Казанская (Преображенская) церковь Тутаев

После революции

После революции Казанская Преображенская церковь оставалась открытой еще почти полтора десятилетия. Закрыли храм лишь в 1931 году. С тех пор что только не размещалось в бывшем церковном здании!

Одно время помещение занимали лодочная и спасательная станции. Потом под сводами стали варить пиво! Также в разные годы в бывшем храме работали телеателье и магазин. А в середине 1960-х годов бывший храм передали в жилой фонд — в церкви обустроили квартиры, в колокольне установили дизельный генератор, вырабатывающий энергию для городской телефонной станции. Пол был залит толстым слоем бетона.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка. Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города

Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Иконы и убранство

В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Позолоченный иконостас собора выполнен в XVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко.

Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.

На южной стене храма находится выдающаяся икона «Оранта».

Деревянное скульптурное распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.

Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николая несколько архаична, но не лишена динамики. Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест.

Над росписью Крестовоздвиженского храма трудился легендарный Гурий Никитин

Итак, на левом берегу Волги благоверный князь Роман Владимирович закладывает Крестовоздвиженскую церковь и организует сооружение земляных валов с деревянными укреплениями по ним. Храм восстанавливал Роман Васильевич, и тоже в дереве. В эпоху Ивана Грозного, по царскому велению и за счет государевой казны, на месте деревянного храма возвели каменный. Тогда еще не было ни колокольни, ни поздних пристроек. Кровлю впоследствии из позакомарной переделали в более простую, четырехскатную, и покрытие над апсидами объединили по одной плоскости. Существующий ныне собор закончен в XVII веке, в эпоху расцвета ярославского зодчества и, вместе с тем, экономики края.

Крестовоздвиженский собор

Здесь очень много типичных для ярославской храмовой архитектуры примечательных деталей, хотя начинали строительство московские зодчие, трудившиеся до 1652 года. Конструктивно Крестовоздвиженский собор – крестово-купольный четырехстолпный храм с двумя приделами, окруженный галереей. Над белоснежным четвериком поднимаются пять серебряных глав, высота которых вместе с золочеными крестами сопоставима с размерами основного куба. С севера и востока к нему примыкают приделы, посвященные Введению во храм Пресвятой Богородицы – северный, теплый – и Смоленской иконе Богоматери – южный. В 1658 г. у храма имелся только один, южный придел; северный вырос в 1670-х. Над приделами возвышаются высокие, изящные шатры, а с восточной стороны храм до половины высоты завершают пять полукруглых апсид, подчеркивая целостность сооружения. Северо-западный угол Крестовоздвиженского собора замыкает шатровая колокольня. Внутренняя поверхность стен щедро расписана, но роспись эта нуждается в реставрации. 

Расписывали храм за время строительства дважды. Считается, что авторство отдельных фрагментов тех фресок принадлежит прославленному Гурию Никитину, костромскому изографу, работавшему в эту пору под руководством другого известного мастера, Василия Ильина (Запокровского), выходца из Ярославля. Первичную стенопись закончили в 1650-х, а спустя двадцать лет храм расписали заново, и выполняла эту работу артель под началом уже ставшего знаменитым Гурия Никитина. В XIX веке собор капитально отремонтировали; тогда же появились характерные для этого столетия портики с колоннами. 

Крестовоздвиженский собор 

Площадь Ленина

На левобережной стороне Тутаева расположена древняя торговая площадь, которая еще в XVIII — начале XX века называлась Спасской. Когда-то на ее территории находилась каменная Спасская церковь, построенная в городе в XVIII веке. В 30-е годы прошлого века ее разобрали, а площадь переименовали в честь Владимира Ленина. Несмотря на множество событий, площади удалось сохранить облик начала XX века по сей день, что для городов Волги достаточно редкое явление.

Сейчас на площади Ленина расположены 3 исторических памятника федерального значения: дом Демидова, строгановские склады и пожарная каланча, являющаяся на протяжении последних 100 лет самым высоким сооружением на левом берегу Тутаева. Ее высота равняется 25 метрам. Все три этажа выстроены из камня, и лишь верхняя часть, возведенная в форме усеченной пирамиды, была сделана из дерева.

Строгановские склады появились в этом месте в конце XVII — начале XVIII веков. Здесь знаменитая на всю Российскую империю династия Строгановых хранила соль, которой торговала в Романово-Борисоглебске. Характерные черты прошлых веков позволили снять на площади фильм Леонида Гайдая «12 стульев».

Достопримечательности Казанского монастыря

Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор

, сооруженной к концупервой половины 19 века . Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честьиконы Казанской Богоматери .

Интерьер Казанского собора

Теплая одноглавая Покровская церковь

с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.

Покровский храм в Казанской женской обители сегодня

Сретенский храм

, сооруженный вовторой половине 19 столети я в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.

Поклонный крест на фоне Сретенского храма

В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста

. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Настенная живопись

Храмовая роспись тутаевской святыни до сих пор до конца не изучена. Достоверно известно, что декором церкви занимались известные ярославские мастера того времени. На стенах храма можно увидеть ветхозаветные сюжеты, рассказывающие об Адаме и Еве, великом потопе, а также строительстве Вавилонской башни. Здесь же представлена фреска, посвященная Ионе с китом.


Храмовая роспись тутаевской святыни

Центральная часть собора украшена новозаветными сюжетами, перемежающимися библейскими афоризмами, а западная стена отображает Страшный суд. Все работы местных художников довольно реалистичны, персонажи хорошо проработаны, что выгодно отличает тутаевские фрески от других средневековых росписей.

Самые интересные памятники Тутаева

Через памятники, стелы и мемориалы, как ни через что другое, показывается история каждого города или поселка. Тутаев – не исключение, его монументы достойны того, чтобы сделать на их фоне запоминающиеся фото.

Памятник Толбухину

Адрес: площадь Юбилейная.

Родиной маршала является Романово-Борисоглебский уезд. Здесь он родился в 1894 г. За великие его заслуги в период Великой Отечественной войны он награждался орденами Красного Знамени, Ленина и некоторыми иными.

Его бюст является украшением Юбилейной площади Тутаева. Уже не один год вблизи него проводят торжественные мероприятия с возложением цветов. Сюда часто приходят для почтения памяти всех советских воинов.

Памятник Ленину

Адрес: площадь Ленина.

Открытие памятника Ленину в Тутаеве приурочили к 40-летней годовщине Октябрьской революции. Место для него было изначально определено на одноименной площади, которую ранее именовали Спасской.

Сейчас это место является одним из наиболее оживленных в Тутаеве. Оно нередко становится локацией для проведения различных народных гуляний, в том числе и ежегодного фестиваля, посвященного романовской овце.

Архитектура

Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты вместе с храмом.

Пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богородицы Одигитрии. Храм имеет два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Храм окружен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой в настоящее время — остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей и световые барабаны. Небольшие окна имеются и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны храм имеет крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых абсид.

Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ярко расписанных ложных закомар.

Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцом и росписями. В декоративной отделке данного типа храмов впервые богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного храмового здания.

Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен ярко расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью,

Немного истории

По преданию церковь была основана неким жителем Романова Герасимом Трифоновым, которому явилась Богородица и повелела доставить на это место свою чудотворную икону. В строительстве принимали участие все жители города. Камни для ее фундамента доставлялись проходящими торговыми судами.

Икона Казанской Божьей матери, в честь которой возведена церковь, была вывезена в Ярославль еще в Смутное время, когда Романов был сожжен польскими интервентами. Никакими усилиями вернуть ее назад не удалось. Выставленная ныне здесь икона — копия с оригинала, сделанная в 1609 г. по повелению патриарха Гермогена. Но это нисколько не мешает искреннему почитанию реликвии верующими.

Крестовоздвиженский собор

Адрес: Тутаев, Крестовоздвиженская ул., 47А

В самой древней части города, на левом берегу реки Волги, находится памятник церковной архитектуры XVII века — Крестовоздвиженский собор. Первые постройки будущего каменного храма появились еще в 1658 году, но строительство затянулось на долгие 40 лет, так как средств постоянно не хватало. Местным жителям пришлось просить денег у царя Алексея Михайловича, который прислушался к горожанам и пожертвовал 100 рублей.

Собор находится внутри крепостных валов городища, воздвигнутых еще основателем города — князем Романом Васильевичем. Архитектура храма смотрится достаточно просто и скромно, по сравнению с другими церквями того времени, но шатровая колокольня Крестовоздвиженского собора довольно своеобразна: ее уникальность заключается в необычном и широком декоративном поясе между нижним и более верхними ярусами.

Храм расписывали ярославские мастера под руководством знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина, его называют последним художником Древней Руси. Фрески никогда не поновлялись, поэтому можно увидеть их в оригинале. Из-за повышенной влажности в храме и времени, они все больше разрушаются и скоро бесследно исчезнут, если не начнутся реставрационные работы.

Взгляд напротив: вера, красота и покой

Казанская церковь

Под глубоким впечатлением увиденного путешественник выходит из храма на берег Волги — и перед ним открывается не менее впечатляющая картина, созданная в соавторстве природой и человеком. Над крутым, заросшим густой зеленью противоположным речным берегом поднимается красно-белая Казанская церковь с шатровой колокольней — вид, ставший визитной карточкой Тутаева и запечатленный на фотообложках множества путеводителей по городу, а также в картинах замечательного русского художника Бориса Кустодиева. 

Этот храм, почти у самого уреза воды, построен на груде специально привезенных сюда камней, укрепивших берег. Задолго до его появления на берегу стояла часовня Николая-чудотворца. Интересную историю доносит до нас летописное «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ярославской Казанской и основании Ярославского Казанского монастыря». В конце XVI века в город из-под Казани привезли иконописное изображение Богородицы. Храм в ее честь должен был появиться именно в Романове, о том вели речь доставивший икону местный житель Герасим и священнослужители. 

Но дальше была Смута, и икону перевезли в Ярославль, где, собственно, этот обет и исполнили, а романовцам позже вернули список. Только тогда горожане поставили на волжском берегу две деревянные церкви, Преображенскую и Рождества Богородицы с приделом Казанской иконы, а также основали монастырь, просуществовавший до середины XVIII века. 

А трогательная своей бесхитростной красотой Казанско-Покровская церковь с отдельно стоящей свечой колокольни появилась в 1758 г. Она выстроена в смешанных московско-ярославских традициях, а не в ставшем модным елизаветинском барокко — с белоснежным членением лопатками и карнизами алых стен, аркатурой барабанов пятиглавия, килевидными кокошниками окон, галереей, трапезной, «ползучим» крыльцом, чья кровля разве что и отдает дань европейским веяниям. Храм — двухэтажный, с нижней, теплой Рождественской церковью, и верхней, летней, Преображенской. Казанский придел устроен в нижней церкви, а всего здесь пять престолов: в дополнение к перечисленным оставшиеся два посвящены Макарию Унженскому и Николаю Чудотворцу.

Казанская церковь и колокольня

В советские годы верующих отсюда выгнали, храм закрыли и использовали под мастерские, а затем — под пивоваренный завод. Его вернули церкви в 1997 году, а через пять лет возродился старый обычай носить Казанскую икону крестным ходом из Ярославского Казанского монастыря в Романов.

Казанская церковь над Волгой

Информация для посетителей

Воскресенский собор Тутаева принимает активное участие в жизни города. Помимо регулярных служб, священники занимаются просветительской деятельностью, помогают бедным слоям населения, работают с молодежью. Так, при церкви открыта воскресная школа для прихожан любого возраста. Тут же можно записаться в церковный хор, на курсы катехизиса или богословия.

Расписание служб

Двери храма открыты для посетителей ежедневно, с утра до вечера. Всю неделю здесь регулярно проводится Божественная литургия, а по выходным и праздничным дням – утренняя и вечерняя служба. На десятое воскресенье после Великой Пасхи совершается крестный ход по Борисоглебской стороне, а накануне Ильина дня – по Романовской.

Совет автора

Как добраться

Воскресенский храм находится по адресу: Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, дом 13а. Проще всего доехать туда машиной или на такси, если следовать по трассе Р151. Также добраться до церкви можно из Ярославля или Рыбинска, откуда ходят регулярные автобусные рейсы. А вот от автовокзала до места назначения придется пройти пешком. Благо, расстояние небольшое – всего пара километров.

Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, тутаевский храм очень любим православными верующими. Здесь можно не только помолиться чудотворному образу Спасителя, но также полюбоваться древними фресками, которые сохранились почти нетронутыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов. На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.

Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.

Обрусевший немец Классен заботился о своих работниках как о родных

До революции в городе было 12 церквей: две на Борисоглебской стороне и десять — на Романовской.

Спасо-Архангельский храм

Население города составляло восемь с половиной тысяч человек. Работали 12 предприятий, из которых выделялась «Романовская льняная мануфактура» (впоследствии ее именовали «Рольмой» и «Тульмой») Егора Классена. Немец из Петербурга, он переехал сюда и сумел создать первоклассное предприятие, давшее рабочие места 2600 жителям города. Классен отличался не только немецкой педантичностью, когда лично проверял качество работы. Он заботился о своих работниках — построил школу, больницу, приют, жилье, а в магазине при фабрике продавал продукты по заниженным (!) ценам, и некоторые работники втихаря ими спекулировали. Любопытно, что в больнице Классена был единственный доступный простым горожанам ватерклозет…

 Памятник Классену

Заболев, Классен лечился за границей, а умирая, завещал похоронить себя в городе, с которым связал свою судьбу —  на похороны пришли чуть ли не все горожане. Ни антинемецкие настроения в Первую мировую, ни лихие ветры революции не коснулись памяти Егора Егоровича, а не так давно решением руководства возрожденной «Тульмы» Классену поставлен памятник в городском парке. Семья его после 1917 года из города уехала и растворилась на российских просторах. 

Фото и описание

Казанская Преображенская церковь является визитной карточкой Тутаева. Она была возведена в 1758 году и очень удачно вписалась в ландшафт города, как бы спускаясь с крутого берега Волги, создавая необычный ансамбль, являющийся центром городской панорамы левобережья.

В комплекс храма входит две церкви, отсюда и двойное название храма. Нижняя церковь – теплая – Казанская, она находится в подклете здания. Вторым ярусом над ней поднимается храм Преображения Господня с открытой галереей и трапезной.

В Казанской церкви находится икона Казанской Богоматери, особенно почитаемая в Романове. Преображенская церковь интересна своей галереей, подняться на которую можно по высокому крыльцу. С нее открывается живописная панорама города Тутаев. Летний верхний храм снабжен двумя входами. Один располагается с востока, другой – с северной в виде крыльца с крутой лестницей на арке, тоже на галерею паперти и второго этажа.

В зимнем храме также два входа. Парадный вход расположен со стороны Волги, его обрамляет каменное крыльцо, над которым был установлен металлический козырек на литых столбах. Над козырьком размещалась в специальной нише Казанская икона Божией Матери. Второй вход – на галерею первого этажа из трапезной.

В летнем храме окна располагаются в два яруса. На крыше церкви, на невысоких барабанах, по углам установлены четыре главы, имеющие диаметр немного больше барабанов. В среднем барабане – шесть слуховых арочных окон. Глава на этом барабане намного больше остальных. Все главы украшают восьмиконечные позолоченные кресты.

Размещение шатровой колокольни довольно необычно: она построена отдельно от церкви, на самой вершине холм и как бы доминирует над всем сооружением. Ее видно издалека, при этом она похожа на высокую островерхую башню. Под колокольней похоронен юродивый Онуфрий. Но никаких записей о его жизни и погребении не осталось. Романцовцы очень почитали этого юродивого. Над могилой был установлен памятник, а нижнее помещение звонницы было переделано под часовню, где совершалась панихида в день памяти Онуфрия.

С Казанской церковью связывается предание о Казанской иконе Божьей Матери. Эту икону в 1588 году в родной город из Казани привёз Герасим. Во времена польско-литовской интервенции этот образ был перевезен в Ярославль и определен в один из его храмов. Романовцы писали Василию Шуйскому челобитную, чтобы тот распорядился вернуть образ Богоматери. Но ярославцы отдавать ценную икону не желали, и патриарх Гармоген оставил икону в Ярославле, в Романов же отправили точную ее копию, которая была украшена подобно оригиналу.

В 1931 году было принято решение ликвидировать храм и разместить в ее стенах Тутаевский райисполком. В мае 1931 года церковь отдали под курсы по подготовке кадров. При этом внутреннее убранство храма разрушалось новыми «жильцами». Иконы, утварь и иконостас сжигали возле церкви. В разное время в храме размещались: пивоваренный завод, маслозавод, жилые помещения, жестяная и столярная мастерские; теле- и радиомастерская. На паперти теплого храма в течение длительного времени располагалась спасательная станция.

В начале 1990-х годов храм начали реставрировать, при этом за алтарём зимнего храма было обнаружено старинное тайное захоронение, проходившее по всей длине стены и имевшее высоту до перекрытия 2-го этажа, которое было устроено еще при строительстве церкви. В этом тайнике слоями лежали человеческие черепа и кости (но ни одного целого скелета). Скорее всего, когда копали траншеи для устройства фундамента храма, были нарушены захоронения монастырского кладбища. Останки собрали и похоронили за алтарём (на почетном месте) теплого храма. После завершения реставрационных работ тайник снова замуровали.

В 1996 году храм передали РПЦ. Священниками Тутаевского благочинного округа здесь регулярно проводятся богослужения, ежегодные крестные ходы со списком Казанской-Ярославской иконы.

Кто такой Тутаев?

Памятник Илье Тутаеву в парке советского периода. Илья Павлович Тутаев, в честь которого переименован город в 1918 году — это погибший двадцатилетний красноармеец. В июле 1918 г. в Ярославле произошло востание против большевиков. Из Романова-Борисоглебска на пароходе «Товарищ Крестьянин» отправился на помощь революционерам отряд красноармейев, среди них был и Илья Тутаев. По дороге ими было решено проверить дачу ярославского городского головы. Находвшиеся в доме открыли перестрелку, в ходе которой двое солдат были ранены, а Тутаев убит. Красноармейцы обратились в бегство, к своему пароходу.

Кто был в усадьбе Зацепиных до сих пор точно не известно, предположительно, офицер Никита Зацепин и его жена. По легенде, отец погибшего просил не переименовывать город в Тутаев, не позорить его и дать спокойно дожить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий