Что посмотреть туристу на территории Московского кремля?

10) Вторая Безымянная башня

Вторая Безымянная башня — находится на Кремлевской набережной.

Промежуточная башня южной стены Кремля.

Возведена в 1480-х годах между 1-ой Безымянной и Петровской башней (Угрешская).

Вторая Безымянная башня

11) Первая Безымянная башня

Первая Безымянная башня — находится на Кремлевской набережной.

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Выстроена в 1480-х годах к востоку от Тайницкой башни.

Первая Безымянная башня

12) Тайницкая башня

Тайницкая башня — находится на Кремлевской набережной.

Башня была построена в 1485 году архитектором Антоном Фрязиным. В этой башне был вырыт колодец и тайный ход к Москве реке, поэтому и назвали башню Тайницкой.

Тайницкая башня

13) Благовещенская башня

Благовещенская башня — находится на Кремлевской набережной.

Высота башни — 30,7м, с флюгером — 32,45м.

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Название башни связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне.

Благовещенская башня

14) Водовзводная башня

Водовзводная башня — располагается на углу Кремлевской набережной и Александровского сада.

Одна из трех, круглых, угловых башен. Построена в 1488 году итальянским зодчим Антоном Фрязиным (Антонио Джиларди). Башня имела и второе название — Свиблова башня — от боярской фамилии Свибловы, двор которых примыкал к башне со стороны Кремля.

Водовзводная (Свиблова) башня

15) Боровицкая башня (Предтеченская)

Боровицкая башня (Предтеченская) — располагается на углу Кремлевской набережной и Александровского сада.

Боровицкая башня была построена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 году при Василии III. Тогда же Солари возвёл и стену от Боровицкой до Водовзводной башни.

Боровицкая башня (Предтеченская)

16) Оружейная башня (Конюшенная)

Оружейная башня (Конюшенная) — находится в Александровском саду.

Высота башни — 38,9 м. Башня построена в 1493-1495 годах. В начале XVII века она имела проездные ворота к Конюшенному двору в Кремле и по этому называлась Конюшенная. Современное название получила в XIX веке по построенному на территории Кремля зданию Оружейной палаты.

Оружейная башня (Конюшенная)

17) Комендантская башня (Колымажная)

Комендантская башня (Колымажная) — находится в Александровском саду.

Высота башни со стороны Александровского сада — 41,25 м. Башня построена в 1493-1495 годах. Называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи нее Колымажному двору в Кремле.

Комендантская башня (Колымажная)

18) Троицкая башня (Богоявленская, Ризположенская, Знаменская, Куретная)

Троицкая башня (Богоявленская, Ризположенская, Знаменская, Куретная) — находится в Александровском саду.

Самая высокая башня московского кремля находится со стороны Александровского сада, прямо за Кутафьей башней. Ее высота (вместе со звездой) 80 м.

19) Кутафья башня (Предмостная)

Кутафья башня (Предмостная) — находится в Александровском саду.

Была построена в начале 16 века для защиты моста через реку Неглинная к Троицкой башне. Из-за ее необычного вида ее так и назвали. Дело в том, что «кутафья» означало неуклюжая, нерасторопная полная женщина.

Кутафья башня и на заднем плане Троицкая башня

20) Средняя Арсенальная башня (Граненая)

Средняя Арсенальная башня (Граненая) — находится в Александровском саду, за гротом.

Высота башни — 38,9 м. Башня построена в 1493-1495 годах, на месте угловой башни времени Дмитрия Донского.

Средняя Арсенальная башня

Правила посещения Московского Кремля

  • Посетители входят в Московский  Кремль через Троицкие и Боровицкие ворота по входным билетам. Т.е. чтобы пройти в кремль Вы в любом случае должны приобрести билет в один из музеев (кроме школьников, студентов и пенсионеров, которые могут получить бесплатный билет).
  • Фотосъемка на территории кремля разрешена и является бесплатной. Фотосъемка внутри музеев, в том числе, в соборах запрещена. При посещении Кремля никаких ограничений на фотосъемку зеркальными камерами замечено не было. Однако штатив Вам вряд ли позволят пронести.
  • Посетителям разрешается гулять только на части территории Московского Кремля, например, в пределах Соборной площади, вокруг колокольни Ивана Великого, где стоят царь-пушка и царь-колокол, от Кутафьей башни до Собороной площади, от Соборной площади до Оружейной палаты, а также по Кремлевскому скверу.
  • Запрещается вход большими сумками. Их можно сдать в платную камеру хранения, которая расположена рядом в Александровском саду.
  • Запрещается  посещение в нетрезвом виде, при несоответствии одежды нормам, принятым в общественных местах.

Собор Василия Блаженного

  • Изначально он назывался Собор Покрова Пресвятой Богородицы
  • В 1812 году Наполеон, захватив Москву, планировал перевезти Собор в Париж
  • Иконостас очень велик для небольшого храма, поэтому его решено было продолжить на боковых стенах

Возведен в 1561 году на Красной площади в честь победы над татарским ханством. Иван IVприказал архитекторов лишить зрения, чтобы они не смогли построить такое же сооружение. В 1588 году к собору пристроили десятую церковь святого Василия  Блаженного, что стало поводом названия храма.
В советское время храм хотели снести, чтобы освободить дорогу для колонн демонстрантов и при проведении парадов. В наше время в храме музей.

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Со времен Ивана III на территории Московского Кремля располагалась Казённая палата. В 1737 г. (при императрице Анне Иоанновне) Казенная палата сгорела. Уцелевшие ценности перенесли в Теремной дворец, а старое здание разобрали. В 1806–1810 гг. главный архитектор Москвы И. В. Еготов построил для хранения кремлевских сокровищ новое здание — Оружейную палату.

По свидетельствам современников, Оружейная палата представляла собой огромное здание, не уступавшее размерами Арсеналу. В 1812 г. ценности из Оружейной палаты перевезли в Нижний Новгород, а в 1814 г. возвратили обратно. Палата, открытая для посещений, стала первым кремлевским музеем.

Однако здание плохо подходило для хранения ценных экспонатов, поскольку не отапливалось и было пожароопасным. В 1920-х гг. во время кампании по изъятию церковных ценностей в Оружейную палату свозили сокровища из церквей и монастырей. Сюда же стекались экспонаты из частных коллекций, после чего в ней открылся Музей прикладного искусства. В 1967 г. на нижнем этаже Оружейной палаты разместилась выставка «Алмазный фонд».

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Иван III пригласил итальянских инженеров Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари для строительства княжеского дворца, какого еще не было на Руси. Уже в 1485 г. Марко Руффо начинает возводить Казенную палату, которая предназначалась для хранения казны, затем Марко заканчивает Набережную палату, которая становится первым зданием на княжеском дворе. Но венцом всего замысла должна была стать Грановитая палата, задуманная как один огромный парадный зал.

Здание должно было производить ошеломляющее впечатление и на иностранных послов, и на подданных. Расписали Грановитую палату только при царе Федоре Иоанновиче, на стенах есть посвященная ему композиция. Главная идея — прославление царской власти, напоминание о предках и религии. Входили в палату через Святые сени, в которые государь поднимался по Красному крыльцу. Когда был введен обряд царского венчания, именно по его устланным коврами ступеням поднимался царь, приняв в Успенском соборе корону из рук патриарха. Отсюда кланялся в пояс народу.

Имелась особая потайная комната для цариц, которым запрещалось присутствовать на церемониях, но они могли следить за происходившим через специальное окошко. В Грановитой палате проходили все торжественные церемонии и государственные мероприятия: объявлялось имя престолонаследника, заседали земские соборы, отмечались победы русского войска. В 1552 г. Иван Грозный праздновал здесь взятие Казани, в 1709 г. Петр I — полтавскую победу и в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, означавшего конец Северной войны.

В красном углу палаты стоял резной царский трон из темного дуба, на котором монарх восседал во время официальных торжеств. Начиная с XVIII в. нижний этаж палаты использовался в качестве караульного помещения, а в XIX в. стал гауптвахтой. Сейчас в нем размещается резиденция патриарха Московского и всея Руси.

Как попасть в Кремль

От касс есть два пути: направо к Кутафьей башне и налево к Боровицким воротам. Если у вас билеты в Оружейную палату или в Алмазный фонд, лучше идти налево, к Боровицким.

Но я предлагаю пойти направо и подняться по ступенькам к Кутафьей башне.

История говорит, что этой дорогой — от Кутафьей по мосту через Троицкие ворота — шли гости к дворцам царицы и царевен. Этот путь вел и ко двору патриарха.

Пройдя дальше, гости древнего Кремля попадали на Ивановскую площадь. Там кипела официальная жизнь, зачитывались указы.

В Кутафьей башне есть бесплатная камера хранения для рюкзаков и крупных вещей. Пропускной режим строгий: запрещают проносить гироскутеры, самокаты, велосипеды. Исключение — прогулочные детские коляски.

Далее расскажу, что посмотреть в Московском Кремле самостоятельно, а куда можно попасть только с экскурсией и по времени.

Мы много пишем о путешествиях, знаем интересные места, ищем новые маршруты

Dorogi-ne-dorogi.ru – журнал о путешествиях без лишних слов


Схема Московского Кремля.


: kreml-msk.ru

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В 1505 г. скончался Иван III. Его последним деянием стала закладка на Соборной площади нового храма, который бы стал его усыпальницей. Заканчивать собор пришлось его второму сыну Василию, который, не слишком полагаясь на собственные таланты, не столько проводил свои начинания, сколько завершал отцовские замыслы. И в этом преуспел. Через три года после смерти Ивана III собор был готов и освящен во имя Архистратига Михаила. Туда перенесли все мощи прародителей великого князя, присоединив к ним прах Ивана III. С этого почтительного жеста и началось княжение Василия. C тех пор внешне собор мало изменился.

Одним из последних погребений в его истории стало помещение сюда останков Ивана Алексеевича, брата Петра I. После этого царей стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Единственным исключением в 1730 г. стал Петр II, скоропостижно скончавшийся в Москве. Дальнейшая участь храма повторила судьбу всех кремлевских соборов: в 1917 г. он пострадал при обстреле большевиками, после чего был закрыт, а ценности расхищены (реквизированы) новой властью.

Когда сносился Вознесенский монастырь, в подклет собора перенесли 35 усыпальниц русских цариц и великих княгинь, до того хранившихся в уничтоженной обители. С 1955 г. собор функционирует в качестве музея.

Развод конных и пеших караулов в 2021 году

В 2021 году на Соборной площади Кремля можно будет увидеть развод конных и пеших караулов Президентского полка. Каждую субботу с 29 мая по 25 сентября 2021 года в Кремле проводится Церемониальный развод конных и пеших караулов Президентского полка.

Это зрелище очень популярное, но доступное только тем, кто пришел в Кремль с билетами, в отличие от Букингемского дворца в Лондоне, где это зрелище можно посмотреть просто с улицы совершенно бесплатно. Учтите, что места на Соборной площади нужно занимать заранее, ведь желающих увидеть церемонию будет много.

Церемония проходит в сопровождении духового оркестра и включает в себя самые интересные в исполнении ритуалы и строевые приемы, самым зрелищным из которых является конная карусель.

Колокольня Ивана Великого

История Колокольни Ивана Великого началась в далеком 1329-м году, когда была возведена церковь Ивана Лествичника с необычным именем «Под Колокол».

В колокольне нет лифта, поэтому не рекомендуется планировать посещение пожилым людям или тем, у кого есть проблемы со здоровьем. Кроме того, в музей не допускаются дети до 14 лет! Максимальное количество людей в экскурсионной группе – 10.

В 1505 году церковь заметно обветшала, а потому ее начал перестраивать зодчий Бон Фрязин. Приурочено это было к кончине князя Ивана III Великого. Строительство завершили к 1508 году. Таких высоких храмов на Руси еще не было (современная высота — 81 метр!). Ученые долго пытались разгадать секрет устойчивости колокольни. Предполагалось, что фундамент церкви уходил до уровня Москвы-реки. Однако позже выяснилось, что дубовые сваи, на которые ставился белый камень, были размещены на глубину чуть больше 4 метров!

Известно ли вам народное выражение «во всю Ивановскую»? Оно произошло по названию площади перед колокольней, Ивановской. На ней зачитывались правительственные указы и оглашались наказания преступникам. Второе расхожее выражение «вырос детинушка с Ивана Великого» увековечило высоту постройки.

В 1600 году церковь модернизировали. Русский зодчий Федор Конь добавил надстройку цилиндрической формы – третий ярус колокольни. Высота оказалась впечатляющей – 81 метр, что сделало ее самым высоким зданием столицы.

Во время войны 1812 года Наполеон хотел снять золоченный крест с колокольни и установить его на Дом Инвалидов в Париже. Сделать это помешала стая вредных ворон. Сами русские верили, пока крест стоит на месте, Москва не будет сдана врагу.

В настоящее время в колокольне открыт музей, а также регулярно проводится служба. Звонница признана одной из лучших в стране: колокола расположены на трех ярусах (самый большой колокол – Успенский), что обеспечивает идеальное звучание.

Рядом расположены Соборная площадь, Большой Кремлёвский сквер, Царь-Колокол. Время работы: работает по сеансам 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00 (могут быть изменения, уточняйте на сайте). Стоимость билетов: 250 рублей для всех граждан. Контакты: www.kreml.ru/visit-to-kremlin/ticket-prices000ed/stoimost-vkhodnykh-biletov

Арсенал подробнее

В ноябре далекого 1702 г. Петр I велел на территории от Троицких до Никольских врат построить по его личным чертежам величественное здание, в котором предполагалось открыть Оружейный дом, представляющий собой своего рода хранилище для воинских трофеев и образцов русского оружия.

Цейхгауз поочередно возводился несколькими лучшими архитекторами того времени. Окончательно строительство Арсенала завершилось только лишь в 1736 г. Монументальное двухэтажное кирпичное здание превосходным образом дополнило архитектурный облик древнего Кремля. По своему плану строение чем-то похоже на вытянутую трапецию с просторным внутренним двором, попасть в который можно через несколько входов, выделенных портиками, сочетающими в себе черты двух популярных стилей — классицизма и барокко. По всему фасаду гладкие стены прорезывают два ряда спаренных арочных окон с полукруглым верхом и глубокими стесанными откосами. Отдельного внимания заслуживает нижний этаж Арсенала. Благодаря удивительной технике росписи создается впечатление, будто бы он сложен из каменных глыб.

После войны между наполеоновской Францией и Россией в Цейхгаузе должен был открыться музей с собранием экспонатов Отечественной войны. Для этого к зданию Арсенала свозились всевозможные трофейные артиллерийские орудия, впоследствии размещенные вдоль его фасадов. Сюда же в 1960 г. перебазировался целый ряд русских пушек. Сегодня все оружие у стен Арсенала является экспонатами многочисленных кремлевских музеев.

Как купить билеты в Кремль

В Кремле существует четыре вида билетов, поэтому  перед посещением нужно определиться, что вы хотите там посмотреть: основной билет для посещения соборов и билеты по сеансам в Оружейную палату, на колокольню и в Кремлевский сквер.

Первые два вида можно купить на сайте музея, поэтому лучше это сделать, чтобы не сорвать посещение. Единственная загвоздка — если вы идете с льготниками (дети, студенты, пенсионеры и т.д.) — тогда даже с купленными онлайн билетами придется встать в общую очередь за льготными, да, такой вот «сервис».

Вход по купленным заранее билетам отдельно, это очень удобно.

Учтите, что с крупногабаритными вещами вас на территорию не пустят, для этого есть камера хранения.

Царь-Колокол

Возле колокольни Ивана Великого можно увидеть известный во всем мире Царь-Колокол, который по праву считается памятником литейного мастерства. Он был изготовлен в 30-х годах XVIII столетия по указу Анны Иоанновны. Его создатели, отец и сын Моторины, были потомственными мастерами колокольного дела.

Царь-Колокол

Это была не первая попытка создать огромный царский колокол. В качестве материала для отливки мастера использовали разбившийся в пожаре в начале века другой, 160-тонный колокол. Тот, в свою очередь, был отлит из первого Царь-Колокола (весом в 130 тонн), расколовшегося во время пожара в 1654 году. Создателем первого колокола был Андрей Чохов.

Современный Царь-Колокол — самый большой и тяжёлый из колоколов в мире. Вес величественного гиганта составляет 203 тонны!

История создания великого колокола полна трудностей, катастроф и неудач. Исполинские размеры памятника вынудили мастеров использовать не обычную форму, а литейную яму, вырытую неподалеку от звонницы. Талантливые мастера создали неповторимый орнамент и украшения колокола. Подготовка заняла около двух лет. Только в конце 1734 года в огромных печах началась плавка металла. В одной из печей была обнаружена течь, которая вызвала пожар. К счастью, пострадали только деревянные конструкции. В ноябре 1735 года колокол был готов, но почему-то остался в яме. Начавшийся пожар и резкий перепад температуры во время тушения стал причиной того, что от Царь-Колокола откололся кусок весом в 11.5 тонн.

Царь-Колокол долгое время не могли вытащить из ямы. Лишь в 1836 году французский скульптор О. Монферан сконструировал подъемное устройство. Колокол был установлен на песчаном постаменте, где находится до сих пор.

Рядом расположены Соборная площадь, колокольня Ивана Великого Осмотр достопримечательности свободный. Контакты: www.kreml.ru/visit-to-kremlin/what-to-see/tsar-kolokol

Соборы Московского Кремля

Московский Кремль с его потрясающими памятниками архитектуры получил известность по всему миру. Одними из его ярчайших достопримечательностей являются златоверхие соборы и храмы, о которых просто необходимо поговорить более подробно.

Успенский собор подробнее

Строительство главного собора Кремля, которому суждено было стать настоящей гордостью России, датировано второй половиной XV века. В настоящее время Успенскому храму присвоен статус старейшего образца храмового зодчества.

Попасть в церковь можно со стороны Соборной площади. К главному входу, который будто бы охраняет ангел вместе с архангелом Михаилом, ведет широкая лестница, заканчивающаяся тремя красивыми полукруглыми арками. Немногим выше живописного портала можно увидеть качественные многоцветные фрески с фигурами святых, прямо над которыми изображена Божья матерь, удерживающая на руках младенца Иисуса.

Внутри Успенский собор такой же красивый, как и снаружи. Центральная часть храма отделяется от алтарной старинным многоярусным иконостасом, который покрыт позолоченным чеканным серебром. Перед иконостасом находится лик Святого Георгия — самая древняя икона в храме.

Собор Василия Блаженного подробнее

На сегодняшний день Покровский собор (собор Василия Блаженного), без лишней скромности можно назвать одним из наиболее узнаваемых зданий на нашей планете. Это — не только православная святыня, но еще и необычайно красивый памятник архитектуры. Церковь, возведенная к 60-м годам XVI века, являет собой поистине великолепное скульптурное сооружение, увенчанное необычайно красивыми фигурными главами, любая из которых отличается своим потрясающим узором.

Для москвичей и гостей города при храме Василия Блаженного работает музей. Все посетители имеют возможность, поднявшись по спиральной лестнице, полюбоваться на красивые древние фрески и масляную роспись, украшающую стены, затейливые узоры внутренней галереи, иконостас со старинными иконами, а также на церковную утварь, используемую в XVI-XIX столетии.

Благовещенский собор подробнее

На юго-западе Соборной площади ярким пятном выделяется Благовещенский храм, в котором с начала 1993 г. на праздник Благовещения проводятся торжественные богослужения.

Строительство девятиглавого собора с золочеными куполами проводилось в духе раннемосковского зодчества с использованием элементов псковской архитектуры. Благодаря этому сегодня мы можем любоваться на крестово-купольную трехапсидную четырехстолпную церковь, барабаны глав которой декорированы бегунцом и кирпичным поребриком.

Благовещенский храм хорошо известен далеко за пределами Москвы. Немаловажную роль в этом сыграла уникальная соборная роспись, грандиозный церковный иконостас — настоящий шедевр русского искусства и главные реликвии, хранимые в соборе — крест царя Константина и старинный чудотворный лик Пименовской Божьей матери.

Архангельский собор подробнее

Одним из уникальнейших культурно-исторических памятников, окружающих Соборную площадь в Кремле, является пятиглавый восьмипридельный Архангельский собор. Строительством храма руководил А. Новый — известнейший венецианский архитектор, специально приглашенный в Россию. Итальянский мастер приложил максимум усилий к тому, чтобы его храм выгодно отличался на фоне соседних соборов. Этого удалось достичь путем обильного использования белокаменного ренессансного декора, который в сочетании с красными кирпичными стенами придавал строению красочный и по-настоящему праздничный вид.

Довольно интересно отметить тот факт, что для данного собора всегда было характерным особое ритуальное назначение. Ведь храм служил усыпальницей, в которой были захоронены практически все русские правители, скончавшиеся до времен основания Петербурга.

Ныне в Архангельском соборе по престольным праздникам проходят торжественные службы. В любые другие дни здесь работает музей, посетить который будет действительно интересно. Изнутри храм украшает древняя паникадила и высокий деревянный иконостас с позолотой. К слову сказать, большая часть икон в этом храме, относится к XV–XVII векам. Кроме этого заслуживают внимания три главные святыни собора — мощи Димитрия Донского, царевича Димитрия и Михаила Черниговского.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому подробнее

В самом центре российской столицы можно увидеть невероятно красивый и интересный памятник великому русскому князю Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину, которому суждено было стать самым лучшим творением невероятно талантливого скульптора И. П. Мартоса.

Торжественное открытие монумента, превратившегося сегодня в одну из ярчайших «визитных карточек» Москвы, состоялось в конце зимы 1818 г. Церемонию, собравшую бесчисленное скопление народа, лично почтил своим присутствием сам император всероссийский Александр I со свой супругой императрицей Елизаветой Алексеевной.

Это действительно легендарный памятник, увековечивший в себе народный героизм и величайший подвиг двух выдающихся людей. На огромном гранитном постаменте, богато украшенном красивыми выпуклыми барельефами, возвышается удачная скульптурная группа, воплотившая в себе чувства и помыслы людей, переживших тяготы Отечественной войны. Несмотря на то, что бронзовые Минин и Пожарский облачены в сандалии и одежду, характерные для большинства античных скульптур, их фигуры и лица, исполненные решимостью, в полной мере соответствуют русскому характеру. Кузьма Минин, указывающий одной рукой в сторону города, передает древний тяжелый меч князю Дмитрию Пожарскому, тем самым предлагая последнему повести за собой русское войско. Воевода, ослабевший из-за полученных ран, придерживаясь за щит, пытается приподняться со своего ложа, что являет собой символ пробуждения народного сознания в самое трудное время для родного Отечества.

Здания не дожившие до наших дней

За свою очень долгую историю жизни, Соборная площадь, что вполне понятно, не единожды меняла свой облик и расположение своих строений. Начать с того, что первоначальные церкви и соборы отстраивались из деревянных материалов, и как следствие, горели в пожарах, ведь как известно из истории, Москва была объята пламенем пожаров многократно.

Те же счастливые храмы, которым удавалось пережить пожары не сгорев, со временем приходили в ветхое состояние, что также заставляло перестраивать и реконструировать их.

К примеру, Патриарший дворец и храм Двенадцати апостолов, храм Соловецких чудотворцев и храм Благой вести были отстроены заново. И их первоначальный облик сокрыт в веках.

Но помимо временных разрушений или стихийных воздействий на храмы, есть примеры уничтожения их намеренно, во времена войн и попыток захвата территорий Российского государства. Так, колокольня Ивана Великого была лишена двух своих важных элементов, уничтоженных сначала в годы польской интервенции XVII века, а много позже при отступлении войск наполеоновской армии, в войне 1812 года.

Во времена советской власти Сталин издал указ, в котором предписывалось снести «Красное крыльцо» у комплекса Грановитая палата, и заново построено было только в 90-е годы минувшего столетия.

Алмазный фонд

Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.

В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.

Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».

Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В 1505 г. скончался Иван III. Его последним деянием стала закладка на Соборной площади нового храма, который бы стал его усыпальницей. Заканчивать собор пришлось его второму сыну Василию, который, не слишком полагаясь на собственные таланты, не столько проводил свои начинания, сколько завершал отцовские замыслы. И в этом преуспел. Через три года после смерти Ивана III собор был готов и освящен во имя Архистратига Михаила. Туда перенесли все мощи прародителей великого князя, присоединив к ним прах Ивана III. С этого почтительного жеста и началось княжение Василия. C тех пор внешне собор мало изменился.

Одним из последних погребений в его истории стало помещение сюда останков Ивана Алексеевича, брата Петра I. После этого царей стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Единственным исключением в 1730 г. стал Петр II, скоропостижно скончавшийся в Москве. Дальнейшая участь храма повторила судьбу всех кремлевских соборов: в 1917 г. он пострадал при обстреле большевиками, после чего был закрыт, а ценности расхищены (реквизированы) новой властью.

Когда сносился Вознесенский монастырь, в подклет собора перенесли 35 усыпальниц русских цариц и великих княгинь, до того хранившихся в уничтоженной обители. С 1955 г. собор функционирует в качестве музея.

Государственные музеи

Когда Кремль стал восприниматься как символ Российского государства, правители страны начали предпринимать попытки увековечить в его стенах память о победах и достижениях своих эпох. Так, Пётр I собирался хранить в Арсенале военные трофеи.

В наше время дела обстоят чуть проще. Во-первых, экспонатов накопилось достаточно много, даже несмотря на былые войны, пожары и разграбления. Во-вторых, некоторые вещи перестали использоваться по назначению, и их можно показать людям. К примеру, трон, кареты, различная утварь, какой пользовались цари — все эти вещи не только представляют интерес для широкой публики, но и служат доказательством великой истории страны.

Увидеть своими глазами уникальные сокровища можно в следующих кремлёвских музеях:

  • Государственный исторический, который открылся в 1883 году и хранит в своих стенах предметы, способные рассказать о Руси с древних эпох до современности. Здесь в 39 помещениях выставлено свыше 20 тысяч экспонатов, что, по информации сотрудников, составляет лишь 1% всего музейного фонда. Залы расположены в хронологическом порядке, то есть сначала можно составить представление о первобытном обществе, а дальше — о средневековье и о новейшем времени.
  • Оружейная палата — главная сокровищница всей страны. Тут выставлены ювелирные изделия государей и церковной знати с XII века и до начала XX. Экспозиция расположена в 9 залах и насчитывает более 4 тысяч образцов. Среди них шапка Мономаха, короны императоров, выставка оружия, трон Ивана Грозного, уникальные украшения из драгоценных материалов.
  • Алмазный фонд — это отдельная экспозиция в Оружейной палате. Своим появлением она обязана Петру I, который велел признать все царские сокровища государственными и хранить в одном месте, выдавая лишь при необходимости — например, для коронации. После революции многое было распродано, поэтому сейчас коллекция насчитывает около семи десятков экспонатов: скипетр Екатерины II, украшенный бриллиантом «Орлов», самородок «Верблюд» весом почти 9 кг, алмаз «Шах» и прочие ценности.

Алмазный фонд

  • Во время первой мировой войны драгоценности были перевезены в подвал Кремля для безопасного хранения
  • Императорская корона, изготовленная к венчанию Екатерины II в 1762 году
  • Коллекция алмазов

Находится в здании Оружейной палаты. Фонд начали формировать с XVIII века по специальному указу Петра I. В 1922 году исторические ценности передали в Гохран, позже переименованный в Алмазный фонд. В 1967 году открыли выставочный зал Алмазного фонда.
В представленную посетителям коллекцию входят:

произведения ювелирного искусства XVIII-XX веков;
царские и императорские регалии;
орденские знаки России;
алмазы из российских месторождений;
золотые и платиновые самородки;
драгоценные минералы;
уникальные самоцветы.

Царь-колокол

  • Из-за пожара 1737 года, часть колокола весом 11 000 кг, отвалилась
  • На поверхности изображены царь Алексей Михайлович и императрица Анна, нанесены изящные орнаменты
  • Огромная литейная конструкция никогда не использовалась по назначению

Царь-колокол представлен на обозрение в Кремле. Во время правления Анны Иоанновны отлит в 1735 году мастерами литейщиками Иваном и Михаилом Моториными. Признан самым большим в мире, масса превышает 200 тонн, в высоту и по диаметру более 6 метров.
Его никогда не поднимали на колокольню. Только через 100 лет в 1836 году колокол подняли из шахты, в которой он находился с момента изготовления, и установили на возвышении, как показатель искусства русского литья.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий