Гусь-хрустальные страсти по стекольному заводу

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ

Торговые ряды являются неизменным атрибутом почти всех городов русского  – , ,  и других. Гусевские торговые ряды были построены в середине XIX века и изначально назывались «Магазинный дом галантерейных мануфактур и съестных припасов». Архитектурно они представляют собой двухэтажное краснокирпичное здание с белыми колоннами и балконами на втором этаже. До настоящего времени Торговые ряды используются по своему прямому назначению – в них располагается множество магазинов и лавок. Кроме того, здесь находится один из лучших ресторанов города — «Мальцовъ», специализирующийся на блюдах традиционной русской кухни.

Архитектура города Гусь-Хрустальный

В городе почти не сохранилось интересных архитектурно-художественных памятников, тем более что и изначально в нем их было немного. Определенный интерес представляют гражданские постройки XIX в. Самая монументальная из них — Богадельня, построеная по проекту Л.Н. Бенуа в 1897 г. В настоящее время здесь находится администрация города. Расположена напротив музея хрусталя.

Плиточка перед администрацией — излюбленное место у голубей. Наверное именно поэтому вместо гусей, на плиточке изображены сизокрылые друзья.

Еще из интересной архитектуры: два одинаковых зеркально-симметричных здания бывшего Мужского училища, сегодня здесь расположился Гусь-Хрустальный историко-художественный музей и управление образования.

Наблюдательный турист наверняка заметит, как похожа архитектура одноэтажных кирпичных зданий в Гусь-Хрустальных. Эти домики были построены по образцу манчестерских специально для мастеров, правда, селили в них стекловаров временно, пока интерес к ним был у хозяев. А стал не нужен – выбрасывали. Даже улица специальная была – Вышвырка.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Этот храм был построен одним из наследников Акима Мальцова, отставным корнетом лейб-гвардии конного полка Сергеем Мальцовым. Работы начались в 1811 году, но начавшаяся годом позже Отечественная война не дала завершить работы в срок – храм был сдан лишь в 1816 году. Изначально храм была освящен в честь святых Иоакима и Анны и на церковной площади два раза в год (летом на Троицу и осенью на Иоакима и Анну) проводились ярмарки, привлекавшие торговый люд со всей Владимирщины.

С приходом советской власти храм был закрыт, а его помещения стали использоваться как склад, мастерская, пункт пожарной охраны. Лишь в 1983 году Свято-Троицкая церковь была признана памятником архитектуры и началось ее активное восстановление.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «МЕЩЁРА»

Гусь-Хрустальный является идеальной точкой доступа в «жемчужину» Владимирской земли – национальный парк «Мещёра». Парк был создан в 1992 году ради сохранения уникальной природы и культурно-исторического наследия Мещёрской низменности. На месте современного парка «Мещёра» археологи обнаружили несколько древних захоронений, подтверждающих, что Владимирская земля была заселена в доисторические времена.

По территории парка проложено множество маркированных экологических маршрутов, позволяющих побыть наедине с собой и с природой, насладиться тишиной и спокойствием русского леса. На маршрутах имеются информационные стенды, места для отдыха, площадки для кемпинга. Также парк предлагает свои гостям несколько интересных музеев: «Мир птиц», «Русское подворье» и другие. Кроме того, в поселке Тасинский расположен Краеведческий музей.

Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном

На часах 10 часов утра, а значит музей хрусталя открылся для посетителей.

В этом путешествии мы остановимся только на наиболее интересных экспозициях музея, подробная экскурсия по музее ждет вас в другой статье.

Слева от входа представлены изделия созданные с момента основания гусевского завода до советского времени. В то время мастера применяли все известные способы декорирования изделий, часто сочетая алмазную грань и гравировку, травление и роспись. Для изготовления прибора для крюшона (конец XIX в.), например, использовалось цветное стекло, расписанное золотом и эмалями.

В самом центре зала расположена композиция «Гимн стеклу» 1983 года, в которой советские стеклодувы показали высший пилотаж своего мастерства и неуемную фантазию.

По левую сторону находится еще одна экзотическая композиция — «Живые камни», выполненная из хрусталя современными мастерами в 2006 году.

Купола золотого кольца в миниатюре пытались изобразить авторы в работе «Возврождение» (1990 г.).

Тут же реконструкция интерьеров жилых комнат с хрустальными бокалами, лампами, вазами и люстрой. Интерьер столовой середины XIX века.

Интерьер гостинной начала XX века.

На стендах по правую сторону представлены изделия изготовленные в советское время. Многие из них агитационной тематики.

Хрустальный зоопарк.

В центральной части зала выставлены авторские работы гусевских мастеров. Эти декоративные работы из хрусталя — настоящие произведения искусства.

Роман Николаевич Аксёнов — художник Гусевского хрустального завода. Работал в содружестве с мастерами экспериментального отдела над образцами промышленной продукции и уникальными произведениями из хрусталя и цветного стекла. Особое восхищение вызывает его по-истине космическая работа в сочетании со скорбящими ангелами и лаврами на заднем плане.

Анна Владимировна Корнеева с 1998 по 2009 год трудилась художником на Гусевском хрустальном заводе. По-мимо образцов массового ассортимента, работала над созданием уникальных авторских произведений. Самые завораживающие из них — композиция «Под темными водами» и «Вино цезаря»

В музее есть два дополнительных зала, экскурсию в которые придется оплачивать отдельно. Если после всего увиденного, вы влюбились в Гусевский хрусталь, то не пропустите их.

Понятно, что будучи в разы моложе древних городов Северо-Восточной Руси, в состав Золотого кольца России Гусь входит по причине исключительной. Сюда едут, чтобы увидеть хрусталь, прикоснуться к удивительному искусству стеклодувов, почувствовать прилив гордости, сказав «Да что ваше богемское стелко? Посмотрите-ка, что такое настоящий хрусталь!». Именно такие тексты можно почитать в книге отзывов музея от посетителей, испытавших восторг от увиденного в музее.

Железнодорожный вокзал Гусь-Хрустального

Железнодорожники позаботились о туристах и устроили место для фотосессий прямо на станции.

Классический ЖКХ-арт.

Для двух проходящих электричек — слишком шикарный и большой вокзал построили. Часть здания вообще никак не используется, зал ожидания пустует. Сам железнодорожный вокзал является памятником архитектуры середины XX века (1956 г.).

Теперь наша цель — бывший Георгиевский собор с музеем хрусталя. Чтобы попасть туда, достаточно пройти 500 метров по Вокзальной улице в сторону центра. Кстати, насчет тротуаров: на всех улицах кроме центральной — даже не найдетесь!

На пути Гусевское православное духовное училище.

Георгиевский собор Гусь-Хрустального

Вот мы и дошли до главной достопримечательности Гусь-Хрустального.

Георгиевский собор — это памятник архитектуры конца XIX — начало XX в. Архитектор — Л. Н. Бенуа, росписи художника В.М. Васнецова.

Обратите внимание на фасад здания, в оформлении которого используются самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества: это и крыльца с узорочьем и резными столбиками, это и нарядные наличники окон, порталы, изразцы. Без великолепных башен, которые снесли в советское время, собор выглядит как сказочный древнерусский терем

Самыми известными жителями Гусь-Хрустального были представители семейства заводчиков и землевладельцев Мальцовых (или Мальцевых; вторая половина XVII в. — начало XX в.). Памятник одному из них установлен около музея. Купец Аким Васильевич Мальцов основал на реке Гусь в 1756 г. стекольный, а затем хрустальный завод, при котором возник поселок. Именно на мальцовском заводе впервые в России начали изготавливать хрусталь. Именно благодаря Мальцову существует город Гусь-Хрустальный.

Памятник Акиму Мальцову в Гусь-Хрустальном около музея

ЧАСОВНЯ СВЯТОЙ ВАРВАРЫ

Нынешнее каменное здание часовни было построено в 1855 году – тогда же был обустроен колодец над расположенным поблизости святым источником. Часовню возвели на месте чудесного обретения иконы Святой Варвары, ставшей затем ее главной святыней. В 1930-х годах часовня была закрыта, в ней разместился пищеблок – здесь пекли пряники и варили сироп для детских леденцов.

Интересно, что почти каждый год накануне праздника Святой Варвары в здании происходил пожар – во время одного из них были уничтожены деревянные своды. В 1970-е годы на смену пищеблоку пришел гараж, и постепенно святой источник оказался завален автомобильным мусором. Лишь после заката советской власти в 1991 году знание часовни было возвращено верующим и началось ее восстановление силами прихожан и жителей города.

Адрес: Гусь-Хрустальный, 2-я Народная улица, 30. Координаты: 55.60424, 40.67668.

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР

Леонтий Бенуа, автор проекта Георгиевского собора, писал: «…в этот храм я вложил все, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений». Этот храм является совершенно уникальным памятником архитектуры как по замыслу, так и по исполнению – трехнефная базилика с колоннадой из черного лабрадорита, чей фасад выполнен в стиле древнерусского зодчества. Над интерьером храма работал знаменитый художник В.М. Васнецов – его кисти принадлежит потрясающее живописное полотно «Страшный суд». Также по эскизу Васнецова было выполнено мозаичное панно «О тебе радуется, Благодатная», расположенное в алтарной части собора.

В 1920-е годы храм был переоборудован в Дворец труда, и многое из первоначального оформления оказалось утрачено. В конце прошлого века владимирским реставраторам удалось восстановить белокаменные порталы, мозаику, резные створы огромных дверей. В восстановлении уникальной картины «Страшный суд» принимали участие специалисты из . В настоящее время в здании Георгиевского собора располагается одна из самых интересных достопримечательностей Гусь-Хрустального – Музей хрусталя имени Мальцовых.

Авторы Гайдпарка

наталья гончарова
Ну хорошо, объяснение британскому кризису перевозок они придумали
Читать полностью

Сергей Якунин
Кто такой Рогозин, кто Сергей Константинович Крикалев, и почему это важно
Читать полностью

Наталия Хроникер
Путин возложил вину на народ
Читать полностью

MyRights
Главный псих Игрени попался на коррупции
Читать полностью

Александр Ларин
Природа, как и власть, всякое может выкинуть
Читать полностью

Александр Рохмистров
Володин предложил отзывать премию мира у сомнительных лауреатов
Читать полностью

Мiкалай Паддубiцкi
Лукашенко уйдет, а забор на границе его имени останется
Читать полностью

Мiкалай Паддубiцкi
СССР не полетел на Луну, потому что не смог сделать мощную ракету и радиоэлектронные системы
Читать полностью

Voxpop
Эль Мюрид.Осень. Простор для фальсификаций крайне широк
Читать полностью

Александр Попов
Очередные джигиты пристовавшие к девушкам в метро арестованы
Читать полностью

Александр Рохмистров
Власти Кабо-Верде выдали венесуэльского дипломата властям США

Кто подставляет Наталью Поклонскую?
Читать полностью

Геннадий Озеров
Отвязный совковый капитализм
Читать полностью

МУЗЕЙ ХРУСТАЛЯ ИМ. МАЛЬЦОВЫХ

Своей всемирной славе гусевский хрусталь обязан, среди прочего, одному трагическому событию. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики И.С. Мальцов был секретарем при русской миссии в Персии – и оказался единственным выжившим во время нападения на обезумевшей толпы на группу русских дипломатов во главе с А.С. Грибоедовым. Ради искупления вины персидский шах подарил русскому императору один из своих лучших бриллиантов, а Мальцову предоставил право беспошлинной торговли хрусталем на территории Персии. Так Гусевская фабрика приобрела обширный рынок сбыта и немалые средства на развитие производства. Помимо Персии, изделия гусевских мастеров были очень популярны в Средней Азии и Закавказье.

Музей хрусталя был основан в 1983 году и в настоящий момент его коллекция насчитывает более 2000 уникальных экспонатов. Здесь можно увидеть дореволюционные изделия, в свое время удостоившиеся призов на выставках в Вене, Париже и Чикаго; изделия первых советских лет – отражающие основные вехи развития страны («Пятилетка в четыре года», «Спартакиада народов СССР» и другие); современные авторские работы, среди которых выделяется «Гимн стеклу».

История Гусь-Хрустального

Изначально стекольные заводы располагались на территори Подмосковья. В связи с этим, происходила большая вырубка лесов под различные нужны как стекольных, так и железных заводов. Но в 1747 году, для сохранения леных массивов, был выпущен Сенатский указ, в котором говорилось о запрете строительства стекольных и железных заводов. А все существующие заводы необходимо было перенести не менее чем за 200 вёрст от Москвы.

Под действие данного указа попала фабрика по производству стекла и хрусталя купеческо-дворянского рода Мальцовых, что находилась в Можайском уезде. Новый завод Мальцовы решили основать на Владимирской земле среди обильных лесов, озер и речек Мещеры. Так, в 1756 году, Акимом Васильевичем Мальцовым, на реке Гусь в урочище Шиворово был основан хрустальный завод, вокруг которого и стал в дальнейшем расти нынешний город. Сюда же Мальцовы перевозят мастеровых, которые становятся первыми поселенцами.


Георгиевский Собор (сейчас здесь Музей хрусталя)

На новой фабрике, в которой было 4 горшковых печи, стали работать 59 крепостных крестьян. Они занимались производством посуды, зеленого, каретного и зеркального стекла. А в 1759 году Аким Мальцов построил и второй завод – оконного стекла.

В 1775 году Аким Мальцов доказал своё происхождение от Богдана Мальцова, и был восстановлен в дворянских правах, что позволяло покупать земли и крепостных крестьян. Также развитию города способствовало удачное торговое расположение — недалеко от Москвы и Нижнего Новгорода.

Наследником стекольного дела после смерти Акима Мальцова, руководившего предприятиями 40 лет, стал его второй сын – Иван. В связи с тем, что Ивану на тот момент было всего 14 лет, фабриками стала управлять вдова Акима Мария Васильевна. При ней производство ещё больше расширилось и укрепилось.

В 1831 Иван Мальцов, после возвращения из Европы, также начинает заниматься заводскими делами. Он внедряет в производство новейшие технологии, позаимствованные из-за границы, а также из лучших хрустальных заводов России. Были переняты технологии стекольных заводов из Богемии, в которых использовались для изготовления стекла чистые составные материалы, делавшие изделия исключительными по своей белизне и красоте. Также при Иване создаётся «камера образцов», где хранились изделия, лучшие по красоте и сложности исполнения рисунка.


Памятник Акиму Мальцову

Иван Мальцов, обустраивая всё на европейский манер, строит для рабочих больницу, аптеку, училище. При нём, строится один из первых в России рабочих посёлков с качественными каменными домами. Это приводит к тому, что население города с 1859 года по 1886 год выросло с 3282 человек до 8000 жителей.

Иван Сергеевич Мальцов умер 1880 году в Ницце. Все его многомиллионные состояния и предприятия перешли к племяннику, сыну сестры Софьи, Юрию Степановичу Нечаеву, принявшему фамилию Нечаев-Мальцов.

При Юрие Нечаеве-Мальцове происходило дальнейшее развитие стекольного производства, а также застройка всего города, определившая его современный вид. Строятся новые корпуса фабрик, каменное здание больницы, училище для рабочих, мальцовское ремесленное училище, богадельня. Город в этот период стал именоваться Гусь-Хрустальным. В 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа строится великолепный Георгиевский собор.

Юрий Степанович Мальцов умер бездетным, и всё его состояние было передано по завещанию родственнику — графу И.Н.Игнатьеву. В 1918 году все предприятия были национализированы.


В музее хрусталя

В 1919 году посёлку был присвоен статус города. В это тяжёлое для страны время во всей Советской России только три завода продолжали выпускать стеклянную посуду, одним из которых являлся Гусевский завод. Гусь-Хрустальный не смог выдержать большие городские расходы, и снова был переведён на положение рабочего посёлка, а затем посёлка городского типа. В 1926 году был образован Гусевской уезд, а в 1931 Гусь-Хрустальному был окончательно присвоен статус города.

В 1996 Гусь-Хрустальный удостоился приза «Золотой Меркурий» за сохранение исторического облика города.

ГУСЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ЗАВОД

Предприятие было основано промышленником Акимом Мальцовым в 1756 году – и со временем заводской поселок превратился в город под названием Гусь-Хрустальный. По мере развития предприятия и совершенствования мастерства его работников ширилась и слава гусевского хрусталя – заказчиками завода были многие известные фирмы, например, Торговый дом Карла Фаберже.

В судьбе завода были и взлеты, и падения – например, после кризиса 2008 года он и вовсе был закрыт, а сотрудники уволены. Однако в 2013 году производство вновь удалось восстановить – теперь в цехах стоит новое современное оборудование, на котором мастера изготавливают свои уникальные авторские изделия. Самые интересные из них можно увидеть в Музее хрусталя (пункт 2 данной статьи).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий