Главная мечеть в Казани. Мечети Казани: история, архитектура

Мечеть Кул Шариф внутри

В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира. Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.


Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Архитектура

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».

Архитектурное многоминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов[каких?

], сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.

В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. На площади-дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана). Мечеть имеет эффектную ночную архитектурную подсветку.

Что посмотреть внутри

В центре большого зала висит 5-метровая хрустальная люстра весом в 2 тонны. Была изготовлена в Чехии. На полу расстелены ковры ручной работы, которые подарило правительство Ирана. Стены отделаны мрамором и гранитом из Урала. Таким образом, архитекторы хотели соединить в интерьере разные культуры, повлиявшие на Казань. Все комнаты и помещения украшены резьбой по дереву, плиточной мозаикой, цветными витражами, позолоченными деталями, лепнинами и золотым шитьём. В отделке также использован оникс, алебастр и змеевик. Окна имеют характерную удлинённую заострённую форму с символикой «возрождения» – тюльпанами.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Экскурсия “Мечети Казани”

Здание находится по адресу – Каюма Насыри, 17. Найти достопримечательность легко, так как она находится в самом центре города. Если вы приехали на электричке, то от вокзала ходят автобусы под номерами 1, 6, 35, 63, 99, 74. Также отправляются с этой же остановки троллейбусы – 5 и 10. Удобно пользоваться метро. Выход делается на станции «Площадь Габдуллы Тукая». Удобно совершать поездку в Казань экскурсионным туром. Так, вы сможете узнать о существовании и многих других достопримечательностей.

Внутреннее убранство

Внутри мечеть не менее красива, чем снаружи! В оформлении использованы восточно-мусульманские мотивы, которые создают романтический образ храма. Великолепный декор интерьера и выверенные пропорции рождают у посетителей чувство восхищения и торжественности.

Широкий стрельчатый портал и боковые двери с цветными витражами связывают между собой первый и второй молельные залы. Плоское перекрытие поддерживают четыре стройные колонны, а нежно-голубые стены освещает большая золоченая люстра из хрусталя.

Глубокая ниша михраба – места, которое обращено к Мекке, поражает даже искушенных ценителей декоративного искусства. Боковые стены михраба покрывает изысканный резной орнамент из камня, а по сторонам можно увидеть золоченые цитаты из Корана.

Внутри священного места

Для тех, кто не сильно представляет, что и в каком порядке можно делать внутри мечети, я как раз написала этот раздел.

Музей ислама

Если сначала вам нужна история, знакомство с достопримечательностью и исламом на страницах рукописей, то нужно отправиться в музей ислама. Идти следует с нижней, южной платформы мечети.

Вход в музей платный. Изучить исламскую историю мне вышло не дороже 30 рублей, для детей скидки – 10. А в интересные даты – такие как международный день музеев 18 мая или 18 апреля – день охраны памятников и достопримечательностей, — вход свободный.

Идем в мечеть

В саму Кул Шариф отправляться нужно с северной стороны здания. Простыми словами – с той молельной площади, которая и привлекает туристов, заходящих в Казанский Кремль. Заходите и попадаете, традиционно, в вестибюль. Рядом с ним помещения для имама, куда девушкам, насколько знаю, нельзя. В том же месте – молельный зал для мужчин и балкон для женщин. На всякий случай напомню, что в исламе во время намаза мужчины и женщины молятся раздельно.

Неважно, сколько молящихся – 5, 10 или 50 – в мечети сохраняются спокойствие и благоговейная тишина. Кстати, шум от топота успешно скрывают персидские ковры, ими устланы полы в этих двух залах

Как выглядеть и что делать

Как и в случае с другими религиозными святынями, мужчины не должны надевать шорты – только брюки, а женщинам нужно избегать коротких юбок. Как только заходите в мечеть, женщинам сразу же в вестибюле выдают платок, ну а мужчинам – тюбетейки. Для туристов есть балкончики, чтобы не мешали молящимся.

История строительства мечети

Каменная мечеть появилась в конце XIX столетия, но история храма началась намного раньше. В начале XIX века юго-западные окраины города стали заселяться работниками мыловаренных заводов, которыми владели Китаевы, Апанаевы и Юнусовы. В 1804 году возник мусульманский приход, и на деньги Габдельмазита Абубакирова был построен небольшой деревянный храм. Первая одноэтажная мечеть без минарета стала духовным центром для местных рабочих.

В 1851 году один из самых богатых купцов Казани и городской глава Мустафа Назирович Азимов выделил средства, на которые был возведен новый деревянный храм с минаретом. В это же время состоятельные заводчики Крестовниковы выстроили неподалеку самую большую в губернии фабрику, где варили мыло и стеарин. Количество рабочих-мусульман в Казани резко выросло, и район города или «махалля» стали называть «Заводским».

Стеарин и мыло охотно покупали по всей России, производство ширилось, а жителей Заводского района становилось все больше. В 1886 году в махалля было уже 57 домовладений, в которых жили 450 душ мужского пола. По правилам российской статистики тех времен женщин и детей в подушный учет не включали.

Верующим требовалась более вместительная мечеть, и они попросили разрешения для ее строительства у городских властей. Спонсировать стройку взялся сын Мустафы Азимова – купец первой гильдии и владелец двух фабрик Муртаза Азимов. Старое здание мечети не было сломано. Его разобрали и аккуратно перевезли в деревню Чита Лаишевского уезда.

В 1887 году прихожане Заводского района получили разрешение на возведение новой мечети. Кто был автором проекта не известно. Кирпичное здание строили три года. Храм принял верующих в 1890 году, уже после кончины своего благодетеля – купца Муртазы Азимова.

Примечательно, что в Азимовской мечети служили два поколения священников из одной семьи. С 1849 по 1888 год приход возглавлял Абдулвали Абдулгафаров, а потом его сменил сын – Хисаметдин. Именно он организовал при храме магометанское училище на 60 человек.

Для медресе «Гаффария» было построено одноэтажное здание рядом с мечетью. Когда появился каменный храм, медресе сделали двухэтажным. В 90-е годы XIX века в этих стенах обучался известный татарский драматург Галиаскар Камал.

Важные символы культуры

На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Как добраться

Найти Кул Шариф, наверное, проще всего в Казани. Даже гости столицы Татарстана помогут, сообщив, что «вон она, мечеть с голубой крышей». Есть несколько маршрутов общественного транспорта. Автобусом можно добраться до остановок Батурина автобусами 22 и 89 или Центральный стадион автобусами 47, 37, 74а, 74. . А потом немного пройти – в случае с Батурина попадаю к Кремлю с задней стороны музея-заповедника, по пути рассматривая церковь Параскевы Пятницы, а в случае с Центральным стадионом нужно перейти дорогу через протоку Булак и подняться к Казанскому Кремлю.

Следующий способ – это метро до станции Кремлевская. Выходите из вагона – направо, из метро – снова направо, потом еще раз направо и вот вы уже у подножия мостовой, ведущей к Кремлю.

И, наконец, мой любимый способ – пеший. Неспешно прогуляться по улице Баумана или Кремлевской, полюбоваться смесью культур или следами дореволюционных времен, а потом оказаться в самом начале улицы напротив Спасской башни.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Архитектурные особенности и интерьеры

Живописная мечеть стоит на восточном берегу озера Нижний Кабан, в той части города, где традиционно селились русские. Прямоугольное краснокирпичное здание в два этажа имеет массивную четырехскатную крышу. Первоначально внутри мечети было два зала для молитв: на нижнем этаже – для мужчин, а на верхнем – для женщин. Теперь молельные залы располагаются на первом этаже, второй – занимают учебные классы.

Стройный трехуровневый минарет отражает три периода жизни казанских мусульман – до принятия ислама, средневековый и новый. Восьмигранная башня стоит на высоком четверике и завершается стрельчатым куполом с изысканным резным карнизом. Минарет заметно доминирует над другими постройками, поэтому Закабанная мечеть отлично видна с соседних улиц и противоположного берега озера Нижний Кабан.

В эклектичной архитектуре заметны восточные и мавританские мотивы. Ярко-красные стены прекрасно сочетаются с белой отделкой окон, фасадов, а также окрашенных в зеленый цвет крышей и куполом минарета. Старинную постройку по праву относят к самым красивым собором и храмам Казани.

Казанская Голубая мечеть – отличительные черты

Интересно, но все мечети Казани возведены под углом к красным линиям улиц. Это обусловлено тем, что Кааба для столицы Татарстана тоже находится под небольшим углом.

Расположение минарета тоже является особенным. Он располагается на самой высокой точке – на крыше. Кроме того, все обители строятся в городе на небольшой возвышенности. То есть храм должен возвышаться над другими постройками. Такое размещение делается для того, чтобы святыня была доступна для обзора со всех сторон, и ее всегда было можно легко найти.

Удивительно, но, как правило, в возведении объектов принимали участие не мусульмане. Этот факт вносил свои коррективы в мусульманский стиль. Более того, почти все обители, в том числе и Голубая, представляли собой границу или общественный центр Старо-татарской слободы.

Минарету всегда отдавалась должное внимание при оформлении, так как он несет в себе архитектуру татарских традиций. Данный элемент внешне похож на каменные башни татарских средневековых Булгар

Каждый религиозный объект имеет свою непростую историю появления или легенду, которая знакома каждому жителю и передается из поколения в поколение. Подобные учреждения никогда не имеют икон или иных картин с изображением святых или животных.

Культовое сооружение ислама возводилось с привлечением талантливых мастеров. Художественные и строительные мероприятия с течением времени становились более совершенными. При этом разные народы вносили свои акценты в оформление. Это способствует тому, что каждый храм является по-своему неповторимым и уникальным. Голубая мечеть небольшая и скромная. Некоторые не сразу ее замечают в застроенном квартале со временем из-за сероватого оттенка стен, которые нередко сливается с фоном хмуром неба. Выдающейся памятник архитектуры имеет строгие, но при этом элегантные линии фасада. Основными элементами конструкции выступают небольшой купол, алям (полумесяц на самой верхней точки), минарет (башня, как символ призыва к молитве), михраб (компактная ниша из камня в стене), минбар (кафедра для произнесения праздничной исповеди).

Купол увенчается золотистым полумесяцем. Он располагается вертикально и изображается в виде серпа. В некоторых, регионах, полумесяц может отсутствовать или располагаться горизонтально, с сомкнутыми концами. Знаменитое сооружение Казани отличается элегантной или сдержанной красотой. Совершая паломничество или экскурсию по Казани, непременно включите в свой список данную обитель.

Достопримечательности рядом

После изучения обители, поблизости вы сможете посетить и многие другие объекты. Все достопримечательности находятся в шаговой доступности друг от друга. Татарский театр имени Г. Камала добился многих успехов на смотрах и кинофестивалях. Его будет интересно изучить снаружи или купить билет на спектакль. Также можно отправиться в другие святыни, расположенные в ближайших кварталах – в Галеевскую, Апанаевскую, Белую, Бурнаевскую мечети. Невероятно красивой является набережная озера Нижний Кабан. Совершать прогулку здесь одно удовольствия. Кроме того, на обратном пути вы сможете посетить знаменитый дом Шамиля, парк Тысячелетия.

Старо-татарская слобода – это этнический уголок коренных татар. Храмовые ансамбли бережно хранят в себе многовековую историю здешнего края. Это самый самобытный район города. Его богатое историческое наследие сложно изучить за один день. Поэтому, рекомендуется приезжать на экскурсию от 3 суток и более. Вы можете самостоятельно прогуливаться по районам, делая фотографии. Но наиболее удобно пользоваться услугами опытных гидов. Так, вы сможете гораздо больше узнать об историческом центре Казани и грамотно спланировать свой маршрут.

Общественный транспорт ходит прекрасно. Поэтому, вы с легкостью сможете добраться до нужной вам достопримечательности. Самые главные достопримечательности проходят по таким улицам, как Каюма Насыри, Габдуллы Тукая, Фатыха Карима, Шигабутдина Марджани. Многие туристы всегда стараются включить их в свой маршрут. Без маленьких зеленых улочек с небольшими резными домами невозможно максимально полно прочувствовать дух старой Казани.

Полезная информация для туристов

Мусульманский храм стоит в Казани уже более двух с половиной веков и каждый день открыт для верующих и туристов. Вход бесплатный. В отличие от новодельной мечети Кул-Шариф, здесь во всем чувствуется намоленность и дух старины.

В храме проводят собрания, лекции, презентации, встречи со знаменитыми людьми, религиозные праздники и книжные ярмарки. В мечети заключают браки между мусульманами – никах.

Мужской зал мечети аль-Марджани

В архитектурный комплекс входит казанский мухтасибат, который занимается руководством мусульманскими общинами всего Татарстана. На другой стороне улицы находится исламский колледж. Неподалеку работают кафе «Марджан», открыты магазины с халяльными продуктами и одеждой для мусульман, и лавка, где торгуют мусульманской литературой и символикой.

Полюбоваться мечетью аль-Марджани можно в любое время дня и ночи. Старинное здание очень красиво смотрится в лучах солнца и эффектно подсвечивается в темноте.

Минбар в мужском зале мечети аль-Марджани

Чтобы попасть внутрь мечети, туристов просят уважать чувства верующих и соблюдать определенные правила. На женщинах должна быть закрытая одежда, длинная юбка, а голова покрыта платком. Перед храмом все разуваются и оставляют обувь у входа в мечеть.

Нельзя посещать мечеть во время намаза. Если вы услышали напевный призыв муэдзина, вход в храм открыт только для верующих. Во время праздников, когда желающих помолиться приходит очень много, намаз читают во дворе.

Женский зал мечети аль-Марджани

История храма в XX веке

В 1930-е годы страна активно боролась с религией. По постановлению Центрального исполнительного комитета республики Татарстан мусульманский приход закрыли, а внутренне убранство храма полностью уничтожили.

В советское время о существовании бывшей мечети мало кто знал. Добротное здание из кирпича использовалось под разные нужды. Внутри размещалась школа киномехаников, куда приезжали учиться со всего Татарстана. Цокольный этаж был разделен на учебные классы, в которых стояли парты и кинопроекторы.

Красивый храм не снесли только потому, что он находился рядом с огороженной территорией закрытого предприятия «Радиоприбор». На заборе секретного завода висела табличка «Иностранцам проход запрещен». Рассказывают, что охранники проявляли такую бдительность, что не подпускали близко к предприятию не только иностранцев, но и жителей Казани.

В те времена стены здания были окрашены в мрачный краснокирпичный цвет. О том, что это была мечеть, напоминал только высокий минарет. В 1950-е годы в бывшем храме устроили кинотеатр. По воскресеньям здесь собирались жители окрестных улиц и смотрели новинки советского кинопроката. Иногда на премьерные показы приезжали даже актеры из столицы СССР.

Прихожанам храм вернули в 1989 году. В начале 1990-х годов была проведена реконструкция мечети по проекту архитектора Рафика Вагизовича Билялова.

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф

, построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф

– настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Штурм Казани войсками Ивана Грозного

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда

и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода

, сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани

, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшалаглавная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.

И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

История храма

В 922 году могущественный хан Волжской Булгарии сделал ислам государственной религией, и его стали исповедовать все жители подвластных ему земель.

В начале прошлого века жители Казани начали готовиться к большому юбилею – 1000-летию принятия ислама и организовали сбор пожертвований на строительство нового мусульманского храма. Место для будущей мечети было выбрано не случайно. По легенде, именно здесь много веков назад стоял один из первых храмов города – легендарная Кульмаметовская мечеть.

Казанский архитектор А. Е. Печников сделал проект, и в 1912 году строители взялись за дело. Однако до начала Первой мировой войны они успели возвести только здание медресе, и потом работа была приостановлена. Во время революции и Гражданской войны было не до культовых построек, поэтому новую мечеть возвели только в 1924-1926 годах.

К сожалению, мусульманский храм проработал недолго. В 1930 году, когда в стране шла активная борьба с религией, мечеть закрыли для верующих. Городские власти сбили с минарета мусульманский полумесяц, подняли красный флаг и отдали здание разным организациям. Долгие годы в бывшей мечети располагались детский сад, школа и местное отделение ДОСААФ.

В 1991 году храм вернули верующим. В мечети снова стали проводить намазы и ритуальные обряды, а также открыли учебное заведение – медресе.

Мечеть Ярдэм

Этот молебный комплекс примечателен тем, что на его территории расположен Реабилитационный центр для незрячих людей. Почетным имамом храма является Илдар Баязитов. Он же по совместительству занимает пост заместителя муфтия Татарстана.

Мечеть Ярдэм (Казань) на данный момент является единственной исламской организацией на территории России, которая получила национальную награду за добровольчество. Сегодня храм считается главным покровителем людей с ограниченными возможностями со всего города и даже Республики. Само здание выполнено в сдержанном стиле. Экстерьер ничем не примечателен. Внутри храм отделан в теплых тонах. Интерьер заметно отличается от привычных исламских молебен своим минимализмом. Находится мечеть на улице Серова, д. 4а.

Полезная информация для посетителей

Мечеть имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Кроме самого храма, на территории прихода стоят деревянный дом муллы и двухэтажное здание медресе.

Мусульманский храм действующий. Туристы могут попасть внутрь в любое время, кроме намазов. Всех желающих пускают в мечеть свободно, независимо от вероисповедания. Гостей просят уважать мусульманские традиции. Посетители перед входом снимают обувь. Женщины должны входить в храм с покрытой головой и в одежде, которая закрывает колени и плечи. Деревянная лестница в минарете изрядно обветшала, поэтому для туристов эта часть храма недоступна.

Одна из особенностей старинной мечети – кошки. Местные жители и имам подкармливают животных, поэтому кошки любят собираться возле храма. Туристов просят по возможности тоже брать угощение для кошек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий