Комната А.П. Чехова

Из гостиной также можно пройти в прямой коридор. В нем двери в столовую и спальни Антона Павловича и его родителей. Эта комната писателя, а прямо под окнами пруд «Аквариум».

Комната отца

Самая маленькая комната — отца писателя Павла Егоровича Чехова. В ней много икон — отец был очень набожным человеком, любил ходить в церковь, ездил в Давидов монастырь, пел псалмы. Также любил читать газеты, играть на скрипке. Сына называл Антошей и признавал в нем главу семьи. Занимался работами в саду.

Отец А.П.Чехова переехав в Мелихово начал вести дневник, куда до своей смерти ежедневно записывал хронику жизни своей семьи. Умер 12 октября 1898 г. в московской больнице во время неудачно сделанной операции. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Последняя запись в дневнике сделана дочерью, где сообщается о смерти отца.

Смерть Павла Егоровича произошла, когда писатель был в Ялте. В  письме сестре Марии Павловне он пишет:

Столовая


Столовая в Мелихово

Комната  отца расположена рядом со столовой. Под стеклом фарфоровый сервиз (Дрезден, фирма «Villeroy&Boch»).

Коридоры дома украшены красивыми итальянскими витражами, однако из-за того что они слабо пропускают свет, здесь практически всегда стоит полумрак.

Из истории музея

Дата начала работы музея «Мелихово» ведет исчисление с 14 марта 1940 года, когда решением Исполкома Московского облсовета он был создан как филиал Серпуховского краеведческого музея. К тому моменту на территории поместья в относительной целости сохранился только флигель, построенный Чеховым в 1894 году. Главный дом от ветхости рухнул в 1929 году, его восстановили в 50-е годы.

Флигель

Начавшаяся война на время приостановила деятельность музея, однако спустя три года он вновь начал функционировать уже как самостоятельное заведение районного уровня. С этого момента начинается активное восстановление прежнего вида усадьбы, основные работы по которому завершились к 100-летнему юбилею писателя.

Большую роль в наполнении экспозиции сыграли родственники Антона Павловича, предоставившие большое количество мемориальных предметов, сохранившихся у них. В 1960 году статус музея был повышен до уровня Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова.

На данный момент он включает в себя возрожденный усадебный дом с флигелем, пруд «Аквариум», сад и огород, насыпную горку и флигель-кухню. Среди менее примечательных строений, относящихся к эпохе Чехова, можно назвать баню, пожарный сарай и несколько хозяйственных пристроек.

Музей-усадьба Мелихово благодаря воссозданию обстановки времен Чехова позволяет увидеть бытовые условия жизни великого писателя. Стараниями сотрудников музея здесь создана такая атмосфера любви, как к самому писателю, так и к почитателям чеховского таланта, что неудивительно их желание приезжать сюда снова и снова.


Памятник любимым таксам писателя — Брому и Хине (2012 г.)

Кроме того есть старинный медицинский пункт «Амбулаторiя» с собственной экспозицией, а в городе Чехове – отделение музея, устроенное в здании, где раньше было старое почтовое отделение, открытое в 1896 году по инициативе писателя.

До настоящего времени сохранились и две школы, построенные Чеховым в окрестностях усадьбы. Обе они в 1970-е годы также были переданы в ведение музея. В них открыты собственные экспозиции.

Музей-усадьба Мелихово

Вход внутрь  музея производится через домик-кассу, в котором приобретаются билеты на посещение и разрешение на фотографирование. Всех зашедших на территорию усадьбы встречает сам памятник великому писателю. Интересно то, что там он изображен без своего всем известного пенсне.

Сразу за памятником расположен Театрально-выставочный зал с большой экспозицией работ брата писателя Николая Чехова. Будучи художником иллюстратором, он, помимо собственных картин и работ для сатирических журналов, сделал множество иллюстраций к произведениям великого мастера художественного слова.

Здесь же располагается выставка детских рисунков, состоящая из иллюстраций к работам А.П. Чехова. Особой популярностью у ребят пользуется собака Каштанка, которая изображена на доброй трети рисунков. В концертном зале организовываются разнообразные театральные фестивали с участием именитых артистов.

Комнаты временных жильцов первого этажа

Категория временных жильцов, населявших дом Чехова в Ялте время от времени, была довольно многочисленной. Персональную комнату, никем более не занимаемую, сохраняли за Ольгой Леонардовной Книппер, с 1901 года – супругой писателя. Ведущая актриса московского Художественного театра не могла бросить труппу, за ней были главные роли. Для актерской подготовки на Белой даче у нее были все условия, от солидного стола для чтения до столика для макияжа. Украшают помещение много фото, в том числе Чехова в кресле, и портрет актрисы.

Работа, считающаяся незавершенной, принадлежит кисти неизвестного широкой публике Александра Средина. Ученик Коровина и Серова, занимавшийся и у французских живописцев, избрал не совсем обычный жанр. Многие его произведения изображали усадебные интерьеры театральные декорации и актерские костюмы. Портрет актрисы он писал, будучи знакомым с семейством Книппер через своих родственников. Не упрекая в отсутствии красочности ее фото в ролях, портрет следует признать произведением высшего порядка.

Еще две гостевые комнаты

Небольшое помещение первого этажа занимали приезжающие писатели, которых дом Чехова в Ялте встречал всегда приветливо. Фотографии некоторых размещены на стенах, хранит Белая дача и книги с автографами. Гостями здесь были как близкие по жанру короткого рассказа Куприн и Бунин, так и маститый уже Максим Горький, известный журналист Гиляровский. Любому творческому человеку, входившему в круг общения Чехова, гарантировался кров и стол. Многие описали пребывание здесь в своих мемуарах.

Гораздо просторнее расположенное по соседству помещение, часто называемое комнатой родственников. Здесь квартировали братья писателя, для которых дом Чехова в Ялте заменял родительский. Журналист Александр, педагог Иван и литератор Михаил высот Антона Павловича не достигли, но были состоявшимися людьми. Михаил Павлович написал книгу Вокруг Чехова, настоящую биографию из первых уст. Комната замечательна прямым выходом в сад, сохраненной подлинной обстановкой и различными памятными деталями.

Стены комнаты украшены семейными фотографиями, живописными работами Марии Павловны

Над диваном привлекает внимание одна из лучших фотографий Чехова, в наглухо застегнутом длинном пальто с маленькими собачками. Предметы меблировки не составляют единый гарнитур, но подобраны по цвету древесины и стилю оформления

Хозяин считал первостепенным качеством удобство мебели для пользования, а не внешний вид. Хотя ларцы ручной работы, представленные у двери в сад, невзрачными не назовешь.

Столовая первого этажа

До десятка человек одновременно могла вместить столовая первого этажа, если дом Чехова в Ялте не был переполнен гостями. Удобство использования помещения возникало из его расположения, по соседству с другими комнатами и прихожей. Кроме обеденного стола, обстановки здесь почти нет, только посудный шкаф с застекленным верхом. Традиционный самовар помещен на отдельный маленький столик, посуду доставали по мере необходимости. Широкое окно обеспечивает освещенность, дополненную, как и везде, керосиновой лампой.

Светильники сохранили прежними, заменив арматуру на электрическую, что придает помещениям дополнительный колорит. Как дополнительный декоративный элемент интерьера выглядит отопительная печь с литой топочной дверцей, отделанная кафелем. Копия портрета Пушкина работы Ореста Кипренского напоминает об участии Чехова в праздновании 100-летия поэта. Покидая мемориальный дом Чехова в Ялте, стоит затем посетить построенный в 1964 году административный корпус с литературно-исторической экспозицией.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий