Царицыно – усадьба, музей-заповедник и парк в Москве

Загадка Царицыно

Историки называют несколько возможных причин, почему Екатерина II отвергла постройки Баженова, какая из них верная, доподлинно неизвестно.

Первая причина

Связь архитектора Василия Баженова с масонской ложей и ее руководителем, журналистом и общественным деятелем Николаем Новиковым. Екатерина жестоко расправилась с Новиковым, отправив его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость без суда, не найдя ни одного преступления за ним. Это кстати, еще одна загадка Екатерины Великой, чем ее так разгневал талантливый просветитель. Новикова выпустит из тюрьмы император Павел, после смерти матери. Что касается Баженова, то после обысков, в результате которых запрещенной литературы не было найдено, он избежал ареста и продолжил деятельность архитектора.

Вторая причина

Императрице просто не понравились дворцы. За 10 лет стройки вкус Екатерины поменялся и «нежная готика» Баженова была отвергнута императрицей, тяготевшей к классицизму.

Третья причина

Екатерина охладела к Царицыно, потому что увлеклась новой стройкой — дворцовым-парковым комплексом «Пелла», строящимся на берегу Невы (территория города Отрадное, Ленинградская область). В 1784 году она приобрела мызу Ивановскую, где с большим воодушевлением началось строительство нового фаворита. Пеллу постигла еще более трагичная судьба, чем Царицыно — после смерти Екатерины по указу императора Павла все постройки были разобраны. Пелла была любимым местом отдыха Екатерины, за что и поплатилась от рук ее мстительного сына.

Четвертая причина

Екатерина не хотела жить в Москве, ей были милее пригороды Санкт-Петербурга. Именно поэтому стройка с новым архитектором длится еще 10 лет, финансируется тоже от случая к случаю. Интерес к Царицыно полностью утрачен, стройка никак не не может завершиться.

Правила для посетителей

На территории запрещены следующие действия:

  • курить;
  • приносить алкоголь и любые напитки в стеклянной таре;
  • разжигать костер и ставить палатку;
  • устраивать пикник;
  • выбрасывать промышленный и бытовой мусор;
  • портить деревья и собирать растения;
  • ходить по газонам и клумбам;
  • купаться в водоемах и ловить рыбу;
  • выгуливать домашних животных;
  • проносить оружие и взрывчатые вещества;
  • рисовать на стенах зданий и памятниках;
  • расклеивать рекламные листовки.

Передвигаться на велосипеде, роликах и самокате в Царицыно разрешают только детям дошкольного возраста.

Мероприятия, экскурсии, профессиональную видео- или фотосъемку проводят после согласования с дирекцией музея.

Царицынский парк зимой и летом

Сегодня усадьба – крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы.

Прогулки по парку – это самое приятное занятие для всех категорий посетителей Царицына, здесь есть что созерцать, есть о чем поразмышлять, и все это в действии, в движении. Царицынский парк – это небольшая дворцовая часть с несколькими мостами и воротами и огромная живописная пейзажная часть с павильонами, беседками, прудами, оранжереями.

В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты. На танцевальной площадке музея-заповедника «Царицыно» по пятницам можно самостоятельно организовать и провести творческое выступление.

Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий фонтан», который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу.

Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.

Большая часть малых парковых построек – «Миловида», «Храм Цереры», «Нерастанкино», «Русалкины ворота» – были возведены архитектором И. Еготовым в «валуевский» период в начале XIX века и являются отражением парковой моды эпохи романтизма. Здесь царит тишина, все полно таинственной гармонии, где человек и архитектура растворяются в природе.

Дворцовая часть парка была сформирована еще Баженовым и включает четыре основных объекта – Виноградные ворота, Солнечные ворота и два моста – Большой и Фигурный. В этой части парка архитектура очень яркая, что наглядно демонстрирует превосходство человека, как и полагали в эпоху Просвещения современники Екатерины и Баженова.

Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самым старым является наиболее удалённый от дворцово-паркового ансамбля Борисовский пруд.

Верхний и Нижний Царицынские пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы: в середине XVII века и между 1666 и 1673 годами. Средний Царицынский пруд появился в 1980‑е годы после сооружения высокой дамбы, разделившей Нижний пруд на две части.

Непосредственно к царицынскому дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды

Они являются естественной границей ансамбля с запада и его важной составной частью — на пруды ориентированы некоторые дворцовые постройки и павильоны пейзажного парка

В музее предложат целый ряд интерактивных и игровых программ, мастер-классов и театрализованных экскурсий, связанных с историей, модой и костюмами, балами и танцами, цветами и садоводством.

В дворцовых интерьерах можно отметить день рождения, отпраздновать Масленицу и повеселиться в новогодние и рождественские дни. Особый интерес вызывают игры-путешествия, или квесты, в Царицыно предлагают три различных квеста, посвященных тайнам и загадкам дворцов, парков, оранжерей и павильонов.

Матвей Казаков


Большой дворец, современная версия Через полгода Казаков представил новый проект дворца, который получил одобрение. Баженовские дворцы для императрицы, наследника и его детей были полностью разобраны, а также камер-юнгферский корпус. Матвей Казаков строит роскошный дворец в стиле классицизма с элементами готики: арочные окна, остроконечные башни.


Большой дворец

Новый дворец строится медленно из-за недостаточного финансирования. В 1793 году императрица приказывает в целях экономии убрать третий этаж и тронный зал. Разобран Большой Кавалерский корпус на стройматериалы.

Усадебные оранжереи

Цветочное хозяйство появилось здесь еще в XVIII столетии, когда окрестными землями владел Кантемир. В 2000-е годы старинные здания восстановили. В Первом оранжерейном корпусе выращивают необычные растения тропиков и субтропиков – различные виды пальм, красиво цветущий китайский гибискус, гибридную фуксию и гигантскую пассифлору.

В Виноградной оранжерее созданы все условия для плодоносящих растений – винограда и цитрусовых, которые некогда поставлялись к царскому столу. Второй корпус собрал пряные и эфирномасличные культуры. Ароматный «букет» этого корпуса дополнен ананасами и фикусами, душицей и рутой.


Третий Кавалерский корпус

Василий Баженов

Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.

Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.

Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.

Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.


Большой мост через овраг

Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.

В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.

Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.

5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.

Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.

После смерти Екатерины

В 1796 году Екатерина умирает. К этому времени Большой дворец готов не полностью, крыша перекрыта временной черной кровлей, помещения еще без отделки. Новый император Павел приехал в Царицыно в 1797 году, усадьба ему не понравилась, что было предсказуемо, все что относилось к его матери было ему ненавистно, последовал указ никакого строительства не вести. Все последующие императоры не выказали желания достроить Большой дворец и использовать по назначению.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для прогулок публики. Некоторые царские постройки переоборудывают в трактиры и гостиницы. По проектам ученика Василия Баженова — архитектора Ивана Еготова строятся романтичные павильоны, беседки, гроты, башня-руина. В павильонах устанавливают столы и стулья для отдыха публики.


Беседка «Храм Цереры»

В конце XIX века постройки превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. Возникает дачный поселок Новое Царицыно, в котором живет много знаменитостей.

После революции 1917 года на территории Царицыно создается поселок Ленино. В некоторых дворцовых зданиях размещаются коммунальные квартиры, клуб, дом культуры, музей. В 1960 году Ленино вошло в состав Москвы.

Масштабная реставрация зданий, кроме Большого дворца началась с середины 1980-х годов. В 2004 году парк Царицыно был передан на баланс города Москвы. В 2005 году с подачи мэра Юрия Лужкова началось масштабное и стремительное восстановление Большого дворца и парковой зоны, несмотря на протесты реставраторов, искусствоведов и архитекторов. 2 сентября 2007 года в День города Москвы состоялось торжественное открытие обновленного дворцового комплекса, на котором присутствовал Путин.

Усадьба Царицыно возникла по прихоти Екатерины II, но несмотря на 20-летнюю стройку и смену проектов, императрица не захотела здесь жить. Никто из императорской семьи так и не нарушил покой опальной усадьбы. Царицыно за всю свою многолетнюю историю не стало московской императорской резиденцией, хотя оно заслуживало этого не менее, чем Петергоф, Гатчина, Царское село, Павловск или Ораниенбаум.


Большой дворец, руины

Многие годы Царицыно было окутано романтично-таинственной ореолом из-за его живописных руин и старинного запущенного парка. Громадная руина Большого дворца постепенно растворялась в пейзаже. После того, как Лужков решил навести порядок в Царицыно, не считаясь с историческим наследием, как он делал это не раз, парк стал многолюдным и шумным. Теперь это обычный современный увеселительный парк, любимый публикой. Здесь проходят выставки, концерты, светомузыкальные представления, магия Царицына утрачена навсегда.

Основные достопримечательности усадьбы

Казаков возвел Большой Царицынский дворец на месте демонтированных корпусов Баженова, но лишь немного отступил от замысла первого зодчего. Дворцовое здание состоит из двух крыльев квадратной формы. Правое предназначалось для покоев императрицы, левое – для цесаревича Павла.

Несмотря на то что во внешнем облике дворца заметны черты псевдоготики, архитектурное решение главного сооружения усадьбы не отступает от канонов классицизма. Это проявляется в уравновешенности пропорций, строгой симметрии, монументальности и трехчастном делении фасадов. Завершения дворцовых башен напоминают башни Московского Кремля.

Фигурный мост

Еще одна сохранившаяся до наших дней масштабная баженовская постройка — Хлебный дом, который еще известен под именем «Кухонного корпуса».

Такое название появилось из-за двух эмблем, напоминающих каравай хлеба и солонку. Над ними размещен интересный вензель, который состоит из букв «Х» и «С». Его обычно расшифровывают, как «хлеб» и «соль». Буква «С» похожа на калач, «Х» – на скрещенные линейки, намекающие на то, что Баженов принадлежал к масонству. Работая над Хлебным домом, русский зодчий показал себя настоящим знатоком кулинарных технологий. Согласно его проекту в здании находилось 8 кухонь.Сегодня в Хлебном доме размещаются все основные музейные экспозиции усадьбы.

Большой мост

В Царицыно имеется и святыня – храм, освященный в честь иконописного образа Божией Матери «Живоносный Источник» (1722 год). Он стоит на севере придворцовой площади. Интересно, что старинный храм – единственная постройка, сохранившаяся от первого, кантемировского имения, которую архитектор Баженов решил включить в свой дворцовый ансамбль.

В 1750-1760-е годы церковь реконструировали, добавив к ней северный придел в честь великомученика Дмитрия Солунского. В 80-е годы XIX века храм перестраивался еще раз. Благодаря умелым действиям зодчего П.Н. Лавина, святыня с южной стороны пополнилась приделом, а ее трапезную расширили. Претерпела изменения также и колокольня храма.

Галерея с аркой

С XVIII века сохранился Большой мост, проложенный через глубокий овраг. Несмотря на свое утилитарное предназначение, он богато декорирован. Стрельчатые арки, украшающие его центральную часть, копируют порталы готических соборов. Зигзагообразный орнамент, словно «подпоясывающий» карниз, розетты и люкарны создают уникальную декорацию. Баженов наделил мост большим количеством масонских символов.

Описание музейного комплекса

Музей-заповедник, который занимает больше 100 га, расположен на юге Москвы. Его история началась в 1776 г., когда Екатерина приказала построить резиденцию. В XIX в. территория превратилась в дачный поселок. В 1927 г. здесь открывают музей, а после войны выделяют охраняемые земли площадью 1000 га. Позже в Царицыно проходят 2 масштабные реставрации. В 2007 г. обновленный архитектурный комплекс открывается в день Москвы.

Схема комплекса включает следующие сооружения:

  • Большой и Малый дворцы;
  • Кавалерские корпуса;
  • Хлебный дом;
  • Оперный дом;
  • оранжереи;
  • Храм иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

Поместье строили на мысу, поэтому на территории возвели Фигурный и Большой мосты. Последний украшают розетки, пояс-зигзаг под карнизом, вставки в виде ромбов и кругов. Центральные арки напоминают порталы в готических соборах. Фигурный мост, который декорирован георгиевскими крестами, построили по принципу виадука. Высокий парапет со стрельчатыми проемами соединяет полукруглые башни.

Оранжереи

Одна из Царицынских оранжерей.

Первое деревянное помещение появилось в 1740-х гг., когда усадьба принадлежала роду Кантемиров. В конце XVIII в. здесь стояло 3 сооружения, где выращивали до 10 000 деревьев. Здесь располагались оранжереи с ананасами, апельсинами, померанцем, виноградом и персиками. В помещениях росли мирт, оливковые деревья, абрикосы, олеандр, лавр и парковые цветы. В Царицыно находилась большая коллекция тропических растений.

После смерти императрицы работу оранжереи поддерживал глава Экспедиции кремлевского строения П. Валуев. На территории строят 8 помещений. В XIX в. комплекс сдают в аренду купцу Давыдову. Позже старые здания сносят, а виноградную оранжерею разделяют на коммунальные квартиры.

Для экскурсий открыты 3 здания. В первом корпусе представлены гибискусы, фуксии, араукарии и пальмы. Во втором помещении выращивают овощи, фрукты, розмарин, олеандр, мирт, имбирь, кофейные деревья. В виноградной оранжерее растут кактусы и декоративные растения.

Знаменитый фонтан

Знаменитый музыкальный фонтан.

Современность в усадьбе представляет музыкальный фонтан. Его создали во время реконструкции 2006-2007 гг. на Нижнем пруду. По легенде в этом месте в 1775 г. князь Г. Потемкин организовал салют для Екатерины II, который сопровождал залп из трофейных турецких пушек. Конструкция в форме чаши занимает 2400 м², которую освещают 2583 подводных светильников. Ее диаметр составляет 52 м.

Вместе с фонтаном освещается Большой дворец и мост через овраг. 915 струй поднимаются максимум на 15 м в такт музыке.

Он оснащен акустической установкой, поэтому композиции слышно с любого берега. Из-за чувствительности к низкой температуре после завершения сезона фонтан консервируют.

Большой дворец и Хлебный дом

Большой дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля.

Царицынский дворец сочетает элементы русской готики и классического стиля. Сначала строительством занимался архитектор В. Баженов. После осмотра здания в 1785 г. императрица поручила работу его ученику М. Казакову. Здание включает 2 крыла, которые предназначались для проживания государыни и ее сына Павла. Они соединяются узкой высокой галереей. Дворец украшен стрельчатыми окнами, остроконечными башнями, полуколоннами и арками. В 1796 г. его практически достроили, но смерть государыни остановила процесс.

В правом крыле на первом этаже создали Екатерининский зал. Он декорирован ценными породами деревьев, золотом, ониксовыми колоннами, лепниной. Здесь установлена статуя императрицы из мрамора высотой 2,6 м. Второе помещение с вишневыми стенами и мраморными колоннами назвали Таврическим залом. На 3 этаже находятся Баженовский и Казаковский залы, которые соединяет анфилада. В здании проводят торжественные мероприятия, выставки и концерты.

Возле дворца расположен Хлебный дом, где располагалась кухня для Екатерины II. Сооружение квадратной формы с округлыми углами построили в 1784-1785 гг. На фасаде установлены 2 горельефа в виде солонки с караваем. Над карнизом изображены буквы Х и С (хлеб-соль). Интересный факт — Х получается в виде скрещенных линий, которые считаются символом масонства. Визуально дом с дворцом соединяет галерея, которая в центре прерывается аркой с шипами. В здании размещена основная экспозиция музея, в атриуме устраивают концерты и театральные постановки.

Режим работы и способ добраться

Часы работы у каждого комплекса отличаются.

Парк открыт c 6:00 до 24:00 ежедневно. Вход бесплатный.

Музей:

  • вторник-пятница — с 11:00 до 18:00;
  • суббота — с 11:00 до 20:00;
  • воскресенье — с 11:00 до 19:00;
  • понедельник — выходной день.

Оранжерейный комплекс:

  • среда-пятница — с 11:00 до 18:00;
  • суббота — с 11:00 до 20:00; воскресенье — с 11:00 до 19:00;
  • понедельник, вторник — выходные дни.

Музей-заповедник «Царицыно» располагается по адресу ул. Дольская, 1, (тел: 8 495 322 44 33). Добраться можно от ст. м. «Царицыно» или «Орехово».

От метро «Царицыно» в сторону ж/д станции, пройти подземный переход, перейти под мостом железной дороги и выйдите к главным воротам входа в парк. От метро «Орехово» вы попадаете в парк со стороны оранжерейных теплиц, это самая дальняя часть парка.

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» в Москве является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики). Это самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле.

Придворцовый пейзажный парк усадьбы

После осмотра дворцового комплекса можно прогуляться по Царицынскому парку. Работы по его разбивке начались еще в 1775 году. В то время парк засадили сибирскими кедрами и лиственницами. За ведение работ по обустройству паркового участка отвечал Баженов. В бывшей кантемировской усадьбе преобладали березы. Баженов не стал вырубать Березовую аллею усадьбы, а сделал ее главной осью своего ансамбля.

Памятник архитекторам Василию Бажену и Матвею Казакову

В усадебном парке с XI-XII веков сохранились курганы-могильники вятичей.

Первые исследовательские работы по их изучению проводились в XIX столетии под руководством И.Е. Забелина. Дополнительные археологические раскопки прошли здесь в 1944 году. Специалисты нашли в курганах много необычных предметов, в числе, уникальных орудий труда. Позже эти находки стали основой археологической коллекции музея-заповедника.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий