Былины и легенды древнего Мурома

Как доехать

Добраться в Муром можно на любом виде транспорта, исключая воздушный — аэропорта здесь нет. Удобнее всего ехать поездом, поскольку город является важным транспортным узлом на Горьковской железной дороге и через него проходят поезда по многим направлениям:

  1. Поезд. Железная дорога связывает Муром с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Чебоксарами, Омском, Ижевском, Барнаулом, Новосибирском и другими городами. Из столицы поезда отправляются с Казанского вокзала, поездка займёт 4,5–5 часов. Из Северной столицы получится доехать за 15 часов на Казанском поезде, отправляющемся с Московского вокзала.

    Железнодорожный вокзал Мурома напоминает сказочный терем

  2. Электричка. Пригородные электропоезда ходят из Нижнего Новгорода, Коврова, Арзамаса.
  3. Автобусное сообщение есть с Владимиром, Нижним Новгородом, Рязанью. Из столицы автобус отправляется от Щёлковского автовокзала, дорога займёт 6 часов. Остановка автобусов до Владимира находится поблизости от Курского вокзала, отправление почти каждые полчаса. А из Владимира много автобусов и маршрутных такси до места назначения.
  4. Автомобиль. Приверженцам автопутешествий следует двигаться по трассе М7 до Нижнего Новгорода. Оттуда есть два маршрута: через Гороховец или Павлово.
  5. На корабле. Пассажирский водный транспорт прекратил существование с распадом СССР, но ещё сохранились туристические теплоходы, отправляющиеся из Москвы и Нижнего Новгорода. Из Москвы круизные теплоходы отправляются примерно раз в неделю.

    К небольшому причалу на Оке швартуются и туристические теплоходы

Иван Годинович

Краткая биография:

Иван Годинович очень хочет жениться и отправляется в землю Черниговскую, но оказывается, что его избранница Настасья уже просватана за иноземца Вахрамея Вахрамеевича (или Кощея). Иван Годинович силой забирает ее и везет в Киев. По дороге их нагоняет жених Настасьи, и вместе с ней они побеждают Ивана Годиновича, привязывают его к дереву, а сами развлекаются в шатре рядом. Ивана Годиновича освобождают помощники (птицы или богатыри). В сражении с врагом богатырю помогает заговоренное оружие: когда жених Настасьи Вахрамей направляет лук на героя, тот произносит заговор на стрелу, и стрела убивает противника. В наказание за неверность Иван Годинович учит свою жену трем наукам молодецким: отрубает руки, губы, ноги — потому что та с неверными обнималась, целовалась, ногами переплеталась.

Что посмотреть в разные сезоны

Выбор времени зависит от цели посещения и ваших возможностей. Монастыри и храмы открыты круглый год, поклониться святым местам можно в любой сезон. Но лучшее время для вояжа — с поздней весны до ранней осени.

  1. Летом хорошо гуляется по просторному Спасо-Преображенскому монастырю. Вокруг монастырских построек разбиты клумбы, есть пруды и вся территория утопает в зелени.

    Вокруг Спасо-Преображенского монастыря много зелени, разбиты клумбы и устроены искусственные водоёмы

  2. Прогуляйтесь по набережной, полюбуйтесь на вантовый мост, искупайтесь в Оке — городской пляж чистый, песчаный, можно купаться даже детям.

    Летним днём хорошо прогуляться по набережной Оки

  3. В конце июня проводится традиционный фестиваль «Звёзды над Окой». В этот день на набережной организованы зоны экстремального туризма, игры лазертэч, проводятся дог-шоу, концерты рок-групп. В завершение устраивается концерт с участием звёзд и фейерверк.

    Фестиваль «Звёзды над Окой» приурочен ко Дню молодёжи, в этот день на набережной проводится множество мероприятий

  4. Погуляйте в Окском парке, отдохните в тени вековых лип и вязов, осмотрите с высоты холма реку и открывающейся за ней вид. Кстати, в первую субботу июля Муром празднует День города.
  5. День семьи, любви и верности празднуется 8 июля. Муром принимает множество гостей со всей страны, желающих почтить память муромских святых и попросить у них семейного счастья.

    День семьи, любви и верности, основанный в память о Петре и Февронии — наиболее любимый горожанами и гостями праздник

  6. 4 августа — день бренда города, муромского калача. В программе: театрализованное представление, конкурсы, мастер-классы, хлебная ярмарка с дегустацией изделий муромских калачников.
  7. Сентябрь ещё одарит последним теплом, но в октябре уже чувствуется приближение зимы. Да и дожди не редкость, так что не забудьте взять зонт и запаситесь непромокаемой обувью. Наградой станет разноцветье осенней листвы, укрывающей скверы и парки. А от дождя легко спрятаться в одной из церквей или в музее.
  8. В начале сентября проводится необычный фестиваль «Россию строят мужики». В программе: мастер-классы по традиционным мужским ремёслам, выступление клубов исторической реконструкции и мужского фольклорного ансамбля.

    Идея фестиваля «Россию строят мужики» — роль отца в воспитании настоящего мужчины

  9. Если хотите увидеть настоящую русскую зиму, отправляйтесь в Муром. Она здесь снежная, с морозцем — средняя температура около -10 °С. Правда, нет летней зелени и разноцветья, да и скользкие тротуары портят впечатление, но это мелочи.
  10. Стоит приурочить поездку к празднованию Нового года. Здесь оно проходит ярко, интересно, весело и с выдумкой. Можно оценить фантазию и креативность создателей праздничных деревьев на аллее ёлок, поучаствовать в концерте с конкурсами и народных гуляниях на площади 1100-летия Мурома.

    Новый год в Муроме празднуется ярко и интересно

Как добраться

На машине. От Москвы до Мурома 313 км, и в таких случаях я всегда голосую за автопутешествие! Ведь когда можно за пять часов оказаться в новом месте (если не застрянешь в пробке) с возможностью по дороге остановиться где вздумается с друзьями или в компании хорошей музыки — это всегда отличный план! 

На автобусе. Если своей машины нет — отправляйся на автобусе. Правда, выйдет долго, но зато бюджетно: 7,5 часов в пути, стоимость билета от 776 руб, отправление с центрального автовокзала несколько раз в день. 

На самолёте. Если в жизни совсем не хватает приключений, то можно добраться до Мурома на самолёте! Точнее до Нижнего Новгорода, ведь в самом Муроме аэропорта нет. Лететь из Москвы до Нижнего всего час, билеты от 6300 руб. туда-обратно, из Петербурга — 1 час 40 минут и билеты от 7000 руб. 

Потом нужно будет взять такси и промчать еще 157 км: Uber обещает довезти за 3200 руб. и 2 часа 20 минут. Ну а что, надо же как-то развлекать себя в эпоху закрытых границ.

Второстепенные персонажи

Калика перехожий

К Илье Муромцу приходят калики перехожие. Открытка Г. Войцеховича. Начало XX века

Странник и певец. Силен, но труслив: отказывается драться с . Всегда осведомлен об актуальных событиях в Киеве в силу бродячей профессии. Отдает свою одежду , чтобы тот неузнанным пробрался в Киев, захваченный Идолищем. Отдает одежду , когда тот хочет попасть неузнанным на свадьбу своей жены. Его приглашают на свадьбы богатырей или княжеский пир, где он, довольный, сидит на печном столбе.

Богатырский конь

Богатыри на конях. Картина Виктора Васнецова. 1898 год

Говорит человеческим голосом. Вестник: сообщает , что его жена выходит замуж. Постоянно в работе: скачет через поля, леса, по облакам, перепрыгивает через стену городовую. Помогает выиграть скачки. Терпеть не может  — от него у коня подгибаются ноги. Побывал в кармане у  вместе с . Подвергается постоянным оскорблениям от Ильи: тот его понукает, называя «волчья сыть» (волчья еда) или «травяной мешок».

Жены богатырей

Илья Муромец и жена Святогора. Фрагмент иллюстрации Ивана Билибина

Обычно имеют мерзкий характер, пытаются погубить богатырей, изменяют им. Жена ждет его некоторое время (6 или 12 лет), после этого выходит замуж за . Беременная жена соперничает с ним в меткости, стреляет и побеждает, Дунай убивает ее — вспарывает ей живот. Маринка Кайдаловна, став женой Добрыни, получает от него три науки молодецкие — он отрезает ей губы, руки, ноги. Жена превращается в змею и пытается убить героя. Жена сидит в сундуке на голове у героя и соблазняет .

Любовницы

Любовницы есть у многих былинных героев. У  — баба Златыгорка, от которой у него рождается сын . Невеста  — это любовница его противника Вахрамея (или Кощея), она предает героя, помогая врагу победить его во время боя. Сестра братьев Петровичей-Збродовичей — любовница  — выходит на первый зов богатыря в чулочках без чеботов. Затем ее либо берут замуж, либо привязывают к хвостам коней, которые ее разрывают. 

Былины и историческая действительность

Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».  

Илья Муромец и Одолище

В тех войсках басурманских есть сильный богатырь – мечет он копье свое долгомерное повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. И никто из богатырей русских сразиться с ним до сей поры не осмелился.

Как приехал Илья – не стал долго раздумывать. Дал коню отдохнуть, напоил, накормил и поехал навстречу богатырю – Басурманину Поганому.

Чуть миновал заставы городские, так и увидел злого татарина. Кидает он правой рукой копье свое долгомерное и сам себя похваливает:
— Как легко ворочаю своим копьем, так легко и с Ильей Муромцем управлюся.

Услыхал это Илья, пришпорил коня и пустился на злого татарина.

Еще солнышко не взошло, как начался у них бой великий. Бьются час, бьются другой. Приустали кони их, а богатыри твердо в седле сидят, никоторый даже не качается.

Вот и полдень настал. Тут кони богатырские спотыкнулися, пали наземь – не поднять их ни лаской, ни угрозою. Стали богатыри пеши биться. Поломали они свои копья долгомерные, поломали мечи тяжелые и схватились врукопашную. Сильно бьются – прах вокруг столбом стоит, земля под ногами гудом гудит.

Уж солнце близко к закату клонится, как поскользнулся вдруг Илья Муромец и упал на дороге навзничь. Насел на него Басурманин Поганый, выхватил нож из-за пояса и хотел перерезать горло Илье Муромцу.

Тут вспомнил Илья про старцев прохожих и подумал так:
«Видно неладно старцы сказывали, что смерть мне в бою не написана. Вот приходит она от руки вражеской, от ножа острого».

И только подумал он это, как почуял в себе такую силу великую, будто вновь испил чашу пива в полтора ведра. Освободил он руку правую — да как ударит Басурманина в грудь Поганого. Взлетел басурманин выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. Упал на землю и воткнулся в нее по самые плечи.

Тогда вскочил Илья Муромец на ноги, выхватил у басурманина нож булатный и отрубил ему буйну голову. Взял он эту головушку бритую, вздел ее на обломок копья своего и поехал прямо на заставу богатырскую – с другими богатырями ждать-поджидать, когда вражеское войско под стены городские подступит.

Да только не пришлось им тогда дождаться. Как увидели татары, что убил у них Илья Муромец самого сильного богатыря, не осмелились они на бой, а снялись с места и ушли в свои степи.

Так избавил Илья Муромец Киев-град от новой беды и привез князю Владимиру подарочек – голову Басурманина Поганого.

Созывал Владимир-князь всех богатырей и стал угощать их, стал потчевать. И всех богатырей стал награждать подарками. Всех наградил, а Илью Муромца, самого главного, позабыл.

Илья Муромец на это очень прогневался. Выбежал он тут на белый двор, призвал к себе всю голытьбу пьяную. И стал говорить им таковы слова:
— Не пристало мне, крестьянскому богатырю, пировать здесь да бражничать, а пристало мне с вами гулять.

Берет он свой тугой лук и накладывает на тетиву калену стрелу. Пускает ту стрелу в золотоверхий дворец. Ударила стрела в золотые маковки, и посыпались те маковки на белый двор. А Илья Муромец приказал голытьбе подбирать те маковки и купить на них зелена́ вина.

От удара стрелы той зашатался дворец князя Владимира, сделались богатыри ни живы ни мертвы. А сам князь Красно Солнышко на Илью сильно прогневался. Но ему богатырь говорит таковы слова:
— Уж ты, князь Красно Солнышко, неладно делаешь: всех богатырей угостил, наградил, а Илью Муромца ничем не одарил!

Тут понял Владимир-князь, что сделал неправильно. Взял свою шубу соболиную и выносит на белый двор, подает ее Илье Муромцу и говорит:
— Не обидься, Илья Муромец, что тебя я не одарил ничем. Вот дарю я тебе свою шубу соболиную.

Разгневался Илья Муромец, схватил шубу соболиную. Схватил за рукав, схватил за другой, всю разорвал. Рвет и приговаривает:
— Как рвал я басурман поганых, так рву я, князь Владимир, твою шубу соболиную!

Князь Владимир возразить ему не осмелился. Знал его силу великую.

Собирательство былин

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого. Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.   ————————————————————————————- Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX. Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12. В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.  

Читать все русские былины Читать русские народные сказки

Садко

Садко. Картина Виктора Васнецова. 1919 год

Характеристика персонажа:

Профессиональный музыкант, гусляр. Азартен — играет в шашки-шахматы, любит заключать пари. Временами проявляет трусость, религиозен — строит церкви в благодарность за помощь святого Николая. Любит спать.

Краткая биография:

Садко не пускают на пиры, он вынужден сидеть на берегу Ильмень-озера (или моря) и играть на гуслях. Его игра впечатляет морского царя, который обещает сделать Садко богатым, но взамен просит приехать к нему в гости. Садко спорит с новгородцами на большие деньги, что сможет поймать необычную рыбу, выигрывает спор и становится богатым (по другой версии он стал богатым купцом, когда грязь и мусор, которые он поймал, превратились за ночь в золото и серебро). Став богатым, строит себе хоромы, где все расписано «по-небесному», затем заключает пари с жителями города, решая вопрос, кто богаче. Каждую неделю новгородцы привозят новые товары, которые Садко выкупает.

Скупив все (или полностью промотавшись), отправляется в морское плавание. Тут случается странное: на море идет шторм, но корабли Садко стоят на месте. Корабельщики решают, что это морской царь просит жертву, и кидают жребий — выбор все время падает на Садко. Смирившись с судьбой, герой отписывает свое имущество друзьям и, взяв с собой гусли, пускается в одиночное плавание на шахматной доске. Быстро засыпает, а проснувшись, обнаруживает себя у морского царя. Царь заставляет Садко играть для него, хочет женить на своей дочери, но тому с помощью святого Николая удается вырваться из морского царства. Снова засыпает, а просыпается уже на берегу реки Чернавы.

Легенды и достопримечательности

Если въезжать в Муром-град со стороны областного центра Владимир, то на пути будет стоять былинный камень. Это неспроста, ведь Муром считается родиной богатыря из русских былин – Ильи Муромца. Здесь постоянно проходят выставки, экспозиции, творческие вечера, собрания связанные с фигурой Ильи Муромца. Имеются ученые, которые оспаривают право Мурома на звание родины знаменитого богатыря.

Есть мнение, что герой эпоса был родом из Брянской области, другое мнение, что из Черниговской области. Однако жители Мурома, единогласно отвечают на вопрос — какая область родина Ильи Муромца? Конечно, Владимирская область, деревня Карачарово, что близ Мурома.

Илья Муромец известен не только своей богатырской силой, но и глубокой верой. Богатырь занесен в православные святцы, а частички его телесных останков хранятся сразу в нескольких храмах Мурома.

В городе сохранился действующий мужской монастырь, Полное название — Спасо-Преображенский мужской монастырь. Одна из ярких страниц в истории монастыря это воздвижение Преображенского собора царем Иваном Грозным в 1555 году. Возглавляя поход на Казань, царь останавливался в Муроме. Где дал обет в случае своей победы воздвигнуть храм из камня. Когда Казань была взята, Иван Грозный исполнил свое обещание.

Приезжающие в монастырь люди могут погулять у местного живописного пруда, посетить мини-зоопарк и отведать хлеба из монастырской пекарни.

Чурило Плёнкович

Чурило Плёнкович. Открытка Ивана Билибина. 1902 год «Ходит Чурилушка по улочкам, / Загляделися все люди на Чурилушку».

Характеристика персонажа:

Франт и щеголь, красавец. Регулярно хвастается своими нарядами. Подхалим, на пиру у Владимира стоит по леву руку. Всерьез заботится о своей красоте, поэтому перед ним всегда носят подсолнечник, предохраняющий его лицо от загара. Любвеобилен.

Краткая биография:

Чурило живет недалеко от Киева и занимается тем, что грабит его земли: разоряет огороды и охотится на чужих охотничьих угодьях. Об этом доносят князю Владимиру, и Чурило вынужден идти к нему на ковер с подарками. Владимир очарован красотой и обходительностью Чурилы и предлагает ему остаться при дворе. Карьера бывшего удальца идет в гору: он служит при дворе князя Владимира (стольником  Стольник — придворный, прислуживавший князьям за столом во время торжественных трапез, а также сопровождавший их в поездках. и чашником  Чашник — должность и чин в хозяйстве русских князей. Прислуживал князю, царю на праздничных обедах, заведовал пчеловодством и медоварением., а затем «позовщиком на пиры»). В Киеве Чуриле нет равных по красоте, правда, в какой-то момент приезжает Дюк Степанович, который оказывается и красивее, и ловчее. Но Дюк уезжает, и Чурило снова на коне.

Он помогает сражаться Илье и компании против силы неверной. Однажды Чурило возбуждает страсть в княгине Апраксии (во время пира Апраксия засмотрелась на «желтые кудри и злаченые перстни» Чурилы и, «рушая» крыло лебединое, порезала себе руку, что не ускользнуло от боярынь). Когда княгиня просит мужа сделать Чурилу постельником, Владимир ревнует, видит опасность и отпускает красавца в его усадьбу.

Другая часть его биографии фрагментарна и трагична. Чурило в какой-то момент оказывается в Новгороде, где волочится за чужой женой, когда ее муж в церкви. Служанка доносит мужу, Чурилу выгоняют.

Дунай Иванович

Дунай Иванович убивает жену. Иллюстрация Николая Каразина. 1885 год

Краткая биография:

Ходят слухи, что когда-то Дунай служил литовскому королю, но его биография начинается со службы в Киеве. Владимир хочет жениться и отправляет Дуная с  в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу. Уговорив ее, они возвращаются домой, но тут случается странное: в поле им встречается богатырка, которая предлагает помериться силами. Дунай побеждает, и дома они с богатыркой играют пышную свадьбу. На свадебном пиру оба хвастаются: он — храбростью, она — меткостью. Гордый Дунай решает проучить жену и устраивает соревнование по меткости, которое в итоге проигрывает. Не простив жене унижения, Дунай разрезает ей живот и обнаруживает, что она беременна: внутри ребенок — «руки в серебре, ножки в золоте». Дунай с горя убивает себя — падает на нож, и из его крови протекает река.

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>

10. Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Pilipok.ru

40 откровенных фактов о русских женщинах

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>

5. Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.

Nnm.me

Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

6. Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.

F-picture.ne

Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий