Гороховец – град Пресвятой Богородицы

Комплекс Благовещенского собора

Доминирующей постройкой здесь является двусветный Благовещенский храм, обладающий крупными монументальными формами, увенчанный каноническим пятиглавием. Большие и гладкие плоскости его наружных стен равномерно членятся широкими лопатками на три прясла. В полукружиях закомар видны остатки фресковой живописи.

Собор замыкает собой панораму масштабной по провинциальным меркам площади. Рядом возвышается отдельно-стоящая ровесница храма – шатровая колокольня. Ее архитектурный облик имеет характерную для Гороховца черту – низкий четверик в основании.

И вот что интересно – из-за высоких грунтовых вод и постоянных подтоплений водами Клязьмы, все здания собора построены без фундамента. Это кажется невероятным – фундамента нет, но ни одно строение не покосилось, не потрескалось и практически не просело в землю. Секрет заключается в том, что собор сооружали по технологии белокаменного строительства, характерного для домонгольской Руси. В те времена вместо закладки фундамента всю площадь, отведенную под строительство, мостили плитами из белого камня, и на этом основании возводили стены.

Опыт прошедших веков показал высокую эффективность подобной технологии.

Комплекс Благовещенского собора. На горе – Свято-Никольский мужской монастырь

Фрески Благовещенского собора, которые мы можем видеть в полукружьях закомар на всех внешних стенах храма, созданы почти 400 лет назад, обладают уникальной особенностью. Дело в том, что в советские годы эти «картины религиозного содержания» перед каждым социалистическим праздником скоблили, затем сверху белили и штукатурили… Но уже через неделю изображения святых проступали снова. И по сей день, присмотревшись, можно различить, что на стенах собора изображены 12 главных христианских праздников.

Уникальным произведением искусства были западные ворота собора, выполненные гороховецкими кузнецами. Они выполнены из узорного кованого железа со вставками из бересты и украшены вставками разноцветной слюды.

Важно отметить, сколько мастерства и выдумки применили гороховецкие мастера при создании ворот. Так в частности, береста выполняла не только декоративную функцию, но и забирала влагу и тем самым предохраняла изящный кованый узор от ржавчины

А недорогие кусочки слюды на солнце сверкали всем многоцветием радуги, и казалось, будто ворота украшены драгоценными камнями.

Сейчас эти врата, подлинное произведение прикладного искусства XVII века, можно увидеть в помещении Гороховецкого музея.

В комплекс входит также колокольня – 37 метров высотой. До 1950-х годов на колокольне находились часы-куранты, отбивающие время древнего города. Позднее, они были увезены на реставрацию в областной музей-заповедник и, позднее, их след затерялся.

Внутреннее убранство Благовещенского храма знаменито роскошными фресками, выполненными в 19 веке. Увидеть их можно только два раза в году – на Пасху и на Благовещение, когда здесь проводятся церковные службы.

Что же касается такой достопримечательности, как уникальный по красоте дубовый паркет, то он полностью погиб в годы советской власти, когда в храме был устроен соляной склад.

Храм построен на средства купца Семена Ершова в 1670-х годах, освещен в 1700 году. Урожденный гороховчанин, Семен Ефимович Ершов был человеком «гостиной сотни», то есть входил в сотню богатейших людей России.

Список «Гостиной сотни» – своеобразный средневековый аналог современного списка «Форбс».

В комплекс Благовещенского собора входит также церковь Иоанна Предтечи. Она выполнена по типу зимних деревянных церквей и построена на средства менее богатого гороховецкого купца Ивана Ширяева.

Несмотря на то, что Иван Ширяев по размаху благотворительности не мог тягаться с гостиносотенцем Ершовым, все храмы, построенные на его деньги, отличает затейливый декор. В частности, мы видим на церкви Иоанна Предтечи красивые наличники в форме раковин.

С 1972 года в здании этой церкви открыт Гороховецкий народный музей. С 1978 года он преобразован в филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А сейчас это одно из зданий Гороховецкого историко-архитектурного музея.

И последней постройкой в этом комплексе является часовня, построенная в 1887 году в честь убиенного царя-императора Александра II.

Существует легенда, что Александр II, еще будучи цесаревичем и наследником престола, приезжал в Гороховец вместе со своим наставником В. А. Жуковским. И во время этого визита они посетили Благовещенский собор.

* * *

Местоположение

Расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу реки Клязьмы, в 12 км от железнодорожной станции Гороховец (д. Великово) на автомобильной дороге М-7 «Волга», в 157 км к востоку от Владимира

Маленькому городку Гороховцу почти не досталось места ни в древних летописях, ни в современной истории. А между тем Гороховец — почти ровесник Москвы. Основанный Юрием Долгоруким, город-крепость призван был защищать юго-восточные границы Ростово-Суздальского княжества.

Первые упоминания о Гороховце относятся к 1239 году — в этом году город был сожжен монголо-татарами, о чем читаем мы в Лаврентьевской летописи: «В лето 6747 (1239) на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град святой Богородицы Гороховец пожгоша». Здесь же впервые Гороховец называется Градом Пресвятой Богородицы. Ах, как хотелось бы обнаружить в этом милом городке земные следы пребывания Богородицы… Но, увы, все оказалось проще. Гороховец передан был сыном Юрия Долгорукого князем Андреем Боголюбским во владение Успенскому собору города Владимира. С тех пор и называют его «городом Пресвятой Богородицы».

Князь Юрий Долгорукий

На протяжении столетий город неоднократно страдал от набегов монголо-татар, но каждый раз возрождался, чтобы снова быть сожженным… Предание донесло до нас легенду о чудесном спасении города в 1539 году, когда во время осады войском казанского хана возник над городом, над огромным холмом, образ русского воина с мечом, закованного в огненные латы. Будто бы, испугавшись дурного предзнаменования, татары спешно отступили от города, а холм с тех пор называется в народе Пужаловой горой. В Смутное время город поддержал народное ополчение князя Дмитрия Пожарского и был разграблен и сожжен рыскавшими в поисках легкой добычи отрядами украинских казаков из войска королевича Владислава…

Современный Гороховец — будто застывшая во времени картинка из XVII века. Именно в это время в городе бурно развивалась торговля, чему способствовало выгодное географическое положение. Немалые доходы приносила и река Клязьма, бывшая в то время основной водной магистралью. «Во искупление грехов великих», без которых не могло быть и речи о прибыльной торговле, строились местными купцами каменные храмы. Не забывали и про себя, строили роскошные каменные палаты. Но времена расцвета длились недолго. Уже при Петре Первом с выходом России к Балтийскому морю меняются экономические интересы государства, и местные гороховецкие купцы остаются не у дел, теряют большую часть своих доходов. Гороховец превращается в заштатный городок Владимирского наместничества. А построенная в 1875 году железная дорога Москва — Нижний Новгород прошла мимо Гороховца, окончательно лишив его былых преимуществ. Городок обречен был на тихое существование, которое продолжается до сих пор.

Базар в центре Гороховца

Благовещенский собор

Благовещенский собор построен опять-таки на средства Семена Ершова. Это монументальное сооружение обязано своим появлением на свет многолетнему соперничеству, а точнее многолетней вражде, двух богатейших купеческих родов Гороховца — Ершовых и Опариных.Городская легенда гласит, будто бы богатейшему гороховецкому купцу Семену Ершову к концу семнадцатого столетия наступал на пятки набирающий силу Матвей Опарин, который в знак своей силы построил недалеко от центральной площади роскошный особняк. Будто бы осерчавший Семен Ершов строит в отместку перед домом Опариных огромный собор, перекрывший все подходы к торговой площади. Собор был построен в 1700 году, и в то время это был самый красивый, самый богатый собор в Гороховце — с золотыми куполами, большими часами, ажурными коваными воротами. К сожалению, в настоящее время собор относится к краеведческому музею и закрыт. Купола остались, правда, уже не золотые, а ворота, сильно пострадавшие от времени и человеческих рук, теперь являются экспонатом музея и хранятся глубоко в его запасниках. Уже в наши дни Благовещенский собор «прославился» тем, что на его фоне снимался последний фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар».

Наверняка мелькнули в кадре михалковского фильма и купола Сретенского монастыря, расположенного напротив Благовещенского собора.

Сретенский монастырь

Сретенский женский монастырь, основанный в 1658 году по указу патриарха Никона, остался для меня загадкой. Монастырь расположен в самом центре города, вокруг него кипит городская жизнь, а сам монастырь отгородился от мирской суеты белокаменными стенами и живет своей, никому не заметной жизнью.

Главные ворота монастыря, над которыми возвышается 35-метровая колокольня, оказались закрыты, но это не мешает попасть на территорию монастыря. Словно убранная в праздничные одежды, стоит среди монастырского двора церковь Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской. Белизна стен, украшенных каменной вышивкой, придает храму какую-то женственность, столь уместную в девичьей обители. Вне всякого сомнения, храм этот относится к лучшим образцам православной архитектуры Гороховца. И мы уже не удивляемся, услышав, что храм этот построен в 1689 году опять-таки на средства того самого Семена Ершова.Судьба монастыря как под копирку повторяет судьбу большинства монастырей в России. Вскоре после революции монастырь был закрыт, монахини изгнаны. К счастью, в стенах монастыря не было никаких исправительных и лечебных учреждений, монастырские постройки использовались под хозяйственные городские нужды, возможно, это способствовало их сохранению. В 2001 году монастырь возвращен церкви, сюда из суздальского Покровского монастыря пришли первые насельницы…

Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Фото анонса —  вид на Благовещенский собор Гороховца

Фото и текст Владимира Ештокина

Знаменский монастырь

За всю историю Гороховца люди так и не освоили левый берег Клязьмы. Коварство реки и суровые условия до сих пор делают эти земли непригодными для проживания, и только монастырские постройки выделяются маленьким островком среди глухого леса.Знаменский монастырь расположен в живописнейшем месте, на так называемой Красной гриве, и поэтому монастырь иногда называют Красногривский. Это самая древняя обитель в Гороховце, основанная на средства купца Петра Лопухина в 1598 году. Первоначально монастырь был мужским, но его самостоятельная жизнь была недолгой. В 1723 году указом Петра I Знаменский монастырь по причине «малобратственности» был приписан к Флорищевой пустыни и стал ее подворьем. Первый каменный храм Знамения Богородицы был построен в 1679 году на средства купца Семена Ершова.

В 1923 году Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. Долгое время в храме размещалась бумажная фабрика и склад соломы. В шестидесятых годах двадцатого столетия на территории обители располагалось отделение совхоза, монастырские постройки приспособлены были под скотный двор и склады. В 1994 году, когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии, на месте монас­тыря оставались одни развалины. В мае 1999 года распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит был преобразован в Знаменский женский монастырь, и уже летом в обитель приехали первые насельницы.

В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Восстановлена монастырская колокольня, отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения. В обители построены скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы. Мы помним, что монастырь расположен на пустынном левом берегу Клязьмы и связан с городом понтонным мостом. Осенью перед ледоставом мост разбирают, и тогда насельницы монастыря оказываются отрезанными от Большой земли на неопределенный срок. В иные годы вода подходит к самым стенам монастыря. Для решения неотложных вопросов кто-то из матушек берется за весла и, уповая на милость Божию, отправляется в путешествие…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий