Достопримечательности Боголюбово: храм Покрова на Нерли

Как выглядит храм внутри

Первоначальное живописное убранство, на долю которого за столетия выпало множество испытаний, до сегодняшних дней совершенно не сохранилось. Поврежденные фрески, покрывавшие в древности внутреннюю поверхность стен, полностью уничтожили в 1877 году. Последними роспись видели те, кто проводил тогда очередное «поновление». 

На стенах можно заметить выцарапанные рисунки и надписи, которые оставили после себя прихожане. В частности, кто-то еще в XII веке запечатлел там очертания самой церкви. Спустя три столетия там появились бегущие по лугу лошади с шутливой репликой. 

Советский археолог Николай Воронин, являвшийся видным специалистом по древнерусскому зодчеству, так описывал внутреннее убранство: 

History[edit]

It was built between 1158 and 1165 by the order of Andrey Bogolyubsky at the mouth of the Nerl River (where it flows into the Klyazma River).[citation needed

]Russian Orthodox Christians believe that Bogolyubovo was founded on the spot where Bogolyubsky saw a miraculous vision of theTheotokos , who commanded him to build a church and a monastery on this spot. Consequently, the Church of the Intercession on the Nerl was built here. The church has been on UNESCO World Heritage List since 1992. The Church of the Intercession on the Nerl in Bogolyubovo Bogolyubsky also commissioned the icon of the apparition of the Theotokos. This icon has been known as the Bogolubskaya Icon of the Theotokos.

After Bogolyubsky’s death, Bogolyubovo was ravaged and ransacked by Gleb of Ryazan in 1177. In the 1230s, the Mongols destroyed its fortifications.

In 1960–2006, Bogolyubovo had urban-type settlement status.[citation needed

Свято-Боголюбский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь знаменит тем, что здесь сохранились фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (родился около 1111 года, погиб в 1174 году), сына Юрия Долгорукого, легендарного основателя Москвы. Это единственное частично уцелевшее древнерусское здание гражданской архитектуры.

По преданию, князю было явление Богоматери, которое предопределило выбор этого места для строительства загородной резиденции и храма в честь Рождества Богородицы. От замка уцелела лестничная башня, открытая в 1950-х годах под слоем позднейших наслоений, а также крытый переход на хоры. В XVIII веке над башней была надстроена шатровая колокольня.

29 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский был убит в своем замке. Возможно, это послужило причиной того, что уже в XIII веке, при преемниках Андрея Боголюбского, здесь был устроен монастырь. В 1855-1866 годах на территории монастыря по проекту архитектора К.А.Тона, родоначальника «русско-византийского стиля», был возведен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале следующего года передан в ведение музейного отдела. В 1991 году часть помещений возвратили церкви, а в 1997 году на территории вновь открыли монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыреСобор Боголюбской иконы Божией МатериКолокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы

В составе церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты замка Андрея Боголюбского. Это нижний ярус колокольни и переход на хоры церкви. Сама церковь оштукатурена и побелена, а стены замка — белого камня, с характерными арочными поясами.

Археологические раскопки Института археологии РАН в 2018 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты. По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи». Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества получила новые доказательства.

О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси при возведении храмов и других сооружений использовался в качестве строительного материала белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыреКомплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)Уцелевший фрагмент замка Андрея БоголюбскогоИустиновский корпус в монастыреСобор Боголюбской иконы Божией МатериЦерковь Рождества Пресвятой БогородицыКолокольня

Как добраться паломникам

Чтобы посетить храм, необходимо сначала доехать до поселка Боголюбово, который от Владимира отделяют 13 км. Сейчас в этом направлении следуют автобусы маршрутов NoNo 18с, 53 или 102. Можно добираться по железной дороге, станция будет ориентиром для дальнейшего пути.

Выезжая из Владимира на автомобиле, нужно направляться по трассе М7 в сторону Нижнего Новгорода. Когда позади останется Боголюбский монастырь, следует на светофоре повернуть направо. После этого путь резко пойдет вниз до станции «Боголюбово». В этом месте машину придется оставить на стоянке. Храм окружен заповедной территорией, автотранспорт там использовать категорически запрещается.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

Дорога к храму

От железной дороги маршрут пролегает по дорожке, вымощенной камнем, через Боголюбовский луг. Длина ее составляет около полутора километров. Есть еще одна дорога, которая продолжена вдоль берега Нерли. Она шире, но путь по ней будет более продолжительным.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

При весеннем разливе церковь становится практически отрезанной от «большой земли». В это время нужно будет договариваться с местными жителями о том, чтобы добраться до церкви на лодке. Многие паломники выбирают именно этот период, потому что посещение храма, окруженного поднявшейся водой, производит особое впечатление.

Железнодорожная станция Боголюбово

Пассажирское здание, построенное в 1862, окрашено в цвета под стать сооружениям монастырского комплекса, расположенного в небольшом отдалении. Белое аккуратное одноэтажное здание с синей крышей сложено из бруса, облицованного деревянными рейками наподобие елочки.

Старинная постройка образца 19 века с большими окнами и печным отоплением является редким архитектурным объектом, скромно выделяющимся своей простотой среди современных, оборудованных по последнему слову техники железнодорожных станций России.

Очень символично, что пассажирское здание исторического поселения хранит атмосферу провинциальной старины, уюта и безмятежности.

Пешеходный мост на станции Боголюбово

Боголюбово, достопримечательности которого окутаны завесой седой древности, радует приезжих инновационными объектами. Облегчает доступ путешественников к Боголюбовскому лугу и Покровской церкви современный пешеходный мост, перекинувшийся через железнодорожное полотно.

Галерея протяженностью в 150 м облицована защитным стеклом, обустроена комфортными пологими пешеходными сходами. Вместительные лифты, расположенные с двух сторон моста, создают удобство передвижения путешественников с ограниченными физическими возможностями.

Архитектурные особенности церкви Покрова на Нерли

Покровский храм располагается в необычном месте – низинка весной полностью затапливается талыми водами. Обычный ленточный фундамент заложен на глубину 1,6 м, на нём возведены стены ещё на 3,7 м, вокруг которых насыпан холм. Таким образом, основание церкви более чем на 5 м уходит под землю. Подобная технология применялась в старину для того, чтобы уберечь здание от затопления.

Периметр сооружения практически квадратный со стороной 10 м, подкупольный квадрат со стороной 3,2 м, храм одноглавый, купол увенчан крестом. Стены строго вертикальные, но создается впечатление, что они сужены кверху. Каждая из полукруглых апсид снабжена арочным порталом. Фасады храма украшают резные рельефы, в который центральной фигурой выступает царь Давид-псалмопевец в окружении львов и орлов. В оформлении наружных стен присутствуют женские маски. Внутренний интерьер аскетически прост. Не сохранились фрески на стенах, уничтоженные в конце XIX столетия во время очередных реставрационных работ.

Многие специалисты отмечают необыкновенную гармоничность и строгую пропорциональность строения, придающие храму удивительную стройность и воздушность.

История

Величественные здания из белого камня стали создавать в Залесье еще во времена правления Юрия Долгорукого. В течение 1152 года по его приказу возвели Спасский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, которые можно увидеть и в наши дни. К сожалению, многие церкви того периода не дошли до наших дней.

Боголюбский активно продолжал дело своего отца, привлекая для строительства европейских мастеров. Поэтому в храмах, которые возводились в его времена, начала появляться романская символика. В частности, грифон, несущий лань, трактовался в зодчестве Западной Европы как символ Христа и трепетной души христианина. 

Археологические раскопки, которые велись у храма, позволяют сделать выводы о том, как в прошлом могли выглядеть утраченные элементы. Исследователи полагают, что от церкви спускалась лестница к берегу Нерли, где находилась пристань. За столетия река изменила свой ход, сместившись к востоку. Теперь в этом месте лишь небольшой водоем. Однако в древности Нерль была гораздо более полноводной. Белокаменная церковь при этом была издалека видна с кораблей, которые там проходили. 

Историки продолжают вести споры о том, когда именно проводились работы по возведению этого храма.  В сохранившихся летописных источниках точных сведений об этом событии содержится очень мало. Иногда записи даже противоречат друг другу. В Кратком Владимирском летописце можно встретить упоминание о двух каменных церквях, выстроенных по приказу Боголюбского возле его резиденции. 

Век и год создания

Можно сказать с уверенностью только то, что построен храм в XII веке. Считается, что он мог появиться в период, ограниченный 1158 и 1166 годами. Предположения о более конкретных датах тесно связаны с причинами, по которым было принято решение о начале строительных работ. В частности, в «Житии князя Андрея Боголюбского» 1702 года есть упоминания о том, что храм смогли возвести в течение одного сезона. Церковь выстроили в память о сыне Боголюбского Изяславе Андреевиче, умершем совсем молодым. 

Сын князя скончался во Владимире, возвратившись из похода, от тяжелых ранений, в сентябре или октябре 1165 года. По одной из версий, именно после этого скорбного события Боголюбский повелел возвести церковь на берегу Нерли. 

Однако судя по данным Владимирского летописца, создававшегося в XVI веке, уже в 1158 году на Руси имелся храм Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь с таким посвящением на протяжении почти двух столетий оставалась единственной. По крайней мере, никаких доказательств иного историкам пока обнаружить не удалось. 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Говоря об истории создания этой церкви, нельзя не коснуться истории самого празднования Покрова, который не входившим в греческие богослужебные уставы. Упоминания о нем встречались исключительно в отечественных месяцесловах. Сведений в источниках Византии о нем нет, либо их отыскать ученым пока не удалось. Празднования в других странах распространились уже с Руси. 

Покров Пресвятой Богородицы

Праздник был установлен именно князем Андреем после произошедшего с ним летом 1164 года чудесного явления. Дружина Боголюбского отправилась тогда в поход волжских булгар. Перенимая византийские традиции, русские воители брали с собой образа, защищавшие и помогавшие им. По легенде, в решающий момент от иконы Спаса Владимирской Богоматери начали исходить лучи пламени. Противник был разбит, а позже возник замысел о создании храма на берегу Нерли, рассказывает летописец. 

Проложное сказание и текст службы на Покров можно встретить в списках, датированных периодом XIII—XIV веков. Как писал выдающийся археолог советского времени Николай Воронин, Боголюбский вместе с епископом установили этот праздник и посвятили ему Покровскую церковь на Нерли, не получив предварительно санкцию киевского митрополита.

Правитель сильнейшего в те времена Владимиро-Суздальского княжества воплотил идею об особом покровительстве Богоматери его земель и людей, которые их населяли. В результате в устав этот праздник был включен в ХІІ веке. 

Палаты Андрея Боголюбского


Палаты Андрея Боголюбского (слева).
1

Палаты Андрея Боголюбского – чудом сохранившаяся, хотя бы частично, древняя постройка домонгольского периода, входящая в состав Свято-Боголюбского монастыря. Палаты, возведенные в 12 столетии, включали в себя величественный белокаменный дворец и нарядную Рождественскую церковь, соединенные башнями и арочными переходами.

Русский архитектурный шедевр, декорированный резьбой по камню, рельефами, лепниной и позолотой, украшенный вычурными колоннами и витражными окнами, современники сравнивали с храмом Соломона.

Собор обрушился в начале 18 века, долгое время считали утерянными и княжеские покои. Лишь в середине прошлого столетия в ходе археологических раскопок были найдены фрагменты лестничной башни и перехода в храм. Бытует версия, что именно в башне принял мученическую смерть Андрей Боголюбский.

Сегодня на месте рухнувшей церкви возвышается новый храм Рождества Богородицы, башню надстроили колокольней. В башне оборудован предел в том месте, где нашли тело великого князя, здесь всегда лежат цветы, принесенные паломниками.

Адрес: Адрес: Свято-Боголюбский женский монастырь, Боголюбово, Владимирская область, Россия.

История поселения

Поселение было основано в 1158 году князем Андреем Боголюбским. При князе Андрее, Боголюбово стало городом с постоянным населением, самоуправлением, торговлей и ремёслами. На тот момент оно исполняло функцию резиденции правителя. В те далекие времена на Руси было очень неспокойно: кругом царили войны, распри. И посреди всей этой смуты Боголюбово являлось островком спокойствия и тишины.

На протяжении семи лет здесь активно велись строительные работы: были возведены церковь, собор, дворец, оборонительные сооружения. Интересно, что в качестве стройматериала сразу же применялся камень, в то время как в других городах первые сооружения того времени были преимущественно деревянными. Постепенно вокруг дворца образовалось довольно крупное поселение, которое приобрело постоянных жителей, местное самоуправление, посад, ополчение. Здесь активно развивались торговля, ремесла. В результате поселение получило фактический статус столицы Северо-Восточной Руси.

Согласно историческим исследованиям, в период до татаро-монгольского нашествия поселение было окружено двойным укреплением (внутренний контур – каменный, внешний – деревянный), внутри которого располагался белокаменный дворец князя Андрея.

После кончины владимирского князя развитие резко остановилось. В 1177 году город был атакован и разграблен рязанским князем, в результате чего сильно пострадал. Спустя век оборонительные сооружения были разрушены в результате монголо-татарского нашествия. В таких условиях город не мог успешно развиваться и утратил былую значимость. В 17-19 веках в центральной части активно велось храмовое строительство. Пришедшие к власти большевики закрыли монастырь в 1917 году. К жизни он вернулся только в начале 90-х годов.

Несмотря на все невзгоды, выпавшие на его долю, поселок не утратил своей исторической ценности, которая со временем только лишь возрастает. До наших дней частично сохранились рвы, земляные валы, полуразрушенные белокаменные укрепления, замок, храм Рождества Богородицы (его цокольная часть) и многое другое.

Таинственный храм на Нерли

Мы продолжаем путешествовать на колесах. Задача — потратив один-два дня и не больше бака бензина, получить массу новых впечатлений. И знаете что? Езжайте в Боголюбово . Рядом есть храм Покрова на Нерли . Наверняка слышали, но ведь не видели? Поезжайте. Получите удовольствие.

Удачи на дорогах!

Боголюбово. Местечку этому девятьсот с лишним лет. Резиденция князя Андрея Боголюбского. Домашнее имя сына Долгорукого — Китай . В честь него хотели сначала назвать Москву . Жили бы мы сейчас в Китае, товарищи.

Так вот, в резиденции Андрея-Китая стоит огромный храм. По российским меркам — новодел века XIX. Дело в том, что в XVIII веке здесь завелся какой-то придурковатый архиепископ-реформатор. Он, знаете ли, всего лишь хотел расширить храму окна. А тот возьми и рухни. Спустя сто лет его восстановили. Но самая главная постройка — палаты Боголюбского. Они сохранились с XII века.

По витой лестнице взбираешься на второй этаж и с ужасом представляешь, как по этому узенькому проходу полз вниз не добитый суздальскими заговорщиками князь Андрей. Хозяина Руси считали высокомерным и заносчивым. После того как вскрыли его могилу, выяснилось, что он болел жутчайшим остеохондрозом — шея не гнулась. А все думали, что это от спесивости.

Храм Покрова на Нерли. Зачем князь построил его на таком удалении от поселения, и до сих пор не ясно. Но что-то он такое знал. Заставил побежденных булгар возить с Волги белый камень для строительства Владимира, а каждый десятый складывать на стрелке Нерли и Клязьмы . Подняли это место аж на шесть метров, потому что в половодье вода поднимается на три.

Я представлял, что это всем храмам храмище. Оказалось, церковь крохотная. Но как-то ее строители так распорядились золотым сечением, что она кажется каким-то абсолютно космическим сооружением. Это неясное ощущение укрепляется по мере приближения к Покрову. Люди идут туда непрерывным потоком. И вы сходите, только, ради Бога, не кидайте пакеты из-под орешков и чипсов на тропинку. Противно же.

Строили церковь ударными темпами, которые и не снились Ресину . С апреля по октябрь 1165 года. Так требовала технология. До сих пор, как видите, стоит. Красивая — с непривычными глазу барельефами на всех стенах. Правда, тот же придурочный поп пытался и ее снести за ненадобностью. Но только первый крестьянин полез снимать сусальную крышу, как ему попала в глаз золотая соринка, и он ослеп. «Богородица против!» — решили мужики. И ушли от греха. А слепец тот прозрел! Если он схитрил таким образом, то спасибо ему. Бог простит этот грех.

Как добраться

Где пообедать во Владимире

Для сладкоежек

Не забудьте купить по пути во Владимир в Покрове местные пряники. Они более сладкие, чем тульские. С орехами и изюмом.

Местоположение храма

Церковь находится в полутора километрах от Боголюбова, бывшей резиденции князя Андрея Боголюбского. Раньше на этом месте река Нерль впадала в Клязьму. Вот почему храм и получил название Покрова на Нерли. Со временем русло  Клязьмы сместилось далеко па юг, оставив после себя ста­рицу — тихую заводь, заросшую кувшинками. Здесь у старицы и стоит храм Покрова.

А теперь давайте вспомним историю и географию. Клязьма была частью важнейших торговых путей того времени. Она впадает в Оку, Ока в Волгу, Волга – в Каспийское море. То есть по Клязьме шла торговля Владимиро-Суздальского княжества со странами Востока.

И здесь хочу поделиться фотографией карты, которая мне встретилась в Узбекистане, недалеко от крепостной стены Хивы. Надпись гласит, что это Великий шелковый путь. Видите, что в качестве одного из опорных пунктов указан Владимир?

А теперь вернемся к храму, который построен на месте слияния двух рек. Разумеется, зодчие не могли не знать, что весной реки разливаются и весь луг бывает затоплен водой.

«Чем же была вызвана постановка церкви Покрова на столь трудном для строителей месте? В этом был свой глубокий смысл. Устье реки было воротами Суздальской земли и выходом на быстрое течение Клязьмы к Оке и Волге. Мимо храма шли суда из Суздаля и Ростова, ко­рабли послов и гостей из стран Востока, с Волги и Оки. Он не был одиноким. Храм был связан единым замыслом с белокаменным княжеским замком, который был хорошо виден отсюда, и далее — с пышными зданиями самой столицы княжества, Владимира».

Н.Н.Воронин. «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Что видели послы и гости, когда проплывали на кораблях в этом месте? А видели они владения Андрея Боголюбского. Невероятной красоты храм с пристанью. Княжеский замок в так называемом Боголюбовом-городе. И сам Владимир с его знаменитыми соборами, Дмитриевским и Успенским.

Все-таки Андрей Боголюбский был мудрым и дальновидным правителем. Поставив храм в таком месте, князь имел возможность не только контролировать волжский торговый путь, но и показывать гостям величие Владимиро-Суздальского княжества.

Внешний облик. Загадочные орнаменты белокаменной резьбы

Царь Давид Женские Маски Львы Голуби орнамент фасада

На фасадах церкви характерная для тех времён каменная резьба. Узоры легко вписаны в стройный стан храма. Барельефы изображают царя Давида, поющего псалмы; львов, расположившихся под ним; а по сторонам от него – голубей. Аркатурный пояс окружает силуэт храма. Под ними, женские лица с длинными волосами убранными в косы. Лики словно освещают собою всё вокруг, украшая фасады церкви с трёх сторон.

Аркатурный пояс

По внешнему виду и исследованиям археологов ясно, что раньше церковь была с трёх сторон обстроена галереей. В хоры из неё подымалась лесенка, располагавшаяся на юго-западе галереи. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её. Так по белому камню были высечены грифоны и другие, самые разнообразные и диковинные мифические существа. А главными орнаментальными элементами резьбы служили прыгающие барсы – символ княжеской династии во владимирских землях.

Церковь Иоакима и Анны


Церковь Иоакима и Анны.
1

Церковь Иоакима и Анны – старинное культовое сооружение, возведенное во славу родителей святой Девы Марии в самом центре Боголюбова. Точная дата возникновения храма неизвестна, полагают, что первое деревянное строение появилось в 17 веке, его каменный «преемник» – спустя столетие. В то время церковь удивляла и поражала причудливой росписью внутреннего интерьера.

В годы советской власти красивейшее здании приспособили под зернохранилище и магазин, в нем также располагались клуб и кинотеатр. Лишь в 90-е годы прошлого столетия церковь передали верующим и начали восстанавливать.

Сейчас от былого великолепия храма сохранились лишь следы. Тем не менее в некогда роскошной церкви, выполненной в классическом стиле, присутствует особенная атмосфера тепла, света и надежды. Сюда со всех уголков страны устремляются бездетные пары вымаливать долгожданного ребенка.

Адрес: Церковь Иоакима и Анны, улица Ленина, Боголюбово, Владимирская область, Россия.

References[edit]

  1. ^ abcde Russian Federal State Statistics Service (2011). Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1 . Всероссийская перепись населения 2010 года (in Russian). Federal State Statistics Service.
  2. «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации (in Russian). June 3, 2011. Retrieved January 19, 2021.
  3. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Russian Post ). Поиск объектов почтовой связи (Postal Objects Search ) (in Russian)
  4. Russian Federal State Statistics Service (May 21, 2004). Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более человек (XLS). Всероссийская перепись населения 2002 года (in Russian).
  5. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, районов, городских поселений и сёл-райцентров . Всесоюзная перепись населения 1989 года (in Russian). Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики . 1989 – via Demoscope Weekly .
  6. UNESCO. World Heritage. White Monuments of Vladimir and Suzdal

Что туристу посмотреть в Боголюбово за 1 день

Посещая Боголюбово, первым делом стоит обратить внимание на его «изюминки» — особые места, составляющие уникальный облик посёлка

Свято-Боголюбский монастырь Рождества Богородицы

Адрес: ул. Ленина, 51В.

Один из древнейших храмовых комплексов России был основан в 1158 году Андреем Боголюбским. Согласно легенде, на пути из Владимира в Боголюбово князю во сне явилась Божья Матерь. Находясь под впечатлением от увиденного, набожный князь велел написать на этом месте образ и заложить церковь. Так зародился храм Рождества Богородицы, а созданную здесь икону Божией Матери нарекли Боголюбской. Позже в её честь также возвели храм.

Комплекс захватил огромную территорию, на которой помимо церковного ансамбля расположился дворец Андрея Боголюбского. Именно в этом дворце в 1174 году князь был вероломно убит своими приближёнными. Предположительно, это событие послужило поводом основания женской обители, так виновники трагедии пытались искупить свой грех.

После гибели Андрея Юрьевича созданные им храмы продолжали развиваться и вскоре стали центром массового паломничества. Местные службы посещали не только горожане, но и жители окрестностей, а также дворяне и члены царской семьи.

Монастырь действовал до 1923 года. В советские годы храмы были закрыты, и некоторые из них трансформировались в музеи. Архитектурный ансамбль не пострадал от перестроек и вандализма, так как охранялся государством и носил статус исторического памятника.

Монашеская жизнь была возрождена в 1991 году. В последующие годы в зданиях велись ремонтные работы: стены главного собора покрыли свежей краской, заменили устаревшие детали конструкции, установили новый иконостас. На территории монастыря были сооружены новые хозяйственные постройки, мастерские, купели на месте святых источников, а также посажен фруктовый сад.

В настоящее время Свято-Боголюбский монастырь Рождества Богородицы действует и ежегодно посещается тысячами паломников.

Храм Покрова-на-Нерли

Адрес: 1,5 км к востоку от Боголюбово.

На тихом берегу реки Нерль возвышается белокаменный храм, который часто называют «лебедем», «свечой» или «невестой» из-за его воздушного, белоснежного облика. Здание выполнено в стиле русской архитектуры. Его украсили аркатурно-колончатые пояса, порталы, пилястры и полуколонны. Четверик увенчала массивная глава на барабане с резными орнаментами.

Несмотря на светлый, праздничный облик, храм несёт в себе память о скорби и великой утрате. В 1165 году восемнадцатилетний сын Андрея Боголюбского — княжич Изяслав — погиб в военном походе на булгар. Древние летописи сообщают, что Изяслав был похоронен во Владимирском Успенском соборе «съ плачемъ великимъ», а в окрестностях Боголюбово безутешный отец поставил в память о нём Покровский храм.

До XIX века на территории храма располагалось большое количество построек, в том числе часовни, малые церкви и купели. Однако со временем большинство зданий пришло в негодность и было разрушено. Главный храм находился в аварийном состоянии. Фасадные украшения, интерьеры и ценнейшие настенные росписи были утрачены. В начале XIX века Покровский храм, который уже хотели пустить на кирпичи, отреставрировали на пожертвования горожан.

В настоящее время Храм Покрова на Нерли полностью возрождён из пепла. Глядя на него, не скажешь, что его возраст приближается к девятому столетию.

Храм заслуженно признан одним из красивейших строений Боголюбовского сельского поселения, и запечатлён на его гербе. Церковь действует, организует богослужебные мероприятия, которые посещаются жителями и гостями посёлка Боголюбово. Также при ней работает мастерская по изготовлению свеч и пасека.

Боголюбовский луг

Координаты на карте: 56.191432, 40.554148.

Боголюбовский луг находится в окрестностях церкви Покрова-на-Нерли. Вместе они образуют значимый исторический и природно-ландшафтный комплекс. Луг занимает площадь, превышающую 170 гектаров.

Периметр этот пересекают многочисленные пешеходные тропы, ведущие к церкви, к берегу реки или в уединённые природные места. Луг славится богатой растительностью. Густые заросли лекарственных растений, пряных трав и соцветий наполняют воздух душистым ароматом. Флора луга насчитывает более трёхсот видов растений, среди которых встречаются редкие образцы, занесённые в Красную книгу.

Боголюбовский луг находится под охраной как памятник природы регионального значения. На его территории запрещено сорить, курить, срывать растения, пользоваться автомобилями. Для отдыха посетителей отведены специальные места.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Сейчас на месте величественных палат Андрея Боголюбского некогда каменных палат остались только лестничная башня и галерея – они входят в состав собора Рождества Пресвятой Богородицы. Данные раскопок позволили выяснить, что замок был двухэтажным, там же находились стены и киворий. Князь мог переходить из палат по лестницам в храм, богато украшенный позолотой, лепниной и резьбой.

На этом месте принял смерть от рук предателей Андрей Боголюбский. Летопись гласит, что предатели настигли безоружного князя в спальне, а убит он был своим слугой на лестнице, не имея возможности защищаться. Именно это событие сыграло свою роль в том, что на месте разграбленного замка XII века открылся мужской монастырь. После неудачной попытки реконструкции своды строения обвалились, а далее на месте руин был воссоздан собор.

Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского

Палаты великого владимирского князя являют собой уникальный памятник архитектуры 12-го столетия.

К сожалению, дворец не сохранился, за исключением лишь части построек. Комплекс был возведен почти одновременно с храмом Рождества Богородицы. Это первые строения, которые появились на берегу реки Нерль.

Дворец князя Боголюбского – единственное гражданское строение домонгольской Руси, дошедшее до наших дней и сохранившееся хотя бы частично.

Единственные фрагменты замка, которые сохранились до сегодняшнего дня, — это галерея и лестничная башня, ставшая местом гибели Андрея Боголюбского.

В своей загородной резиденции князь провел 17 лет. Здесь же летом 1174 года был убит своими политическими противниками, боярами Кучковичами. Заговорщики незаметно пробрались в спальню к князю, и начали избивать его, пока тот спал. Предатель-слуга заранее выкрал меч, лежавший под подушкой хозяина, из-за чего Андрей Боголюбский не мог отбиваться от противников. Решив, что с жертвой покончено, заговорщики покинули место преступления. Князь остался жив, но в тот момент, когда спускался по лестнице, он был замечен слугой и сброшен в бурьян.

Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского

Замок долгое время считался утраченным. О том, что здесь располагались княжеские палаты, стало известно случайно. В 1954 году археолог Н.Н. Воронин обнаружил винтовую лестницу, которая вела в башню, а также полуразрушенный переход в церковь Рождества Богородицы. Храм составлял единый комплекс с замком, но сейчас от него осталась лишь цокольная часть.

О величественной красоте княжеских палат можно судить только по древним чертежам и записям. Благодаря многолетнему труду Н. Воронина облик княжеского замка перестал быть тайной. Согласно исследованиям, княжеский дворец был двухэтажным величественным зданием из белого камня, украшенного декоративной резьбой.

Дворец располагался на берегу реки Клязьмы, в южной части города. С этого места открывался чудесный вид на устье реки Нерли, что впадала в Клязьму, близлежащие леса и красоту бескрайних полей.

Помимо дворца и храма архитектурный ансамбль включал каменный киворий и оборонительные стены. Дворцовые постройки тянулись небольшими группами вокруг площади. Княжеские палаты соединялись с храмом арочными переходами с башнями. Внутри последних находились винтовые лестницы, по которым князь вместе со своими приближенными мог переходить прямо на церковные хоры.

Собор, также возведенный из белого камня, украшали резные рельефы, медная плитка, украшенная позолотой, оконные витражи. На храмовой площади располагался «святой шатер» с ликами Богородицы, под которым стояла чаша, предназначенная для освящения воды в память о явлении князю образа Богоматери. Дворцовый ансамбль окружали высокие (до 6 метров) земляные валы, на которых возвышались белокаменные стены и сторожевые башни.

Сейчас место гибели Андрея Боголюбского украшают картины, запечатлевшие это ужасное событие. После смерти князя дворец был разграблен, а в начале 13-го века здесь обосновался мужской монастырь. Когда, по указанию настоятеля, начались работы по расширению окон храма, монастырские своды не выдержали и обрушились. Спустя время на этом месте был заложен новый храм, а двухъярусная башня с галереей с тех пор являются частью Боголюбовского монастыря. На данный момент здесь установлена ниша в честь князя Андрея Боголюбского, который в 18-ом веке был причислен к лику святых. В нише стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы.

Место убиения Андрея Боголюбского

Адрес: ул. Ленина, д. 51, территория Боголюбского женского монастыря.

Подробную информацию об этом месте можно узнать на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Архитектура

Нынешняя церковь — это центральный объем первоначальной постройки, прошедший сквозь 900 лет практически без изменений. Это четырехгранник со стороной 10 метров, если не учитывать выступающие с восточной стороны 3 апсиды. Фасад узнаваем благодаря поясу из высоких, узких ложных арок, что являлось отличительной чертой облика и других церквей Владимиро-Суздальского княжества.

При осмотре здания может показаться, что стены наклонены внутрь, однако все они строго вертикальны, а иллюзия возникает из-за особого сочетания пропорций. Также этот прием визуально «вытягивает» стены, заставляет их выглядеть выше, чем они есть.

Фасад украшен барельефами из белого камня, значение которых также до конца не выяснено. Тут встречаются три изображения царя Давида, иногда называемого псалмопевцем, голуби, львы, грифоны, несущие в когтях лань, а также женские головы, чьи волосы убраны в длинные косы. Всего можно увидеть 19 рельефов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий