Древний Ярославль: Как медвежий угол столицей России стал

Достопримечательности

Решив окунуться в историю, обязательно стоит посетить Ярославль. В этом городе есть строения, пропитанные духом становления Руси. Храмы, монастыри, церкви, дошедшие до наших дней, когда-то посещали князья. Здесь проходили служения, крещения княжеской семьи и простого народа. Сюда приходили люди для мольбы о помощи, об избавлении от чумы.

Среди достопримечательностей выделяют следующие:

  1. Спасо-Преображенский монастырь. Он является одной из главных достопримечательностей города. Монастырь был построен в двенадцатом-тринадцатом веках для защиты подступов к граду с западной стороны. Сказать точно, когда именно был построен монастырь, невозможно, хотя есть упоминания о нем в летописи от 1186 года. Изначально строение было возведено из дерева. Из камня его отстроили после катастрофы, по приказу князя Константина. Собор возвели на том же фундаменте, на котором он стоял до пожара. Новое здание дошло до наших дней и является одним из достояний Ярославля.
  2. Успенский собор. В Ярославле, городе с тысячелетней историей, в 1215 году был заложен храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1219 году собор был освящен. Пожар не пожалел и его. После трагедии, при разборе храма, обнаружили соборные реликвии – мощи Василия и Константина, ярославских князей. Во время борьбы с церковью храм взорвали и только ко дню празднования Ярославля его реконструировали. Сейчас в нем проводят службы.
  3. Губернаторский сад и дом. Этому строению почти двести лет. Дворец был возведен в 1823 году для приема царских особ. В настоящее время в доме находится выставка русского искусства. В саду можно встретить самые разные образцы современной скульптуры. Прогулки по парку возможны с начала мая и по конец сентября.
  4. Драматический театр. Этому зданию более 250 лет. Он находится на Драматической площади, расположенной около памятника Волкову. Это один из самых старых публичных профессиональных театров. Здание входит в список достопримечательностей города Ярославля. История театра началась в далеком 1750 году, когда сын купца Волкова начал устраивать для людей театральные выступления. У него была целая команда, помогающая создавать костюмы, декорации, переводы иностранной литературы на русский язык. Актеры, участвующие в постановках, быстро прославились, а Федор Волков стал самым востребованным постановщиком. Его слава прошла по всей земле русской. Федор показывал театральные постановки самой Елизавете Первой.
  5. Церковь Рождества Христова. Изначально она была построена из дерева. В каком точно году это произошло, никто сказать не может. И никто не может сказать, когда начали строить церковь из камня, хотя известно, что строительство завершилось в 1644 году. В наше время в храме периодически проводятся богослужения.
  6. Церковь Ильи Пророка. Она расположена на Ильинской площади. Строение является редким памятником архитектуры семнадцатого века. Храм имеет асимметричные пропорции, благодаря чему его видно с разных мест под разным углом. Здание было построено в 1647-1650 гг. на средства, полученные от братьев Скрипкиных. В те времена они были одними из самых влиятельных и богатых купцов. Внутри церкви очень красивые фрески, кажется, что на стенах, потолках нет свободного места.

В истории града можно отследить, какие строения были первыми возведены из камня, а какие позже. Так, Церковь Ильи Пророка стала второй, которую возвели из камня.

Тринадцатый век

Краткая история города Ярославля не заканчивается образованием города и первыми набегами разорителей. В тринадцатом веке Всеволод Большое Гнездышко выделил Ростовское княжество, к которому относился Ярославль. С 1207 года он передал это княжество своему сыну Константину. Он начал укреплять вверенные ему земли, не оставив без внимания Ярославль. К этому времени город был уже окружен деревянной крепостью. А в 1215 году в граде появляется каменный храм Успения Богоматери. Это первое строение, выполненное не из дерева.

В тринадцатом веке населенный пункт был огромным. Об этом свидетельствуют летописи тех времен, в которых говорится о семнадцати церквях, расположенных на территории града. В этом же веке на ярославскую землю напал Хан Батый. Все, кто был в граде, погибли. Их тела несколько месяцев пролежали под открытым небом, так как похоронить убитых было некому. Сам Ярославль полностью уничтожен. Но постепенно люди стали возвращаться в эти места, началось мрачное время татаро-монгольского ига.

История Ярославля

История Ярославля начинается в 1010 году. Именно тогда князь Ярослав Мудрый решает основать в устье реки Которосоль крепость, которая бы обеспечивала безопасность речного пути до близлежащего Ростова Великого.

Дальше реальные факты истории основания города тесно переплетаются с народным вымыслом, а потому доподлинно неизвестно, как именно Ярославу Мудрому достались земли на месте впадения Которосли в Волгу. По одной легенде славяне захватили финно-угорское селение Медвежий угол, по другой – местные жители меряне сами покинули эти места, но как бы то ни было, здесь появился русский город, который князь велел наречь своим именем. С этого момента Ярославль с переменным успехом растет и развивается, сначала самостоятельно, а потом в составе вновь образовавшегося централизованного русского государства.

Все меняется, когда к Москве присоединяется Казань и Астрахань, а на севере, через Белое море, открывается торговля с Европой, в результате чего Ярославль в один момент оказывается на пересечении всех основных торговых путей.

В истории города начинается период наивысшего расцвета, который не смогли омрачить даже события Смутного времени. В этот тяжелый для страны период Ярославль становится оплотом борьбы с интервенцией – в ярославских лесах отдал жизнь за царя народный герой Иван Сусанин, а в самом городе четыре месяца готовилось к походу на Москву народное ополчение Минина и Пожарского.

С избранием на царство Михаила Романова жизнь города входит в привычное русло, в случае с Ярославлем это означает, что он продолжает стремительно расти и в скором времени уже уступает по площади и количеству населения только Москве.

Важные исторические события коснулись не только Ярославля, но и областных городов. Например, в Угличе в XVI веке погиб царевич Димитрий – последний наследник Рюриковичей.

Здесь активно развивается образование и наука – именно в Ярославле появляется один из первых за пределами столиц ВУЗ, город становится значительным культурным центром – Федор Волков открывает в Ярославле первый в стране общедоступный театр, в стороне не остается и промышленность – после реформ 1860 года в Ярославле появляются первые производства.

В годы революции, а потом в период становления советской власти городу нанесен невосполнимый ущерб – в массовом порядке были снесены многие памятники архитектуры. Но, тем не менее, основную часть исторического достояния удалось сохранить и сегодня город остается музеем под открытым небом, где собрана гармоничная экспозиция раритетных экземпляров архитектуры и искусства самых различных эпох русской истории.

Ярославль

Федеральный округ: Центральный Регион: Ярославская область Телефонный код: 4852 Разница с Москвой: нет Координаты: 57° 37’ 47″ (57° 37’ 79) северной широты; 39° 52’ 25″ (39° 52’ 42) восточной долготы Численность населения: 591 000 Год основания: 1010

Фактической столицей России, конечно, является Москва, но вместе с тем никто не лишает, к примеру, Петербург права называться культурной столицей нашей страны, а Екатеринбург – столицей Урала, точно так же Новосибирск может свободно носить звание научной столицы, а Сочи становится «стольным градом» на летний период.

Именно поэтому неудивительно, что и у Золотого кольца России есть своя условная столица, которой является Ярославль, самый крупный город этого туристического маршрута и один из древнейших и красивейших городов Поволжья. Ярославль по праву был внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Достопримечательности Ярославля. Что посмотреть?

Сегодня на территории Ярославля находится более 140 памятников Всемирного исторического наследия, осмотреть которые за те один-два дня, что отведены на посещение каждого города Золотого кольца, вряд ли возможно

Именно поэтому мы сосредоточим свое внимание лишь на самых значительных объектах города – древних храмовых комплексах и старинных архитектурных ансамблях монастырей, которые за свою многовековую историю стали свидетелями многих знаменательных событий в жизни нашей страны

Больше всего, пожалуй, их выпало на долю Толгского монастыря – в 1609 году в течение трех недель он выдерживал осаду польско-литовских войск, затем он стал местом формирования народного ополчения Минина и Пожарского, а 1613 году именно отсюда в Москву была послана грамота о согласии Михаила Романова венчаться на царство.

С достоинством выдержал монастырь и все испытания, которые выпали ему в период гонений на церковь. Он был доведен до ужасающего состояния, но одним из первых смог восстановиться, и сегодня это действующий женский монастырь, комплекс которого представлен Введенским собором, Крестовоздвиженской церковью с трапезной и Спасской церковью с больничными палатами.

Другим не менее значимым в жизни города монастырем, который являлся не только его духовным и религиозным центром, но и оплотом культуры, искусства, а также экономически значимым объектом, стал Спасский монастырь. Его главная достопримечательность и главный храм – старейший в Ярославле Спасо-Преображенский собор, который стал усыпальницей ярославских князей и знатных жителей города.

Если Спасо-Преображенский Собор превосходит все остальные храмы Ярославля по возрасту, то по грандиозности, широте исполнения и ослепительности внутреннего убранства, безусловно, выделяется церковь Иоанна Предтечи. Фрески и иконы этого храма представляют собой настоящую энциклопедию евангельских и библейских сюжетов.

Интересна как снаружи, так и внутри церковь Ильи Пророка – настенная живопись там представлена несколькими рядами фресок, каждый из которых посвящен отдельной теме.

Фресковая роспись также представлена и в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, а в Часовне Казанской Богоматери вы одновременно сможете полюбоваться и храмовой архитектурой, и историческим памятником народному ополчению 1612 года.

Стоит увидеть ансамбль в Коровницкой слободе Ярославля – он представлен так называемым «тёплым», то есть отапливаемым, храмом Владимирской Божьей Матери и «холодным» храмом Иоанна Златоуста. Также в программу посещения можно включить церковь Михаила Архангела и церковь Николы Рубленого, а из нерелигиозных построек интересно будет взглянуть на Митрополичьи палаты и городские башни Ярославского Кремля.

Над росписью Крестовоздвиженского храма трудился легендарный Гурий Никитин

Итак, на левом берегу Волги благоверный князь Роман Владимирович закладывает Крестовоздвиженскую церковь и организует сооружение земляных валов с деревянными укреплениями по ним. Храм восстанавливал Роман Васильевич, и тоже в дереве. В эпоху Ивана Грозного, по царскому велению и за счет государевой казны, на месте деревянного храма возвели каменный. Тогда еще не было ни колокольни, ни поздних пристроек. Кровлю впоследствии из позакомарной переделали в более простую, четырехскатную, и покрытие над апсидами объединили по одной плоскости. Существующий ныне собор закончен в XVII веке, в эпоху расцвета ярославского зодчества и, вместе с тем, экономики края.

Крестовоздвиженский собор

Здесь очень много типичных для ярославской храмовой архитектуры примечательных деталей, хотя начинали строительство московские зодчие, трудившиеся до 1652 года. Конструктивно Крестовоздвиженский собор – крестово-купольный четырехстолпный храм с двумя приделами, окруженный галереей. Над белоснежным четвериком поднимаются пять серебряных глав, высота которых вместе с золочеными крестами сопоставима с размерами основного куба. С севера и востока к нему примыкают приделы, посвященные Введению во храм Пресвятой Богородицы – северный, теплый – и Смоленской иконе Богоматери – южный. В 1658 г. у храма имелся только один, южный придел; северный вырос в 1670-х. Над приделами возвышаются высокие, изящные шатры, а с восточной стороны храм до половины высоты завершают пять полукруглых апсид, подчеркивая целостность сооружения. Северо-западный угол Крестовоздвиженского собора замыкает шатровая колокольня. Внутренняя поверхность стен щедро расписана, но роспись эта нуждается в реставрации. 

Расписывали храм за время строительства дважды. Считается, что авторство отдельных фрагментов тех фресок принадлежит прославленному Гурию Никитину, костромскому изографу, работавшему в эту пору под руководством другого известного мастера, Василия Ильина (Запокровского), выходца из Ярославля. Первичную стенопись закончили в 1650-х, а спустя двадцать лет храм расписали заново, и выполняла эту работу артель под началом уже ставшего знаменитым Гурия Никитина. В XIX веке собор капитально отремонтировали; тогда же появились характерные для этого столетия портики с колоннами. 

Крестовоздвиженский собор 

Успенский собор

Адрес: Ярославль, Которосльная наб., 2/1.

Первый Успенский собор был построен в Ярославле в 1215 году. В дальнейшем на этом месте храмы разрушались от времени и пожаров, перестраивались и возводились вновь. Самый известный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в XVII веке. В 1922 году он был закрыт советской властью, а колокольня закрыта. В 1937 году Успенский храм был взорван, а на его месте был разбит городской парк.

В 2004 году был заложен новый Успенский храм на месте старого, по проекту московского архитектора Алексея Денисова, известного строительством Храма Христа Спасителя в Москве. Он был построен в 2010 году. Новый Успенский собор является главным храмом в городе. Он не восоздает старый, он выше, больше, монументальнее прежнего, диссонирующий с сохранившимися храмами XVII века Ярославля.

Успенский собор в начале ХХ века. Фото С.М. Прокудина-Горского.

Из-за Успенского храма ЮНЕСКО собиралась включить исторический центр Ярославля в список «Наследие в опасности». Почему был выбран проект Денисова, а не других архитекторов, где была бы воссоздана старая церковь с максимальной исторической точностью, остается только догадываться.

«Медвежьи» люди

В наши дни трудно поверить в то, что прекрасный Ярославль — жемчужина Золотого кольца России — был основан в «недобром» месте, носившем прозвище Медвежий угол. Старинная летопись гласит: «И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нём же на-сельницы, человецы поганыя веры — языци, зли суще… И вельми страшно место сие бысть, зане онии человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным Твориша». Такую репутацию местные жители получили вполне заслуженно, так как славились «медвежьи» люди свирепым нравом, а потому представители соседних племён старались держаться подальше от их владений. Да и своё прозвище Медвежий угол получил не случайно. Ведь его жители поклонялись Велесу, одной из ипостасей которого считался бурый зверь — хозяин русских лесов. По мнению краеведов, главное капище этого бога располагалось в самом сердце современного Ярославля (приблизительно в начале улицы Свободы), и выглядело оно весьма внушительно. В центре стояла высоченная статуя медведя, вырезанная из толстого дерева «в несколько обхватов». Священное изваяние венчали «четыре лика», смотрящие в разные стороны. Несколько раз в год зверю Велеса приносились щедрые жертвы «тельцов и телиц», а иногда и пленников, захваченных при набегах на соседние селения. Кроме того, при великом капище постоянно пребывал и живой медведь, почитаемый как хранитель здешних мест и их обитателей. Содержалось «воплощение Велеса» в просторной клетке, а его рациону могли позавидовать даже самые состоятельные представители племени.

Деревянные дома – сносить, каменные – не трогать

…Проплывая  по Волге на галере «Тверь», Екатерина II озаботилась упорядочением застройки старинных русских городов. Ярославль, чьи посады перешагнули через Волгу и Которосль, уже сам переходил от веерной структуры городской застройки к радиально-кольцевой. Требовалось, тем не менее, многое подправить, расчистить, выпрямить. Стоявшую в Земляном городе церковь Ильи Пророка императрица повелела считать центром новой планировки Ярославля. Обветшавшие деревянные дома сносили, каменные — как правило, не трогали. Преобладание каменных домов, прямоугольных в плане, как раз отвечало требованиям регулярной городской застройки. От площади перед храмом лучами потянулись улицы (теперь они носят имена Кирова, Свердлова, Советская, Большая Октябрьская, Свободы, проспект Октября – прим. авт).

 Храм Ильи Пророка

Постепенно менялся и сам облик гражданской архитектуры. Еще в конце XVII века царскими указами было запрещено сооружать деревянный второй этаж над каменными палатами, как это было принято ранее. Основным украшением зданий стали оконные и дверные проемы в прямоугольных или арочных нишах, дополненные валиками, полочками для отвода воды. Порой им придавали килевидную форму. Килевидный верх зачастую затейливо изгибали вниз слева и справа, а затем стремительно поднимали вверх. Колонки по бока окон выполняли с перехватом в виде «дыньки», делали витыми или наборными.

 Дом Иванова. 1625-1627 гг.

Над окнами палат зажиточных горожан стали появляться так называемые  разорванные фронтоны. Кровли стали проще, без шатров и «бочек», соответствуя бесхитростной геометрии новых фасадов. Над ними торжественно возвышались печные трубы-дымники, напоминающие многоярусные теремки. 

Ярославль — столица Золотого кольца

Ярославль основан в 1010 году Ярославом Мудрым, на месте слияния р. Волги и р. Которосль. Город расположен в 280 км от г. Москвы по федеральной трассе М7. Практически из любой точки нашей страны в Ярославль можно добраться на поезде. Так же в городе есть Аэропорт «Туношна», но рейсы в основном в Москву и Санкт-Петербург.


Ярославль Храм Ильи Пророка.

Ярославль основание города.

О возникновении города ходит много легенд, но я Вам расскажу о самой популярной из них. В XI веке, по пути следования торговых путей по реке Волге, торговые суда подвергались ограблению со стороны коренных жителей. Ярославом Мудрым было принято решение о присоединении этих земель и соответственно обезопасить торговые пути. На месте будущего города войско Ярослава столкнулось с сопротивлением племени, символом которых, был медведь. Языческое племя выпустило медведя и Ярославу пришлось сразиться с ним один на один. В ожесточенной битве князь зарубил медведя секирой. После этого события племя язычников покорилось Ярославу, а на месте битвы князь решил основать городище

Если обратить внимание на герб города, то вы увидите на нем изображение медведя с секирой, как память о значимости данного события

Ярославль Казанская часовня.

Перейдем к изучению достопримечательностей города.Начать знакомство с городом необходимо от Казанской часовни, которая была построена относительно недавно, но в память о важном событии в истории нашего государства, а именно ополчению под руководством Минина и Пожарского. В 1412 году ополчение остановилось в Ярославле для отдыха, перед походом на Москву для изгнания польских интервентов

На три месяца Ярославль стал столицей Российского государства.

Ярославль Спасо-Преображенский монастырь.

В непосредственной близости от часовни находится одна из главных достопримечательностей города – Спасо-Преображенский монастырь. Монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, будучи долгое время его духовным, культурным и экономическим центром. Основан он был в XII веке за стенами прежнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы. На территории монастыря находится большое количество памятников архитектуры: Спасо-Преображенский собор, Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, Церковь ярославских чудотворцев, Звонница со смотровой площадкой, а также несколько музеев. На территории монастыря проходят выставки и ярмарки.

Ярославль улица Кирова.

После посещения монастыря, рекомендую Вам прогуляться по пешеходной улице Кирова, большое количество ресторанов и кафе не оставят вас голодными, а торговые палатки не позволят вам уехать без сувенира. Прогулка по улице Кирова выведет вас к Церкви Ильи Пророка.

Ярославль храм Ильи Пророка.

Храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. В 30-е годы ХХ в. храм удалось сберечь от сноса. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Ярославль Успенский собор.

Далее проходите по Демидовскому бульвару и выходите к Кафедральному собору. Успенский собор был построен на месте утраченного в 2010 г. К тысячелетию города. К сожалению, он совсем не похож на предыдущий, но тем не менее заслуживает внимания.

Ярославль Стрелка.

После посещения собора, проходите прямо и выйдите на «Стрелку». С высокого утеса вам откроется великолепный вид на набережную Волги, которую к тысячелетию города облагородили и украсили «танцующими фонтанами», которые в вечернее время превосходно подсвечиваются. А также вам откроется вид на Храмовый комплекс в Коровниках Наша прогулка по историческому центру подошла к концу. В одной статье невозможно рассказать обо всех достопримечательностях этого удивительного города, а значит это повод приехать и своими глазами увидеть эту красоту.

В составе Московского княжества (1463—1600 годы)

По инициативе князя Александра и при поддержке монахов Спасского монастыря были канонизированы князь Федорь Ростиславичь Черный и его сыновья Давид и Константин. Если это была попытка упрочить авторитет и независимость Ярославского княжества — то она не удалась. В 1463 году Ярославское княжество мирно входит в состав Московского.До 1471 года Александр Брюхатый продолжал управлять Ярославлем, но уже как московский наместник. Ярославские князья переходят «на оклад» к московскому царю.

Бывшее Ярославское княжество было преобразовано в Ярославский уезд, относившийся до конца XVII века к приказу Костромской четверти. Уездом управляли наместник и воевода, функция управления городом постепенно перешла к городовому приказчику, назначавшемуся из местной знати.

Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах

Построенный с учетом рельефа бесстолпный храм, спускается вместе с нами вниз по склону, в который упираются ряды его апсид. Наверное, вид его поразил Бориса Кустодиева, когда он задумал вернуться в Питер со своей дачи «Терем» в Кинешме. Ему нужно было добраться по реке до Рыбинска, чтобы там пересесть на поезд. Но помешала забастовка железнодорожников: на дворе стоял 1905 год. 

Кустодиев остановился в Романове-Борисоглебске и навсегда полюбил этот скромный волжский город. Несколько раз он возвращался сюда на этюды, и в его картинах нашли отражение местные пейзажи. Художник-реалист, ученик Репина, поездивший по Европе — здесь он нашел свой, неповторимый стиль, который специалисты называют синтезом русского лубка, фресковой живописи и волжского пейзажа.

Стенопись Покровской церкови

Многоцветное праздничное веселье на берегах Волги, ярмарки, купчихи на городских улицах или в своих усадьбах, за которыми виднеются костромские или борисоглебские храмы — все это просто бурлит на его полотнах — а ведь болезнь на последние долгие 15 лет приковала его к инвалидному креслу, и писать он мог от силы пару часов в день. В городе помнят Кустодиева. Бульвар, протянувшийся над набережной, назван его именем. Картина Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге» – вид на Борисоглебский берег и Воскресенский собор

В Романове-Борисоглебске бывали Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. Н. Островский, В. А. Гиляровский. Кустодиевым здесь созданы две известные работы — «Провинция» и «Гуляние на Волге», но во многих других его произведениях чувствуются местные мотивы.

Храм Св. Троицы на погосте 

Основание Ярославля

Ярослав Мудрый

Достоверной информации об истории основания Ярославля практически нет.

В I тысячелетии н.э на этих землях жили представители финно-угорской народности меря. В IX веке, спасаясь от притеснений князей и бояр, сюда двинулись славяне. Это был период становления Киевской Руси, и вместе со славянами на земли эти распространилась власть киевских князей. Главным городом огромной местности, включая нынешний Ярославль, был тогда город Ростов, расположенный на берегу озера Неро.

Чтобы усилить свое влияние в этом далеком крае, киевский князь Владимир Красное Солнышко посылает управлять этой огромной территорией своих сыновей, каждому дав по городу. Ростов достался его сыну Ярославу, который позднее, будучи великим киевским князем, был прозван Мудрым. Ярослав правил в Ростове с 988 по 1010 годы.

Почти 1000 лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейший городов Северо-Восточной Руси — Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал его «во свое имя». Раньше на этом месте находилось поселение язычников, «рекомое Медвежий угол». Его жители, потомки угро-финских племен, смешавшимся с пришлым славянским населением, занимались земледелием, охотой и рыболовством.

Ярослав Мудрый над телом убитого медведя.Сабанеев Г. П. 1904 год.

Вокруг, в радиусе 10-12 километров, существовало еще несколько таких же селений, обитатели которых оставили грандиозные некрополи. Согласно преданию, князь Ярослав покорил местных жителей, убив священного зверя — медведя. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру».

Долгие годы считалось, что город был основан на Стрелке, на том самом месте, где сейчас находится памятный камень. Перед началом строительства Успенского собора на месте закладки храма были проведены раскопки, которые полностью опровергли это утверждение.

Есть даже предположение, что Ярославль основал совсем другой князь Ярослав. История основания города окутана глубокой тайной. Все, что касается начальной истории Ярославля, основано на догадках, предположениях и логических умозаключениях. Но это в принципе ничего не меняет!

Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медвидицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс. В XI-XII веках Ярославль оставался сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого.

Власьевская (Знаменская) башня

Адрес: Ярославль, Комсомольская ул., 3.

Уникальное сдвоенное здание, расположенное в старом центре Ярославля, является древнейшим сохранившимся архитектурным памятником города. Появление этой достопримечательности Ярославля было связано с большим каменным строительством, начавшимся в XVII веке. В то время были возведены 16 мощных оборонительных башен, часть из которых была установлена на окраинах и играла роль городских ворот. С каждой башни оборонительных сооружений велось наблюдение.

На сегодняшний день сохранились всего 2 башни — Арсенальная (ныне Волжская) и Знаменская (ныне Власьевская). Остальные были разобраны после XVIII века, когда Ярославль стал застраиваться и здания утратили свои первоначальные функции.

Проездная Власьевская башня считалась главными воротами, отсюда шла дорога на город Углич. В 60-х годах XVII века у сооружения появился пристрой — часовня, которая спустя 200 лет превратится в Знаменскую церковь. Сейчас рядом с постройками расположена площадь Театральная, а прилегающая к ней территория считается самой старой частью Ярославля.

Церковь Ильи Пророка

Первоначально храм в честь Ильи, как рассказывают народные предания, был поставлен Ярославом Мудрым прямо в день победы над медведем. Церковь Ильи Пророка, которую мы видим сейчас была построена в середине XVII столетия. Деньги пожертвовали местные богатые купцы. Строили храм ярославские мастера, а расписывали костромские живописцы при участии местных.

Двухэтажный храм с шатровой колокольней имеет четыре придела. С северо-запада к церкви пристроена колокольня с шестью окошками-нишами для колоколов. Такая конструкция привнесла в её архитектуру готические мотивы. Есть нечто готическое и в Ризоположенском приделе, самом новом – его построили после того, как патриарх Иосиф одарил купцов-спонсоров строительства церкви частицей Христовой ризы. Это придел увенчан остроконечной башней с барельефными украшениями.

Посещение церкви Ильи Пророка в свободное от служб время (юрисдикцию над храм разделяют епархия и Ярославский музей-заповедник) стоит 120 рублей.

Герб Ярославля

Изображение Медведя как основной фигуры ярославского герба появилось в правление Алексея Михайловича, т.е. в 70-х гг. 17 века. Медведь – это с одной стороны символ силы, с другой – это связь с легендой о победе над ним Ярослава Мудрого. Именно с этой победы и началось освоение волжско-которосльных берегов. Но впоследствии на изображении Герба менялся и цвет и поза медведя.

Битка Ярослава Мудрого с Медведем на месте будущего города

В официальном утверждении герба в 1730 году было записано, что Медведь должен быть черным, основное поле желтым, его боевой топор – чекан – должен быть красного цвета. На основании этого утверждения чеканились городские печати.

Когда же Ярославль стал губернским центром при Екатерине Второй, вид герба был официально изменен, ведь он стал уже не просто городским гербом, а губернским! Общий щитовой фон с нижним заострением должен был быть серебряным, а идущий направо Медведь нес в лапе секиру золотого цвета. Хотя многие печати оставались с предыдущим гербом.

Герб Ярославля 1778 года

Впоследствии разрабатывается еще один вариант городского герба (1856 г.), но он не получил официального утверждения. В этом варианте над щитом появилось дополнение в виде Императорской короны, а снаружи шел декор из позолоченных веток дуба и Андреевской ленты.

Герб 1856 года

В советские времена изображения Гербов не употреблялось. Но фигуру этого зверя для своей эмблемы использовал Ярославский автозавод. А само изображение герба появилось на эмблемах празднования 950-летия города.

90-е годы отмечены началом возрождения российских традиций, и в 1993 году на этой волне ярославский Совет народных депутатов утверждает очередной Герб Ярославля. Щит остался серебряный, а Медведь теперь бурого цвета, но с той же секирой почему-то пошел в противоположную сторону. Сам щит был обрамлен ветками дуба и лентами российского триколора.

Герб 1993 года

И, наконец, последнее изменение ярославского Герба произошло летом в 1995 году. Это изображение было приближено к сюжету 18 века. Снова сделав Медведя черным, его вновь развернули направо. Серебряный герб венчала шапка Мономаха.

Герб 1995 года

Сегодня медвежьи фигуры украшают эмблемы многих ярославских организаций. Она используется Хоккейным клубом «Локомотив» и Футбольным клубом «Шинник», Ликероводочным и Ярославским пивным заводами.

Фигуры Медведей встречаются в Ярославле повсюду

А у Ярославского музея-заповедника, базирующегося в Спасо-Преображенском монастыре, имеется свой гербовый талисман в живом виде – там живет Медведица Маша, которую желают посмотреть практически все туристы, посещающие музей.

Медведица Маша – талисман Ярославского Музея-Заповедника

А в частной коллекции Музея «Мой любимый Мишка» можно увидеть десятки плюшевых, пластмассовых, деревянных и прочих игрушечных медведей, собранных за многие годы.

Встречаются медведи и в виде ландшафтных скульптур на городских улицах и парковых аллеях, в виде клумб и прочее. В Парке 1000-летия Ярославля находится скульптура З.ЦеретелиМедведь с рыбой, причем дикий зверь выполнен в натуральную величину.

Скульптура З.Церетели “Медведь с рыбой”

Автор статьи: Касаткина Татьяна

События 1024 года в истории города Ярославля

Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий