Ивановская область – родина российского текстиля и лаковой миниатюры

Народные ремесла и промыслы

Традиционные промыслы сделали Ивановскую область известной не только в России, но и во всем мире. И, пожалуй, самым известным из них является лаковая миниатюра, создаваемая палехскими мастерами. Палех и Холуй – одни из четырех российских центров искусства лаковой росписи. Своими уникальными иконописными промыслами эти села были известны издавна. Сегодня здесь работают несколько художественных мастерских и объединений, члены которых создают удивительные по красоте произведения искусства. Через лаковую миниатюру сохраняются традиции древнего иконописания темперными красками, а также способы декорирования изделий сусальным и твореным золотом. Палехские и холуйские шкатулки, иконы и пасхальные яйца высоко ценятся коллекционерами и стоят недешево.

В Ивановской области также существует несколько современных предприятий, на которых производятся изделия народных промыслов. Их товары давно стали желанными сувенирами и пользуются большим спросом у всех туристов, приезжающих в область.

Церковь Воскресения Христова в г. Вичуга

В поселке Перстяки на строчевышивальной фабрике изготавливают украшенные красивой вышивкой скатерти, постельное белье, полотенца и детские уголки. У профессиональных музыкантов и любителей популярны инкрустированные звучные гармони, баяны и аккордеоны, которые делают на фабрике города Шуя. Сразу несколько галантерейных фабрик в области занимаются художественной росписью по ткани. А ювелирный завод в городе Приволжске прославился высококачественными изделиями из драгоценных и цветных металлов. В его ассортименте удивительные по красоте столовые наборы, украшения, медальоны, кресты и иконки.

Туристические возможности

Большое развитие Ивановской области получил паломнический туризм. Путешествующие по православным святыням любят заезжать в Николо-Шартомскую обитель в селе Введение и Свято-Николо-Тихоново Лухский обитель, расположенную неподалеку от поселка городского типа Лух. Много туристов также приезжают в Шую, чтобы побывать в старинном Воскресенском соборе и полюбоваться его огромной 106 м колокольней.

Николо-Шартомский мужской монастырь в с. Введенье

Подавляющее большинство путешественников приезжают в Ивановскую область на один день – в составе экскурсионных туров. Но в последнее время за счет жителей Москвы и Московской области стал активно развиваться автотуризм, и туристы стараются задержаться в ивановских городах и селах на 2-3 дня. В летнее время много путешественников совершают круизы по Волге. А зимой – приезжают покататься в расположенный под Плесом горнолыжный комплекс «Милая гора».

Для услуг туристов в области выстроено много отелей, гостевых домов, баз отдыха, санаториев, хостелов и турбаз. Конечно, большинство из них находятся в областном центре и Приволжском районе. Но гостиницы есть также в Кинешме и ее окрестностях, в Шуйском районе, в Палехе, в Заволжском и Гаврилово-Посадском районах – местах, наиболее посещаемых путешественниками.

Церковь Воскресения Христова в г. Плёс

Путешествие по городам и селам Ивановской области интересно и познавательно. Это – возможность прикоснуться к истокам уникальных художественных промыслов и увидеть знаменитые исторические памятники. К тому же, область входит в состав одного из экологически благоприятных регионов России. Здесь с успехом можно совмещать познавательный туризм и рыбалку, посещение народных фестивалей и отдых в лесном санатории.

← РОССИЯЕВРОПА →

Вопрос № 21

Происхождение какого топонима города Иванова исследователи связывают с местами игрищ во время праздника Ивана Купалы, с малоплодородными песчаными участками, перелесками или холмами, а В. Даль соотносил с кокошником?

  1. Кохма
  2. Молочная горка
  3. Кокуй (Кокуев ручей)
  4. Колодники

Распространена версия о том, что изначально ручей назывался Потоком или Потекушей. Кокуем же называли территорию вдоль правого берега ручья. Своей формой она напоминала кокошник, который по-другому называется кокуй.

Впоследствии Кокуем стали именовать уже сам ручей. Кроме того, Кокуй – название места, где отмечались древние языческие праздники, связанные с водой, например, праздник Купалы.

Накануне праздника Ивана Купалы девушки плели венки, а потом в день Купалы бросали их в реку и гадали о своей участи. Предполагают, что венок из молодых береговых веточек назывался кокуй, а позднее головной убор кокуй стал называться кокошником.

В.И. Даль в Толковом словаре пишет, что словом кокуй в старину называли девичий убор кокошник, а еще кокуй — день, праздник Купалы, игрища.

Экскурсии

Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.

Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.

Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».

Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:

  • как изготовить фарфоровую массу;
  • как правильно высушить и обжечь изделия;
  • почему необходимо два или даже три обжига;
  • что представляет собой процесс глазуровки.

Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.

В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.

Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.

Старинные города и поселения

Земли, входящие сегодня в состав Ивановской области, еще до прихода славянских племен заселяли финно-угорские народности. Именно от них сохранились звучные названия Палех, Пурих, Южа, Кохма, Вигчуга, Сезух, Люлех и Лух.

Музейно-выставочный комплекс “Присутственные места” в городе Плёс

Самый большой интерес для путешествеников представляет старинный волжский город Плес, упоминающийся в русских летописях с 1141 года. Плес, а также областной центр и поселок Палех являются составной частью «Золотого кольца» России. С 2010 года Плес включен в государственный список исторических российских поселений. Он известен старинными храмами и интересными музеями, исторической набережной и тесно связан с российскими знаменитостями – художником-пейзажистом И.И. Левитаном и певцом Ф.И. Шаляпиным.

Главный город области славится архитектурными памятниками XVII-XIX веков, музыкальными фестивалями и неплохими отелями. Иваново стоит на пересечении 57° с.ш. и 41° в.д. Городов, которые расположены на стыке целочисленных меридиана и параллели, в России всего два.

Свято-Введенский женский монастырь в Иваново

В 170 км от областного центра раскинулся небольшой городок Юрьевец. Его основали в начале XIII века как крепость на Волге. От старых построек до наших дней дошел Белый город, появившийся здесь в 60-е годы XVII века. Кроме того, в городе можно увидеть несколько православных храмов, возведенных в первой половине XIX века. Больше всего поражает архитектурное чудо – церковь Георгия Победоносца в пятиярусной колокольне.

Еще ближе к Иваново расположен Гаврилов Посад, который был основан в XIII веке, а статус города получил при Екатерине II. Место это всегда было удобным для торговли, и поэтому в городе работает несколько предприятий легкой промышленности. Здесь интересно побывать на конном заводе, где занимаются разведением владимирских тяжеловозов, а также осмотреть Ильинское подворье и богатую коллекцию местного краеведческого музея.

Троицко-Успенский собор в Кинешме

На правом берегу Волги лежит второй по размерам областной город – Кинешма. Первые упоминания об этом поселении относят к началу XV века. В городе сохранилось немало гражданских построек, возведенных в конце XIX – начале XX века.

Здесь также открыто 10 музеев, наибольшей популярностью среди которых пользуются музей «Кинешемского валенка» с самым большим валенком в мире, необычный ресторан-музей «Русская изба», а также музей «Советский автопром». Маршруты паломнических туров проходят по хорошо сохранившимся храмам и часовням Кинешмы. Самой древней из них является Крестовоздвиженская часовня, которую построили в честь победы над польско-литовскими войсками в 1609 году.

Воскресенский собор в городе Шуя

Город Шуя известен с первой половины XVI века и находится в 30 км от областного центра. Раскопки, проведенные здесь, показали, что поселения людей существовали возле Шуи еще в X веке, когда через территорию современной Ивановской области пролегал большой Волжский торговый путь. В Шуе родился известный российский поэт – Константин Бальмонт.

К другой литературной достопримечательности Ивановской области нужно ехать в село Ново-Талицы. Здесь находится родина Марины Цветаевой, и расположен мемориальный музей знаменитой поэтессы.

Компания ООО “Русская Лаковая Миниатюра” основана в 2004 году

На протяжении всего времени, мы являемся производителями продукции народных художественных промыслов в категории лаковая миниатюрная живопись.

Распоряжение губернатора Ивановской области

Предприятие имеет собственные производственные цеха для изготовления изделий из папье-маше и последующей их передаче художникам-миниатюристам для нанесения живописи, темперными красками, в селе Холуй и Палехе.

Расположение предприятия (село Холуй) позволяет подключить к производственному процессу, в части нанесения живописи, художников села Холуй и Палеха, который расположен в близком (30км) соседстве с производством. Тем самым предлагая продукцию ручной работы высочайшего качества. 

Предприятие не занимается подделкой разных видов промысла, имеет отличную репутацию на рынке НХП и предлагает НАСТОЯЩУЮ лаковую миниатюру, которая будет радовать Вас долгие годы.

Палехские и Холуйские изделия с ручной миниатюрной росписью, традиционно занимают верхние строчки в рейтинге самых популярных российских подарков и сувениров.

У нас ВЫ можете приобрести, или придумать и заказать:

– эксклюзивные и VIP-подарки;

– юбилейные и памятные подарки для Ваших близких;

– представительские подарки и сувениры;

– оригинальные и недорогие сувениры для корпоративных событий и праздников.

 Собственная производственная база, соблюдение древних традиций, высокий потенциал высококвалифицированных специалистов и художников, позволяют выпускать: иконы, ларцы, шкатулки, настольные приборы, новогодние игрушки и многие другие изделия с лаковой миниатюрной росписью.

Каждое изделие имеет собственный идентификационный номер, защищено фирменным знаком и сопровождается сертификатом подлинности, заверенным печатью.

Качественная подарочная упаковка позволит Вам сделать вручение подарка торжественным и незабываемым.

 Основной задачей ООО “Русская Лаковая Миниатюра”  является – производство и распространение доступной и качественной продукции  изделий народных художественных промыслов с лаковой миниатюрной живописью.

Производство Коробова в Данилкове

В 1795 году в сельце Данилково Троицкого стана Марфинской волости Московского уезда купец I гильдии Петр Иванович Коробов открыл фабрику по производству бумажных лаковых козырьков из папье-маше для армейских головных уборов. Это производство оказалось на редкость прибыльным: козырьки — вещь расходная, их всегда требуется много.

Бумажный лакированный козырек производства фабрики Петра Лукутина

Производство недорогих лаковых табакерок, украшенных приклеенными к ним гравюрами, тоже приносило неплохой доход. В начале XIX века Коробов переманил с немецкой фабрики Штобвассера в Брауншвейге нескольких мастеров, которые смогли организовать производство табакерок с оригинальной масляной росписью и обучили этому местных крестьян.

Производство быстро расширялось. Так, в 1811 году на фабрике в Данилково было изготовлено 580 дюжин табакерок с кунштюками, т.е. украшениями и 145 дюжин табакерок без украшений. Для удешевления продукции бумажную гравюру просто приклеивали на изделие и покрывали сверху лаком. Особой популярностью  пользовались женские портреты, жанровые сценки и пейзажи. Клейм в то время еще не ставили.

Русские лаковые изделия

Старинные города и поселения

Земли, входящие сегодня в состав Ивановской области, еще до прихода славянских племен заселяли финно-угорские народности. Именно от них сохранились звучные названия Палех, Пурих, Южа, Кохма, Вигчуга, Сезух, Люлех и Лух.

Музейно-выставочный комплекс “Присутственные места” в городе Плёс

Самый большой интерес для путешествеников представляет старинный волжский город Плес, упоминающийся в русских летописях с 1141 года. Плес, а также областной центр и поселок Палех являются составной частью «Золотого кольца» России. С 2010 года Плес включен в государственный список исторических российских поселений. Он известен старинными храмами и интересными музеями, исторической набережной и тесно связан с российскими знаменитостями – художником-пейзажистом И.И. Левитаном и певцом Ф.И. Шаляпиным.

Главный город области славится архитектурными памятниками XVII-XIX веков, музыкальными фестивалями и неплохими отелями. Иваново стоит на пересечении 57° с.ш. и 41° в.д. Городов, которые расположены на стыке целочисленных меридиана и параллели, в России всего два.

Свято-Введенский женский монастырь в Иваново

В 170 км от областного центра раскинулся небольшой городок Юрьевец. Его основали в начале XIII века как крепость на Волге. От старых построек до наших дней дошел Белый город, появившийся здесь в 60-е годы XVII века. Кроме того, в городе можно увидеть несколько православных храмов, возведенных в первой половине XIX века. Больше всего поражает архитектурное чудо – церковь Георгия Победоносца в пятиярусной колокольне.

Еще ближе к Иваново расположен Гаврилов Посад, который был основан в XIII веке, а статус города получил при Екатерине II. Место это всегда было удобным для торговли, и поэтому в городе работает несколько предприятий легкой промышленности. Здесь интересно побывать на конном заводе, где занимаются разведением владимирских тяжеловозов, а также осмотреть Ильинское подворье и богатую коллекцию местного краеведческого музея.

Троицко-Успенский собор в Кинешме

На правом берегу Волги лежит второй по размерам областной город – Кинешма. Первые упоминания об этом поселении относят к началу XV века. В городе сохранилось немало гражданских построек, возведенных в конце XIX – начале XX века.

Здесь также открыто 10 музеев, наибольшей популярностью среди которых пользуются музей «Кинешемского валенка» с самым большим валенком в мире, необычный ресторан-музей «Русская изба», а также музей «Советский автопром». Маршруты паломнических туров проходят по хорошо сохранившимся храмам и часовням Кинешмы. Самой древней из них является Крестовоздвиженская часовня, которую построили в честь победы над польско-литовскими войсками в 1609 году.

Воскресенский собор в городе Шуя

Город Шуя известен с первой половины XVI века и находится в 30 км от областного центра. Раскопки, проведенные здесь, показали, что поселения людей существовали возле Шуи еще в X веке, когда через территорию современной Ивановской области пролегал большой Волжский торговый путь. В Шуе родился известный российский поэт – Константин Бальмонт.

К другой литературной достопримечательности Ивановской области нужно ехать в село Ново-Талицы. Здесь находится родина Марины Цветаевой, и расположен мемориальный музей знаменитой поэтессы.

Памятники природы

Земли Ивановской области лежат на низменной, слегка всхолмленной равнине, где протекает много рек, а также есть масса небольших озер, оставшихся после последнего оледенения.

Церковь Воздвижения Креста Господня в городе Палех

На территории области находится Клязьминский республиканский заказник, в котором охраняется несколько видов животных, и в частности, бобры и выхухоль. Кроме него, туристы и местные жители любят бывать на больших и малых Асафовых островах, образованных Горьковским водохранилищем. Это удивительный по красоте природный уголок, где растут сосны и можжевельники. Песчаные берега, хорошая рыбалка и масса водоплавающих птиц сделали острова любимым местом отдыха тех, кто предпочитает проводить отпуск вдали от городов в палаточном лагере.

Еще одна природная достопримечательность области расположена в городе Родники. Здесь на площади 2,5 га создан великолепный ботанический сад, в котором собрана богатая коллекция растений со всего мира – более 270 видов деревьев и кустарников. При саде существует несколько дендрологических участков, и акклиматизированные растения успешно приживаются на улицах областных населенных пунктов.

Николо-Тихонов Лухский монастырь в с.Тимирязево

Вопрос № 22

Изделия какого промысла Земли Ивановской связаны с копанцем, топанцем и кружалом?

  1. Мыловарение
  2. Гончарный промысел
  3. Ткачество
  4. Изготовление валенок

«Копанцами» или «глинищами» называли ямы (карьеры), где добывали глину. Отсюда, например, получило свое имя местечко Глинищево в г. Иваново. В русском устном народном творчестве сохранилась такая загадка-присловье: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре.

Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Еще сто лет назад эта загадка о глиняном горшке была известна любому ребенку в селе, поскольку процесс изготовления и использования в быту обычного горшка или кринки был хорошо знаком каждому.

«Топанцем» называли место, где глину разминали. Делали это зачастую прямо на полу избы, предварительно посыпав его песком. На «топанце» весь объем глины превращали в тонкий лист. Потом его скатывали, складывали и снова топтали, пока глина не превращалась в однородное «глиняное тесто». «Кружалом» у наших предков называли гончарный круг.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери

Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.

  Историческая справка п.г.т. Нахабино

Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары. Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.

Местоположение: улица Центральная — 154.

Современное развитие росписи

Пока купец Коробов не увлекся производством табакерок, на его фабрике делали лакированные армейские козырьки. После смерти купца его производство унаследовали Лукутины, которым принадлежала фабрика до 1904 года. Затем искусство уникальной лаковой миниатюры поддерживала артель бывших мастеров лукутинской фабрики. И эти художники достигли новых высот в росписи шкатулок, не просто продлили существование промысла, а усовершенствовали его.

Тяжело было устоять старинному направлению в постреволюционном вихре: новые власти устанавливали для мастерской непосильные налоги, не раз грозились ее закрыть. Но в 1923 году после удачного представления на Всесоюзной выставке, продукция мастерской перестала быть опальной.

Благодаря этим художникам, их последователям, бережно хранившим традиции, несущим их через годы, фабрика работает и поныне. Ее полное название – акционерное общество «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи». Там производят шкатулки на заказ, делают портреты на заказ, устраивают групповые и индивидуальные экскурсии, а также организуют мастер-классы.

Самое примечательное в продукции фабрики – эксклюзивность шкатулок, так как это штучный товар. Если нужно поразить одариваемого, если следует сделать подарок с национальным колоритом и неоспоримым качеством, роспись Федоскино обязательно должна рассматриваться.

Наряду с классическими сюжетами современные мастера ориентируются и на нынешнюю эпоху, ее запросы и эстетические идеалы. Разнообразны и, возможно, более точны пейзажи на современных шкатулках. Но сцены из традиционной крестьянской и купеческой жизни, сказочные мотивы доминируют в выборе тем.

Истории развития федоскинской росписи посвящено данное видео.

Туристические возможности

Большое развитие Ивановской области получил паломнический туризм. Путешествующие по православным святыням любят заезжать в Николо-Шартомскую обитель в селе Введение и Свято-Николо-Тихоново Лухский обитель, расположенную неподалеку от поселка городского типа Лух. Много туристов также приезжают в Шую, чтобы побывать в старинном Воскресенском соборе и полюбоваться его огромной 106 м колокольней.

Николо-Шартомский мужской монастырь в с. Введенье

Подавляющее большинство путешественников приезжают в Ивановскую область на один день – в составе экскурсионных туров. Но в последнее время за счет жителей Москвы и Московской области стал активно развиваться автотуризм, и туристы стараются задержаться в ивановских городах и селах на 2-3 дня. В летнее время много путешественников совершают круизы по Волге. А зимой – приезжают покататься в расположенный под Плесом горнолыжный комплекс «Милая гора».

Для услуг туристов в области выстроено много отелей, гостевых домов, баз отдыха, санаториев, хостелов и турбаз. Конечно, большинство из них находятся в областном центре и Приволжском районе. Но гостиницы есть также в Кинешме и ее окрестностях, в Шуйском районе, в Палехе, в Заволжском и Гаврилово-Посадском районах – местах, наиболее посещаемых путешественниками.

Церковь Воскресения Христова в г. Плёс

Путешествие по городам и селам Ивановской области интересно и познавательно. Это – возможность прикоснуться к истокам уникальных художественных промыслов и увидеть знаменитые исторические памятники. К тому же, область входит в состав одного из экологически благоприятных регионов России. Здесь с успехом можно совмещать познавательный туризм и рыбалку, посещение народных фестивалей и отдых в лесном санатории.

← РОССИЯЕВРОПА →

Экскурсия: Гжель Код экскурсии: 5420

Гжель

– старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более, что и в топливе недостатка не было – вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».

Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX в. слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами.

Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII в., когда её мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью, в России называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно. В Европе майолика была известна как фаянс. Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность. Однако потребность в нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы.

Полуфаянс – такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Появился он в Гжели в самом начале XIX в., хотя попытки создать белый керамический материал, более прочный, чем майолика, не столь грубый и трудный в обработке, гжельцы предпринимали ещё в конце XVIII в. В полуфаянсе просматривается стилевое единство гжельского промысла: постоянство ассортимента, приверженность к определённым формам, преобладание кистевой росписи и орнаментальных мотивов в ней, выполненых исключительно синей краской. Сочетания белого фона черепка и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса.

Тонкий фаянс Гжели, в отличие от майолики и полуфаянса, не является оригинальной страницей в истории керамики. Не поражают фаянсовые изделия спецификой формы или новым художественным языком. Напротив, они составляют единое целое со всем русским и западноевропейским фаянсом своей эпохи. В то же время в них удивительно уживаются западноевропейский характер с «ароматом русской деревни».

Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Народные ремесла и промыслы

Традиционные промыслы сделали Ивановскую область известной не только в России, но и во всем мире. И, пожалуй, самым известным из них является лаковая миниатюра, создаваемая палехскими мастерами. Палех и Холуй – одни из четырех российских центров искусства лаковой росписи. Своими уникальными иконописными промыслами эти села были известны издавна. Сегодня здесь работают несколько художественных мастерских и объединений, члены которых создают удивительные по красоте произведения искусства. Через лаковую миниатюру сохраняются традиции древнего иконописания темперными красками, а также способы декорирования изделий сусальным и твореным золотом. Палехские и холуйские шкатулки, иконы и пасхальные яйца высоко ценятся коллекционерами и стоят недешево.

В Ивановской области также существует несколько современных предприятий, на которых производятся изделия народных промыслов. Их товары давно стали желанными сувенирами и пользуются большим спросом у всех туристов, приезжающих в область.

Церковь Воскресения Христова в г. Вичуга

В поселке Перстяки на строчевышивальной фабрике изготавливают украшенные красивой вышивкой скатерти, постельное белье, полотенца и детские уголки. У профессиональных музыкантов и любителей популярны инкрустированные звучные гармони, баяны и аккордеоны, которые делают на фабрике города Шуя. Сразу несколько галантерейных фабрик в области занимаются художественной росписью по ткани. А ювелирный завод в городе Приволжске прославился высококачественными изделиями из драгоценных и цветных металлов. В его ассортименте удивительные по красоте столовые наборы, украшения, медальоны, кресты и иконки.

Из истории села

Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.

В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.

С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.

В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.

О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.

Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.

На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий