День города Набережные Челны: история и символика

XVIII—XIX век

В административном отношении в XVIII веке территория Набережных Челнов входила в состав Казанской губернии (до 1781 года), Уфимского наместничества (1781-1796 года), Оренбургской губернии (с 1796 года). В 1781-1920 года Набережные Челны находились в составе Мензелинского уезда Уфимской губернии.

К концу XIX века Набережные Челны сформировались в качестве одного из крупнейших центров хлебной торговли в Нижнем Прикамье. Это во многом определило, и облик села, и род занятий местных жителей, и степень их благосостояния.

Государство всегда знало о Набережных Челнах

В государственных архивах также есть немало упоминаний о существовании нашего города, эта дата – 1626 год. Здесь речь идет о переселении нескольких семей крестьян из Елабуги, которые во главе с неким Федором Поповым перебрались через Каму и основали маленький поселок, который начал носить гордое название Чалнинский починок. Потом поселок менял свое название, оно трансформировалось сначала в Позднее Береговые, Бережные и, наконец, после всех перипетий стало называться так, как мы его сейчас и называем – Набережные Челны.

Так вот, поселок постепенно развивался, и в скором времени по приказу царя Алексея Михайловича Романова был переформирован в казацкий чалнинский городок – не забавы ради. Ему приказано было жить и защищать от калмыцких и ногайских набегов, коих в то время случалось немало.

Начало истории Челнов

Первые поселения в нашем крае относят еще к середине аж III тысячелетия до нашей эры – это эпоха бронзового века, в это время на земле царил хаос, постоянные завоевания. В это время в Древней Греции правит цари Минос, в Древнем Египте к власти приходит Хеопс, а в Индии – Хараппская цивилизация.

То есть вы понимаете, да – какой это период? Если объяснять совсем просто, то вторая глава учебника по истории за 5 класс. Самое начало!

Понятно дело, что ни о каких Набережных Челнах речи и быть не могло, однако, мы точно с вами знаем, что здесь кто-то уже жил. И жил не просто так, а постоянно.

На самом деле письменные источники, обнаруженные археологами, в которых есть упоминания о нашем городе, датируются примерно 1680 годом. И вот там то сказано, что город Яр Чаллы был построен здесь, в нашем крае, на нашей территории в 1172 году. То есть прикиньте сами – сколько лет нашему городу со дня основания?

Об истории города

Археологические находки свидетельствуют о том, что первые поселения в районе Набережных Челнов существовали ещё в бронзовом веке (III-е тысячелетие до нашей эры). Летописи говорят о том, что уже в XII веке здесь был город Булгарского царства. Первые русские поселенцы, прибывшие из Елабуги, обосновались в Челнах в 1626 году. Известно, что в дореволюционные времена село было крупным и зажиточным, одним из главных центров хлебной торговли в регионе.

В 1930 году, в ходе административной реформы в СССР, селу Набережные Челны присвоили статус города. Конец 60-х / начало 70-х ознаменовались бурным ростом города: здесь был построен огромный Камский автомобильный завод, возведены новые жилые массивы для работников этого предприятия. Строить и запускать его ехали люди со всех концов Советского Союза. За пару десятилетий бурного роста численность населения города более чем в 10 раз. А по соседству такими же быстрыми темпами рос выстроенный «с нуля» Нижнекамск, со своим комплексом нефтехимических предприятий и крупнейшим в стране шинным заводом.

С 1982-го по 1988-й годы Набережные Челны назывались «город Брежнев», в честь генерального секретаря ЦК КПСС – «крёстного отца» нового советского автограда.

Герб Набережных Челнов.

Очень тяжело город переживал разруху 1990-х годов. Недаром местная поговорка гласит: если КамАЗ один раз чихнул – у всего города поднимается температура. Каково же было экономическое положение в Набережных Челнах, когда предприятие фактически простаивало, а его работникам по нескольку месяцев не платили зарплату! К тому же, в 1993 году грандиозный пожар полностью уничтожил существенную часть КамАЗа – завод автодвигателей. На его восстановление ушло более пяти лет.

Экономический кризис в Набережных Челнах сопровождался разгулом преступности и нездорового татарского национализма (и это в городе, большую часть населения которого всегда составляли русские!)

Но 2000-х годах автогигант ожил, смог модернизировать производство и выпускаемые модели в соответствии с требованиями времени. С новым витком развития завода благополучие и стабильность получил и сам город.

Начало XX века

Улица Центральная в начале XX века

В начале XX века Набережные Челны представляли собой большое и богатое торговое село, где наиболее важной частью была улица Дворянская. Она имела большую функциональную нагрузку, являясь почтовым трактом из Елабуги в Мензелинск

Дома на Дворянской улице были деревянные и каменные в два этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями. Также в ней располагались конторы крупнейших пароходств Волжско-Камского бассейна и наиболее влиятельных хлебных торговцев. К этому времени в Набережных Челнах находилась самая крупная пристань на реке Кама, а также были Никольская церковь, училище, мельница, восемнадцать лавок. Основным населением Набережных Челнов были булгары (татары) и русские.

Элеватор в начале XX века

Символом города стал крупнейший в России речной элеватор емкостью два миллиона пудов хлеба, построенный под руководством иностранных фирм и специалистов в 1914–1917 годах на средства государственного банка России. В эксплуатацию объект был принят в 1917 году.

С 1921 по 1930 годы Набережные Челны были кантонным и одновременно волостным центром. Затем кантон был преобразован в Челнинский район. Постановлением ВЦИК СССР от 10 августа 1930 года селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9300 человек. Из промышленных предприятий на тот момент действовали: 31 мельница, различные артели, лесозавод «Республиканец», артели «Победа», «Красная заря», «Металлист».

Набережные Челны — город для путешествий

Если обратиться к более поздним периодам, то на картах итальянских купцов – мысль завертелась, кто к нам сюда приезжал? Здесь, оказывается, были торговые пути (а чего им не быть – реки рядом, очень удобно), и сюда приезжали из дальних стран. Так вот, на их картах от 1375 года есть город Жар – что есть ни что иное как диалектическое Яр – берег. Наш город существует уже два столетия —  с XII по XIV века.

Гораздо позже, уже в период Волжской Булгарии наш город также существует, более того, он процветает, развивается.

Эти сведения были подтверждены чуть более 20 лет назад, когда в нашем городе на Элеваторной горе проходили археологические раскопки, в 1992 году.

Во время ВОВ

В период Великой Отечественной Войны город не являлся передовым городом. Он находился в дальней, от войны, части России. Поэтому он являлся точкой эвакуации множества зданий со всего военного Советского Союза. В Набережные Челны были перенесены 8 детских домов, половина из которых остались в самом городе, и ещё столько же распределены по региону. Сохранили безопасность 3500 людям, эвакуировав их в Набережные Челны. Также был перенесен Ткацкий комбинат. За первые месяцы войны в городе образовали более 15 подготовительных учебных военных пунктов. Около 3 тысяч солдат Набережных Челнов были награждены орденами.

В послевоенные годы в городе быстрыми темпами развивалась промышленность. Основаны заводы строительного направления: производство бетона, кирпичей. В 1963 году было решено строить ГЭС. Но в целом, город так и опирался на сельскохозяйственную отрасль. На территории Набережных Челнов был основан завод по производству автомобилей КамАЗ. Завод стал лидером по машиностроению во всём Советском Союзе. Тогда город получил сильный толчок, и вышел на уровень других более развитых советских городов. В 1970 году городу было дало название Вахитов. Но через 18 лет решено вернуть историческое имя.

Челны — город промышленников

Наши предки поселились вдоль берегов рек Челнинка, Мелекеса, Шильна – знакомые названия, не правда ли?

Однако жаль, что те места, те луга, где ранее располагались поселения нынче затоплены, такова цена за появление Нижнекамского водохранилища.

Здесь вообще было очень много озер, лесов, все они сегодня под водой. Наш край всегда славился своим богатством, красотой, хорошим мягким климатом. Леса полтыщи лет назад здесь были наипрекраснейшими – они служили великолепными «корабельными рощами». Думаем, дорогой читатель, тебе понятно это название. Из поваленных деревьев изготавливали суда, которые строились на верфях в Казани, Астрахани и других портовых городов.

Гимн

«Наши Челны»

Как чудесный корабль, выплывают Челны, Парусами взметнув, свои белые башни. Он прекраснее всех, город нашей судьбы, Здесь причал всех надежд, и любви светлой нашей.

Город надежд, город ветров, Город-мечта из сбывшихся снов. Город, который построили мы – Наши Челны, Наши Челны.

Распахнули проспекты объятья свои, И знакомые песни, ветра напевают. Самый мирный из всех, город нашей судьбы, Из цветочных узоров, наряд примеряет.

Город надежд, город ветров, Город-мечта из сбывшихся снов. Город, который построили мы – Наши Челны, Наши Челны.

Кама гладит волной золотые пески, Время новые звезды для нас зажигает. Самый лучший из всех, город нашей судьбы Как счастливые рельсы, нас в жизнь отправляет.

Город надежд, город ветров, Город-мечта из сбывшихся снов. Город, который построили мы – Наши Челны, Наши Челны.

Слова Л. Дорженковской, музыка Н. и Л. Тархановых

Постсоветский период

В постсоветский период в 1990-е годы моногород испытал стагнацию в связи с общим для страны упадком промышленности, а также крупным пожаром с полным разрушением завода двигателей КАМАЗа 1993 года. Это сопровождалось разгулом преступности (которая была довольно высока еще в 80-е годы) и подъёмом татарского национализма.

В 2000-х годах началось оживление производств и новое развитие города. Появляются новые здания и целые микрорайоны — Радужный, Яшьлек, Замелекесье, Прибрежный и т. д. В значительной мере возрос выпуск продукции (в том числе новых видов) на КАМАЗе и других предприятиях. Совместно с итальянским концерном ФИАТ создаётся новый один из крупнейших в стране заводов «Соллерс» для выпуска полумиллиона легковых автомобилей в год.

Строительство микрорайона Яшьлек

В связи с реалиями нового времени в городе был переименован ряд проспектов, организованы новые вузы, городские газеты и другие СМИ, малые театры и музеи, новые спортивные команды, аэропорт стал международным, был достроено начатое ещё в советское время и остававшееся знаменитым «долгостроем» высотное здание бизнес-центра 2/18, появились ИТ-парк, много торговых и развлекательных центров, рынков, банков, единственный стационарный в Поволжье Набережночелнинский дельфинарий, ледовый дворец и другие спортобъекты, новые участки трамвая, площадь Азатлык для массовых гуляний, площадь c памятником и музеем В. С. Высоцкому и прочее. Построены новый деловой центр Набережных Челнов «Chelny-Сity» на проспекте Сююмбике, набережную и цирк, а также новые трамвайные ветки.

В городе стали масштабно праздноваться Сабантуй и День республики 30 августа, в ходе которого традиционно устраивается фестиваль цветов. В связи с возрождением религии сооружены крупные мечети «Тауба» и «Нур-ихлас», православный Храм Серафима Саровского и несколько других храмов, а также строится одна из крупнейших и высочайших в стране соборная мечеть «Джамиг». ФК «КАМАЗ» неоднократно входил в высшую лигу. Город, республику и страну прославила команда по ралли на набережночелнинских грузовиках КАМАЗ-мастер, подавляющий чемпион ралли мирового уровня «Дакар».

Набережные Челны — начало XX века

Ну и наконец, мы подходим к современности – XX век. Его начало. Поселок называется Бережные Челны. И это красивое, богатое, а главное, очень большое село – Центральная улица, что на ГЭСе, являлась его центральной улицей. Выполняла очень важную функцию – это был почтовый тракт, который соединял три поселения – Елабуга – Бережные Челны и Мензелинск.

До сих пор на этой улице, к нашему большому счастью, сохранилась хотя бы часть тех каменных зданий, где проживали наши прапрадеды и прадеды.

К 1910 году в нашем городе была расположена самая крупная на Каме пристань. Также здесь были построены церковь Никольская, мельница и училище.

Испокон веков на территории нашего края проживали люди самых разных национальностей. Но все же больше всего здесь было русских и татар. К примеру, к 1847 году здесь проживали порядка 1700 человек. Кажется, что немного. Давайте прикинем, в современном десятиэтажном доме – 10 подъездов, в каждом подъезде порядка 4 квартир. В каждой квартире, по средним показателям, три человека. Итого в одном доме проживает 1200 человек. Вот она простая арифметика – два столетия назад это был огромный богатый поселок – сегодня это капля в море – всего один дом в целом городе.

Информация о городе

Набережные Челны (татар. Яр Чаллы; в 1982-1988 гг. – Брежнев) являются городом в Республике Татарстан. Они находятся на левом берегу реки Камы. Экономика представлена компаниями машиностроительной, энергогенерирующей, пищевой, перерабатывающей промышленности.

Через населённый пункт проходит важная автомобильная трасса М7 «Волга», М5 «Урал», E22, Р239. Пролегает железнодорожная линия, имеется речной транспорт. Расположен международный аэропорт «Бегишево». Работают профессиональные учебные заведения, ВУЗы и их филиалы. Население насчитывает более 520 тысяч человек. Действуют культурные учреждения, имеются достопримечательности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий